Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Энергетическая безопасность, между Россией и Украиной

  «Молдова Ази», Кишинев, 08.12.08

Возможный переход энергетических активов Республики Молдова (столичных ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и Северной ТЭЦ в Бельцах) к российскому концерну "Газпром" может в еще большей степени ослабить энергетическую безопасность страны.

Молдавская экономика зависима от обеспечения энергией - с точек зрения как гарантированных объемов, так и стабильных цен. В последние годы ее экономика сталкивалась с приостановлением поставок газа и электроэнергии. В июле 2007 года Украина официально приостанавливала поставки электроэнергии в Молдову, а в конце 90-х годов российский концерн "Газпром" прерывал поставки газа на несколько дней.

Российский монополист поставок газа, равно как и украинская сторона, откуда в Молдову идет более 70% потребляемой электроэнергии, неоднократно шантажировали молдавские власти повышением цен или прекращением экспорта. Энергетическая безопасность Республики Молдова остается, по сути, между Россией и Украиной. Молдавская экономика, тем более, уязвима с энергетической точки зрения, что на 100% зависит от импорта газа из России и на 70-72% обеспечивается украинской электроэнергией. В сегменте горючего ситуация аналогичная, в 2007 году около 64% необходимого мазута импортировалось из Украины, 77% бензина доставлялось из Румынии, а 66% угля - из той же Украины.

Недавний ультиматум, поставленный перед теплоэнергетическими компаниями молдавско-российским предприятием "Молдова-Газ", 50-процентным пакетом акций которого владеет "Газпром", еще в большей степени подчеркнул энергетическую уязвимость Республики Молдова. "Молдова-Газ" предупредило, что прибегнет к "ограничениям поставок природного газа, вплоть до окончательного их прекращения" 1-й и 2-й теплоэлектроцентралям Кишинева и обществу "Термоком", если они не рассчитываются по долгам, которые достигают 1 миллиарда 362 миллионов 257 тысяч леев, причем более 850 миллионов - это долг столичной ТЭЦ-2. Только после подписания хрупкого меморандума, инициированного правительством, приведение в жизнь этого предупреждения было отложено. Хотя заявление "Молдова-Газ" о том, что "Газпром" потребовал обеспечить "дисциплину осуществления платежей по текущим поставкам газа", представляется удивительным в условиях, когда молдавские власти неоднократно заверяли, что текущие обязательства по выплатам осуществляются в полной мере. На прошлой неделе "Термоком" возобновил предупреждения о возможном энергетическом кризисе в случае невыполнения меморандума.

В условиях, когда долги за потребление газа превышают миллиард леев (1 долл. США – 10,37 МД - прим. ред.), намерение российского концерна получить контроль над теплоэлектроцентралями Республики Молдова (хотя за последние годы он то собирается это делать, то отказывается от соответствующего намерения) представляется очень близким к реализации, ведь ТЭЦы - крупнейшие должники по оплате российского газа, а расплачиваться по долгам им нечем. Если, однако, ранее три централи были включены в список предприятий, которые должны были оставаться в государственной собственности, и, таким образом, ТЭЦы не могли быть приватизированы, сейчас правительство продает все, что, по его мнению, неэффективно администрируется. Ряд экспертов задает вопрос: может, ТЭЦы больше не представляют стратегического значения для руководства, а если не представляют, то почему? Как будет обеспечиваться энергетическая безопасность, если одна и та же компания вдруг монополизирует и сектор электроэнергии, имея контроль над газоснабжением? В мае 2007 года в парламенте было объявлено, что ТЭЦы были включены в список предприятий, не подлежащих приватизации, поскольку представляют "стратегическое значение для Республики Молдова".

Ясно лишь то, что ни компании, ни правительство не имеют денег для модернизации и расширения потенциала теплоэлектроцентралей, которые являются государственными предприятиями.

Эксперты задаются также вопросом: почему только сейчас публичным и категоричным образом стала ставиться проблема долгов по платежам, если лишь десятая часть долгов ТЭЦ и "Термокома" перед "Молдова-Газ" - это текущие невыплаты, а остальная доля долгов скопилась в предыдущие годы? Идет ли речь об игре, призванной подготовить общественность к их приватизации за долги российскими экономическими агентами?

За последние десять лет были приняты три энергетических стратегии Республики Молдова, однако результаты были более чем плачевными, в условиях, когда эти стратегии не имели финансового покрытия, а задачи о строительстве новых мощностей и техническом восстановлении теплоэлектроцентралей и повышения их потенциала не были достигнуты. Объявленные проекты, некоторые из которых даже были утверждены правительством, по той или иной причине не начались, не говоря об их реализации. Задача обеспечить за счет собственных ресурсов 80% внутреннего потребления электроэнергии осталась пустым намерением.

Проведенное несколько лет назад международное исследование энергетической безопасности стран Восточной и Юго-Восточной Европы свидетельствовало, что Республика Молдова находится в самом неблагоприятном положении, и что в ближайшем будущем у страны нет шансов изменить ситуацию. Прогнозы авторов исследования, к сожалению, подтверждаются, ситуация не меняется.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ