Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Казахстан не выполнил обещаний в области прав человека

04.12.2008, http://www.ferghana.ru

Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад о том, как в Казахстане осуществляются – точнее, не осуществляются – реформы в области прав и свобод человека. 54-страничный доклад, названный «Тихие репрессии: свобода религии, собраний и выражения мнений в Казахстане», был подготовлен к совещанию министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, которое в эти дни, 4 и 5 декабря, проходит в Хельсинки. Эксперты Human Rights Watch считают, что прошлогодние обещания министра иностранных дел Казахстана Марата Тажина не выполнены, и предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году чревато подрывом гуманитарных принципов ОБСЕ.

Год назад на подобной встрече министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ было решено, что председательствовать в ОБСЕ в 2010 году будет Казахстан. Впервые ОБСЕ должна возглавить страна из числа бывших советских республик. Но одной из основных задач ОБСЕ является соблюдение прав человека странами-участниками, и поэтому Марату Тажину пришлось дать серьезные обещания по изменению ситуации с правами человека в Казахстане.

И вот прошел год, и в докладе Human Rights Watch зафиксированы широкие ограничения свободы религии, выражения мнений и собраний, что не соответствует международным обязательствам, принятым на себя Казахстаном в прошлом году.

«У Казахстана нет времени на раскачку, чтобы улучшить ситуацию с правами человека, - говорит Рейчел Денбер, директор Human Right Watch по Европе и Центральной Азии. – До того, как эта страна в 2010 году возглавит ОБСЕ, правительство должно доказать своим собственным гражданам и остальному миру, что оно всерьез настроено на реформы».

В докладе сказано, что «хотя применительно к Казахстану и не приходится говорить о постоянном или жестком подавлении прав и свобод, но когда речь заходит о реализации таких основополагающих прав, как свобода религии, слова, печати и собраний, ситуация оказывается намного более пугающей, чем это допустимо в государстве, соблюдающем свои обязательства в области прав человека».

Так, Марат Тажин обещал, что до конца 2008 года будет реформировано законодательство о СМИ и выборах, что будет упрощен порядок регистрации политических партий. Эти обещания были беспрецедентны, отмечается в докладе, и их можно было только приветствовать. Однако, хотя 11 ноября правительство Казахстана и внесло в парламент проекты поправок по всем обозначенным направлениям, предлагаемые меры едва ли обеспечат реальные и давно назревшие перемены в области свободы СМИ и выборов.

Но и в других областях, нуждающихся в серьезном реформировании, практика правительства оставляет желать лучшего. В докладе детально рассматривается, как обстоят дела в Казахстане со свободой мысли, совести и религии, со свободой выражения мнений и свободой собраний. Вывод делается неутешительный: реализация этих важнейших человеческих прав по-прежнему активно ограничивается правительством Казахстана, и поэтому его предстоящее председательство в ОБСЕ чревато подрывом правозащитных принципов организации.

Свобода религии

В конце 2006 года президент Нурсултан Назарбаев подписал указ, в котором говорилось о нежелательности участия граждан в «нетрадиционных» и «экстремистских» религиозных объединениях. После этого организации религиозных меньшинств подверглись усиленному контролю и давлению со стороны властей, их начали считать «сектантскими» или «нетрадиционными». Представители многих религиозных объединений, опрошенные Human Rights Watch, говорят о начавшейся ранней весной 2008 года кампании в СМИ, которая формирует в общественном сознании представление о нетрадиционных религиях как об источнике опасности. Подобная кампания воспринимается и как подготовка общественного мнения к принятию новой редакции закона о свободе вероисповедания, который может серьезно эту свободу ограничить.

Свобода выражения мнений

По данным Human Rights Watch, казахстанские журналисты постоянно сталкиваются с карательными исками, а нередко и с прямыми угрозами в свой адрес. Клевета остается уголовным преступлением и сурово наказывается. Даже те журналисты, которые не признают наличия прямой цензуры, в частном порядке говорят о тотальном контроле и о существовании нежелательных тем. Угрожающие звонки, визиты полиции и судебные иски воспринимаются здесь журналистами как рядовое явление. Независимое телевидение отсутствует, критически настроенные интернет-ресурсы нередко блокируются властями.

Свобода собраний

Массовые мероприятия жестко контролируются, любая публичная акция с политической окраской, скорее всего, не будет разрешена или будет разогнана полицией. Ни в одном из крупных городов Казахстана, которые сотрудники Human Rights Watch посетили в 2008 году, ни одной организации не было разрешено протестовать или даже просто собираться в центре. Для массовых мероприятий выделены территории на окраинах, куда, например, из Алма-Аты трудно добраться общественным транспортом. Несанкционированные, но мирные акции протеста быстро пресекаются властями, иногда с применением силы, иногда власти допускают превентивные меры. Участников акций нередко задерживают и привлекают к ответственности: либо берут штраф, либо назначают 10 суток ареста, но иногда возможны и более суровые санкции. При этом власти редко идут на встречи с гражданами, которые просят их о встрече, чтобы обсудить те или иные проблемы.

В докладе Human Rights Watch правительство Казахстана призывают не ограничиваться красивой риторикой и оперативно и последовательно реализовать обещанные ОБСЕ реформы в области прав человека, тем более что это не выходит за рамки обязательств простого члена организации. Это послужило бы важным позитивным примером для других государств Центральной Азии.

«Мы призываем стран–членов ОБСЕ, - говорится в докладе, - добиваться от Казахстана выполнения его публично обещанных реформ. Это поддержит реформаторские силы внутри страны и оградит от подрыва авторитет организации».

Рекомендации Казахстану

Human Rights Watch сопроводило свой доклад рекомендациями, прежде всего, правительству Казахстана, потом Евросоюзу и США.

Правительству Казахстана рекомендовано привести редакцию закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» в соответствие с положениями Конституции Казахстана и международными нормами в области прав человека, способствовать формированию атмосферы толерантности и взаимного уважения к различным направлениям мысли, совести и религии, воздерживаясь от публичных обвинений в адрес религиозных меньшинств и включить в закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» гарантии защиты свободы религии и отправления культа, а также защиты религиозных меньшинств от стигматизации, когда тот или иной культ «метится» государством как преступный. Human Rights Watch потребовало от правительства Казахстана обеспечить равенство религиозных общин вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, численности и того, сколько времени данная община существует в Казахстане.

Правительству Казахстана также рекомендовано изменить закон о СМИ с целью упрощения порядка их регистрации, ввести мораторий на уголовное преследование за клевету, а после вообще отменить уголовную ответственность за клевету, установить предельный размер компенсаций по искам о защите чести и достоинства и признать возможность обсуждения и критики публичных лиц и общественно значимых вопросов, в том числе и критику деятельности государственных чиновников. Правозащитники потребовали обеспечить физическую безопасность журналистов и ликвидировать монополию государства на общенациональное теле- и радиовещание.

Что касается мер по обеспечению свободы собраний, то необходимо пересмотреть законодательство о свободе мирных собраний и обеспечить соответствие нормативно-правовых актов международным обязательствам Казахстана в этой области, отменить законодательные нормы, позволяющие неоправданно ограничивать места проведения массовых мероприятий и обучить сотрудников правоохранительных органов взаимодействию с организаторами и участниками массовых мероприятий.

Рекомендации ОБСЕ и США

Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе рекомендовано постоянно напоминать Казахстану о необходимых мерах, «побуждая к соблюдению всех обязательств в рамках членства в ОБСЕ, в том числе в области свободы, мысли, совести и религии, свободы выражения мнений и свободы мирных собраний». А кроме постоянного напоминания, ОБСЕ предложено «расширить техническое содействие властям Казахстана в области подготовки и эффективной реализации законодательства, включая пересмотр законодательства о СМИ, религии и свободе собраний».

Human Rights Watch считает, что эти реформы должны стать составной частью Центральноазиатской стратегии Евросоюза.

А Америке, которую правозащитники тоже не обошли рекомендациями, предложено «сохранять принципиальную позицию по ситуации с правами человека в Казахстане» и наращивать усилия, чтобы добиваться от властей республики выполнения собственных обещаний.

Несмотря на жесткий тон доклада, вряд ли он повлияет на изменение ситуации – еще не было случая, чтобы страну лишали права председательствовать в ОБСЕ, основываясь на данных правозащитников. Но если Казахстан не проведет реформы так, как от него требуют, доверие Европы к этой стране будет подорвано, и председательство Казахстана в ОБСЕ вряд ли окажется удачным.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ