Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
04.12.2008, http://www.russians.kz
Сергей Кожемякин
Почему усиливается роль религиозного фундаментализма в Кыргызстане?
Годы, прошедшие со времени распада Советского Союза, ознаменовались стремительным усилением роли ислама в Центральной Азии. При этом он стал не просто духовной силой, проповедующей нравственность и праведную жизнь. Это активный субъект политики, заявляющий о себе все громче и громче. Однако в усилении радикальных религиозных группировок виновата сама существующая система. Которая довела страну до кризиса, а людей – до отчаяния. Безысходность, нищета и возмущение – вот что, как правило, заставляет граждан становиться религиозными фанатиками.
ИСТОКИ…
Вот уже два десятка лет мы живем в состоянии идеологического вакуума. Коммунизм у нас практически утратил свое былое значение. Западные, либеральные ценности не прижились – отвергают их наши души и сердца. А ведь человек – не механизм, не животное. Он не может прожить, лишь питаясь и размножаясь, он ищет ответы на вопросы, которые ставит ему жизнь – «в чем смысл жизни?», «почему вокруг столько несправедливости?»… В общем, не хлебом единым… Внутренняя убежденность, наполняющая жизнь человека смыслом и есть своеобразный «духовный воздух». А нас его лишили, поместив в некое безвоздушное пространство. Кто-то покорно это принял. Но многие люди, особенно из числа молодежи, стали искать те самые идеи, которые и заполнили бы вакуум, подарили надежду и смысл существования.
Далеко ходить не пришлось. Большинство увидело спасение в исламе. Во многом, конечно, оттого, что именно ислам является традиционной религией большинства народов Центральной Азии. Отчасти – под влиянием заграничных пропагандистов, резко активизировавших здесь свою деятельность с начала 90-х годов. Для тысяч людей ислам стал МИРОВОЗЗРЕНИЕМ. Определяющим все – от отношения к вопросам морали и семейной жизни до взглядов на идеальное политическое и экономическое устройство. Ислам стал смыслом жизни…
Но почему? Почему сегодня, в 21 веке, когда за плечами – советская эпоха с ее, казалось бы, сугубо светским мировоззрением, а в настоящем – рационализм и наука, люди вдруг ищут себя в религии? И почему все больше кыргызстанцев, никогда не отличавшихся фанатичной приверженностью религиозным ценностям, идут в мечети, а то и вовсе пополняют ряды радикальных организаций вроде Хизб ут-Тахрир? Разумеется, объяснять все помутнением рассудка и деятельностью зарубежных эмиссаров было бы примитивным. Причина глубже, и она заложена в самой нашей жизни. В том пути развития, по которому движутся наши республики.
В 1991 году мы открылись миру, заявили о своем вхождении в «мировое сообщество». Только результатом этого открытия стало не духовное обогащение Кыргызстана, не рост экономического благополучия, а нечто совсем иное. Руководители страны скрыли от нас один жутковатый секрет: в современном мире правят не добрые господа, рассыпающиеся в милосердии и готовые встретить нас с распростертыми объятиями. Иные цели преследовал распад Союза, расчленение его на мелкие и слабые части. Пали защитные заслоны, исчез иммунитет, и жадные лапы стали обшаривать наши молодые республики в поисках добычи. Не обогащение, а разорение, не развитие, а деградация – вот что принесли нам годы так называемых либеральных реформ. Нас раздели, обокрали, развратили, заразили опасными и трудноизлечимыми болезнями – эгоизмом, равнодушием к морали, преклонением перед шмотками, безучастностью к собственному будущему.
Перед народом встала перспектива медленно угаснуть, сгинуть в самоуничтожении. Какова была реакция людей? Небольшая кучка смогла извлечь из паскудного нового порядка максимальную выгоду. Их много в высших эшелонах власти. Их полностью устраивает творящийся вокруг беспредел. В мутной воде легче ловить рыбку. А индивидуализм и отчаяние людей помогают безнаказанно воровать и бесчинствовать. Но большинство населения отодвинуто от дележа пирога. Их участь незавидна – горбатить спину на хозяина, каждый день наблюдать несправедливость, страдать за будущее своих детей. Детей, которых все сложнее прокормить, дать нормальное образование, оградить от пагубных вирусов окружающего мира. Кто-то замыкается в себе, стараясь, как черепаха в панцире, спрятаться от проблем и бед. Кто-то срывается и ищет спасения в алкоголе и наркотиках. А кто-то пытается бороться с несправедливостью, пытается отыскать другой путь – и для себя, и для мира вокруг.
ПОЧЕМУ – РЕЛИГИЯ?
В странах, раньше продвинувшихся по пути индустриального развития, где религия уже не играет большой роли, такие люди пополняют ряды политических движений, отвергающих существующий порядок. Становятся коммунистами, анархистами, членами радикальных экологических движений. Но в обществах, где по-прежнему сильны традиции, многие из этих граждан ищут ответа в религии. Их возмущает и пугает перспектива сгинуть в котле глобализации, стать нищими бродягами без роду и племени. И тем более – такая перспектива для детей и внуков. И они ищут спасения в том, что еще не забыто, в собственных культурных корнях, в религии. Они возвращаются к святыням, которые, как считается, могут уберечь общество от разрушения и поглощения чуждой цивилизацией. Старые нормы оказались единственной «спасительной соломинкой», за которую и ухватились потерявшие внутренний смысловой стержень люди. В том числе среди кыргызского населения, которое никогда прежде не отличалось догматической приверженностью к религиозным воззрениям.
Достаточно взглянуть на многие государства Азии, Африки, - и становится ясно: всюду напор глобализации по-американски вызывает к жизни возрождение уже, казалось, забытых традиций, усиление роли религии. Дело в том, что догматы подавляющего большинства конфессий отвергают те новшества, которые обрушились на нас со стороны Запада, которые вызывают протест у людей. И ислам, и буддизм, и христианство осуждают тотальный индивидуализм, деление на богатых и нищих, падение нравственности. Однако зачастую официальные религиозные органы слишком крепко связаны с режимом – тем самым режимом, который и вызывает отторжение у народа. Они не выступают против политики властей, все их призывы умеренны и расплывчаты. Это приводит к росту популярности радикальных религиозных течений. В том числе призывающих к свержению правящего режима, возврату к «чистой вере».
Характерна эта тенденция и для республик Центральной Азии. Хизб ут-Тахрир, акрамисты и так далее – все эти движения удерживаются на плаву (и более того, укрепляются) из-за недовольства населения падением уровня жизни, коррупцией, вторжением чужеродных культурных норм, разрушающих собственные. А если так, преследованиями и пропагандой «истинного ислама» (к чему призывают ряд деятелей в Кыргызстане) с ними не справиться. Причины, по которым люди идут в радикальные исламские группы, очень глубоки. И предотвратить рост их популярности можно лишь, решив мучающие народ проблемы – безработицу, нищету, бездушие властей, раскол между бедными и богатыми. Пока этого не будет сделано, все меры останутся поверхностными и малоэффективными. Пудра не может излечить язву. Лишь слегка и на время прикрыть. Нужно тщательное и заботливое лечение. Но его нет – врачам наплевать на пациента, они забыли навыки и день и ночь воруют лекарства…
Постоянный рост численности радикальных исламских течений, как мы видим, вполне объясним. Объясним – но не оправдан. Как бы ни был, на первый взгляд, спасителен уход в религиозные фанатики, этот путь является тупиковым. Он не может решить проблемы общества. Но об этом чуть позже. Пока поговорим о том, какова же все-таки ситуация с радикальным исламом в Кыргызстане.
КТО ЕСТЬ КТО
Крупнейшей и влиятельнейшей организацией подобного толка в нашей стране является Хизб ут-Тахрир. Откуда взялась эта организация? Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Партия исламского освобождения) основана в 1953 году в Иерусалиме судьей местного шариатского суда Такиуддином ан-Набхани в качестве филиала египетского движения «Братья-мусульмане». Впрочем, довольно быстро организация обрела полную самостоятельность и распространила свое влияние на многие страны. Целью Хизб ут-Тахрира провозглашается возрождение справедливого исламского образа жизни и единого исламского государства – Халифата. Идеалом Халифата служит религиозно-политическая структура времен Пророка Мухаммеда и его первых четырех преемников, когда в первый и последний (до настоящего времени) раз удалось осуществить справедливое государственное управление. По мнению хизбутовцев, мусульманская община в то время в точности следовала божественным предписаниям, халифы избирались из самых достойных, а общественный продукт равномерно распределялся между всеми. Последующие исламские государственные объединения (например, Омейядский и Аббасидский халифаты, Османская империя) тоже признаются халифатами, но отошедшими от множества первоначальных принципов. Кроме того, целями партии объявляется содействие возвращению мусульман к исламскому образу жизни («все стороны жизни должны основываться на нормах шариата») и распространению исламской веры в мире. Несмотря на весьма решительные призывы, Хизб ут-Тахрир заявляет о неприемлемости насильственных методов. Пропаганда идей, формирование общественного мнения, рост числа сторонников среди политических лидеров, военных чинов, создание исламского государства – вот путь, по которому организация намеревается добиться своих задач.
В центральноазиатском регионе Хизб ут-Тахрир появилась в начале 1990-х годов, на крутом изломе нашей истории. Разделенная между тремя государствами, с весьма бедным населением, страдающим от малоземелья, Ферганская долина стала главным объектом внимания со стороны лидеров организации. Именно здесь задумали они создать «подлинное исламское государство». Первоначально наибольшую активность партия проявляла в Узбекистане, однако в феврале 1999 года в Ташкенте произошло несколько взрывов. Организатором следствие назвало Хизб ут-Тахрир. Начались преследования и аресты ее активистов. В связи с этим действия партии переносятся в южные регионы Кыргызстана. С тех пор влияние хизбутовцев в нашей республике многократно возросло. Не проходит и дня без милицейских сводок о задержании их агитаторов. Только по официальным данным, численность активных членов Хизб ут-Тахрир в Кыргызстане составляет два десятка тысяч человек. Более того, если до недавнего времени деятельность организации была сосредоточена почти исключительно в южных областях страны, то теперь к этому ареалу присоединился и север. Ряды активистов-хизбутовцев пополняются, как правило, бедной и безработной молодежью.
Репрессии со стороны правоохранительных органов не помогают. Очевидно, что они только закаляют и еще больше радикализируют членов партии. Следует признать: Хизб ут-Тахрир – уже не малочисленная подпольная группировка. Это влиятельная сила, поддерживаемая довольно значительной частью населения Кыргызстана и, судя по всему, обладающая сторонниками в некоторых органах власти. Недаром в ходе выборов различных уровней то и дело появляется информация о поддержке хизбутовцами того или иного кандидата. В 2005 году, во время президентских выборов, Хизб ут-Тахрир открыто поддержала одного из претендентов на высший государственный пост, а ее члены работали пропагандистами и наблюдателями этого кандидата.
Между тем, как отмечает ряд экспертов, в последнее время в Хизб ут-Тахрир усилились разногласия. Все больше людей выражают недовольство ненасильственной тактикой партии. По сути, организация представляет собой конгломерат нескольких фракций, большинство из которых настроено более радикально. Это может привести к двум результатам. Либо курс на экстремизм возобладает, и действия Хизб ут-Тахрир примут более жесткий характер, либо произойдет откол радикальных группировок. Которые, вполне возможно, возьмут на вооружение террористические методы.
Недаром от партии уже отделились две группы, чья риторика отличается большим радикализмом. Первая – это «Хизб ан-Нусра», лидеры которой считают, что курс на простую агитацию ведет лишь к арестам активистов, и что «пора переходить к более радикальным способам борьбы». Вторая – «Акрамийя», чей духовный лидер Акрам Юлдашев неоднократно заявлял, что ненасильственные методы Хизб ут-Тахрир разрабатывались для арабских государств и непригодны в условиях Центральной Азии. Кроме того, существуют данные, согласно которым происходит сближение Хизб ут-Тахрир и Исламского движения Узбекистана, прежде критиковавшего хизбутовцев за мягкость и нерешительность.
КАК ВЫЙТИ ИЗ ТУПИКА
Итак, укрепление роли радикального ислама в Кыргызстане, да и в целом в регионе не вызывает сомнений. Отчаявшиеся, разуверившиеся люди пополняют его когорты. Но, как уже было сказано, эта дорога не является спасительной для общества. Приятен наркотик, но неспособен он решить проблемы человека. По первых, религиозный фундаментализм вполне может стать источником расколов и вооруженных конфликтов (ведь в перспективе исламисты видят всемирный Халифат), он препятствует интеграции различных групп населения и почти не учитывает интересы представителей других конфессий. Идеализация прошлого, абсолютизация религиозных догм мешает развитию, освоению действительно полезных, хоть и чужеземных, новшеств – технических, научных. А это ведет к ослаблению перед лицом Запада – то есть к тому, против чего и выступают исламисты. Кроме того, под прикрытием религии свое влияние в Кыргызстане укрепляют и внешние силы. Из-за рубежа финансируется строительство сотен мечетей, из-за рубежа течет финансовая помощь религиозным организациям.
Получается замкнутый круг. Разорвать его возможно только одним способом – радикальной сменой курса. Не слепое копирование чуждых нам ценностей, а творческое развитие собственных, не всепроникающий рынок, ведущий к расколу общества и нищете значительной его части, а государственное регулирование, мощная система социальной поддержки, процветание не для узкой группы чинуш – а для всего народа. И тогда популярность радикальных религиозных движений исчезнет сама собой. Но пока этого нет. Более того, власть делает все для того, чтобы число недовольных увеличивалось с каждым днем. А если так – не стоит сетовать на рост численности организаций наподобие Хизб ут-Тахрир. Вы сами загоняете себя в этот тупик, господа, вы сами готовите взрыв, который можно было бы избежать. Достаточно желания и головы на плечах.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |