Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
24.12.08
Геннадий Коненко, зав. отделом Молдавии Института стран СНГ
Чем ближе парламентские выборы в Молдове, которые состоятся, скорее всего, в марте следующего года (а некоторые в Кишиневе утверждают, что это может произойти даже в феврале), тем сильнее разгорается предвыборная кампания, хотя официальный старт ей еще не дан. Парламент пока дату выборов не назначил. Практически во всех молдавских СМИ тема выборов является главной.
Названы уже все основные участники предстоящих выборов - Компартия, Альянс «Наша Молдова», Демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Социал-демократическая, Христианско-демократическая партии, Общественно-политическое движение «Равноправие» и др. Каждое из этих политических формирований собирается не только участвовать в выборах, но уже заявляет, что победа достанется именно ему, а не его политическим конкурентам. К этим претендентам на власть присоединился и Центристский союз Молдовы (ЦСМ). У молдавских центристов вообще не было никаких шансов на то, чтобы пройти в парламент самостоятельно. Но вдруг им на «выручку» пришел бывший премьер-министр Молдовы Василе Тарлев. Шанс появился, но насколько он весомый, пока сказать трудно. Попробуем этот шанс оценить, поскольку ряд печатных и электронных изданий уж слишком категорично, как нам кажется, утверждают, что с приходом в руководство ЦСМ В.Тарлева рейтинг партии растет с каждым днем, приближая то долгожданный момент, когда ее представители наконец-то получат депутатские мандаты.
Немного истории. Центристский союз Молдовы существует с апреля 2000 г., когда группа депутатов парламента и политиков, сторонников тогдашнего президента РМ П.Лучинского, вышла из Блока за демократическую и процветающую Молдову и решила создать свою собственную партию. Партия была зарегистрирована 15 мая 2000 г. На тот момент в партии числилось около 11 тыс. человек. Ныне ее численность вряд ли превышает 5 тысяч.
В тройку ее лидеров вошли И.Морей (председатель), И.Чубук, бывший премьер-министр (заместитель председателя) и М.Петраке.
Как было заявлено на церемонии регистрации партии, главная задача организации - создание гражданского общества и построение правового государства.
В июне 2002 г. - на II съезде ЦСМ председателем Союза был избран Михай Петраке.
Партия придерживалась правых центристских позиций, хотя в силу своего скромного рейтинга среди населения на время выборов она предпочитала присоединиться к другим партиям, но левоцентристского толка. Так, в 2001 г. Центристский союз Молдовы в парламентских выборах участвовал в составе избирательного блока "Альянс Брагиша", по спискам которого М.Петраке стал депутатом парламента.
6 марта 2005 г. - по результатам парламентских выборов Центристский союз Молдовы получил менее 1% голосов (0,75) при представительском цензе в 6%.
На местных выборах в 2007 г. ЦСМ набрал в среднем 1,44%, получив 168 мест советников-депутатов в муниципальных, районных, городских и сельских органах власти и самоуправления. Для сравнения: Партия социальной демократии Д.Брагиша получила тогда 4,73% голосов избирателей и 447 мест советников.
В октябре 2007 г. СДПМ (социал-демократы), ПСД и ЦСМ объявили о своем намерении объединиться, подписав на этот счет соответствующее совместное заявление. Лидер ПСД Д.Брагиш заявил, что главной целью объединительного процесса является создание новой политической силы, которая станет центром притяжения на левоцентристском фланге политического поля страны для большинства граждан Республики Молдова. Повторим, что вообще Центристский союз трудно отнести к левоцентристской партии, она по своим взглядам находится скорее на правом фланге политических сил Молдовы. Лидер партии М.Петраке вскоре это и подтвердил, отказавшись присоединяться к ПСД и СДПМ, под предлогом того, что они готовят возвращение в большую политику бывшего президента П.Лучинского, который якобы будет почетным председателем нового объединения. Что, однако, странно, так как партия центристов и была создана его сторонниками. Но ничто не вечно под «молдавской» луной.
На наш взгляд, просто лидеры новой Социал-демократической партии Д.Брагиш и Э.Мушук предложили М.Петраке составить общий список кандидатов в депутаты парламента на будущих выборах, согласно алгоритму «4-4-2», т.е. примерно в соответствии с рейтингом этих партий в молдавском обществе. Председателю ЦСМ показалось это «обидным» для его формирования, которое, как он считает, ни в чем социал-демократам не уступает.
М.Петраке начинает поиск новых возможных союзников, чтобы вместе с ними, опираясь на их вес в молдавском обществе, попытаться пройти в парламент и вновь стать депутатом. «Вождь» центристов такого союзника находит в лице бывшего премьер-министра Молдовы В.Тарлева, который решил также заняться политикой и поучаствовать для начала в парламентских выборах страны. Понимая, что свою партию создать будет весьма проблематично. На маленькую Молдову и так приходится около 30 политических партий, которые, однако, могут рассчитывать всего на 200 тыс. избирателей, поскольку остальные более 1,3 млн. забирают, как правило, Партия коммунистов Республики Молдова, Альянс «Наша Молдова» и Христианско-демократическая народная партия (результаты выборов в парламент в 2005 г.). Оговоримся, однако, ибо сегодня христианские демократы в первую тройку политических партий, видимо, не войдут.
Кроме того, одному В.Тарлеву создать собственное политическое формирование было не под силу, поэтому бывший премьер решает присоединиться к уже существующей партии, в данном случае Центристскому союзу, и, по возможности, возглавить ее.
По нашему мнению, все другие варианты для него были нереальными, так как у всех достаточно известных в Молдове партий к этому времени уже были свои, большей частью, амбициозные руководители, у которых не было и нет особого желания уступать свое лидерство.
В конце сентября 2008 г. в срочном порядке созванный съезд Центристского союза Молдовы избирает В.Тарлева председателем партии, хотя он на тот момент еще даже не был ее членом. Настолько центристы торопились, что голосование провели открытое в нарушение устава партии. Естественно, что Минюст РМ отказал в регистрации этого решения съезда. Новое голосование по избранию бывшего премьера на пост руководителя ЦСМ было проведено на внеочередном съезде партии в декабре 2008 г., который подтвердил предыдущее сентябрьское голосование. Заместителем председателя союза остался М.Петраке.
Некоторые наблюдатели констатируют рост рядов Центристского союза по всей стране и связывают это с приходом в партию В.Тарлева, который «принес с собой новые идеи, новое видение целей и задач партии», в том числе и задачу взятия избирательного 6%-го барьера и прохождения в парламент на выборах в 2009 года.
Что касается новых идей, то каких-то действительно новых предложений в реальности нет. Ведь не назовешь же новой идею укрепления связей с Россией, для чего В.Тарлев создает ассоциацию под названием «Друзья России в Молдове» и тут же заявляет, что было бы полезным для Молдовы иметь и ассоциацию «Друзья Румынии в Молдове». (Надо сказать, что и без него достаточно тех, кто идею о дружбе с Бухарестом давно воплотил в жизнь, создав не одну подобную организацию, правда, под другими названиями). Не назовешь новой и позицию по интеграции в Евросоюз.
Многие задаются вопросом? В чем заключается смысл политической доктрины В.Тарлева и его теперь партии? Кишиневское издание «Пульс» пишет по этому поводу, что лозунг нового лидера ЦСМ «мы не левые и не правые», говорит, скорее, не о центристском положении союза, а о готовности объединиться и с теми, и с другими, и с третьими, и вообще со всеми маргиналами, которые не имеют электоральных перспектив.
Были сообщения о том, что к Центристскому союзу может присоединиться Народно-республиканская партия Н.Андроника, общественная организации «Наш дом – Молдова» и др. Вопрос, однако, в том, что может в таком случае объединять приверженцев разных политических взглядов, кроме как желание получить хорошо оплачиваемое место депутата в молдавском парламенте.
И вот уже первая, и надо полагать не последняя, «нестыковка» между В.Тарлевым и М.Петраке. Бывший премьер говорит о своей приверженности дружбе с Россией, а его заместитель по партии заявляет о том, что он всегда был против идеи придания в Молдове русскому языку статуса официального…. Чуть позднее, уже после внеочередного съезда ЦСМ, В.Тарлев, понимая роль русскоязычного населения на выборах, отдельно высказался по этому вопросу, заверив журналистов, что его партия будет выступать за придание русскому языку больших функций в молдавском обществе.
К плюсам ЦСМ политтехнологи В.Тарлева относят выбранные им приоритеты будущей экономической политики, в числе которых формирование конкурентоспособной экономики Молдовы, энергетическая безопасность страны, переход к энергосберегающим технологиям, развитие транспортной инфраструктуры, информационных технологий, совершенствование финансовой системы, борьба с коррупцией и др. Здесь также, в принципе, ничего нового нет, чтобы отличало центристов от экономических программ других партий.
Говорят, что у нового лидера союза хорошая репутация в стране. Он достаточно молод (45 лет), но уже имеет солидный опыт экономической и политической деятельности, репутацию хорошего менеджера, управленца, организатора, пользуется уважением в бизнес среде, возглавляет Национальную ассоциацию товаропроизводителей Молдовы.
Частично с этим можно согласиться, однако не серьезными выглядят утверждения о том, что В.Тарлев на посту премьер-министра добился роста ВВП в Молдове, 4-кратного увеличения бюджета, вступления Молдовы в ВТО, подписания Плана действий Республика Молдова - Европейский Союз, как будто это его личная заслуга, а не заслуга всего руководства страны. И уж совсем неуклюжа попытка представить его этаким мессией – мол, отсутствие В.Тарлева во власти уже ощущается: страну снова беспокоит рост инфляции, ей угрожает финансовый кризис, всё более отчётливо начал проявлять себя экономический спад. Как будто, если бы В.Тарлев оставался на посту главы правительства, то всего этого и не было бы.
До того, как коммунисты пригласили его в 2001 г. на пост премьер-министра Молдовы, В.Тарлев был генеральным директором известной в Советском Союзе кондитерской фабрики «Букурия». Для многих это приглашение было неожиданностью, так как акционеры «Букурии» возбудили тогда уголовное дело по факту нанесения им ущерба в размере 1,85 млн. долл. США, в чем они обвиняли бывшего гендиректора фабрики. Некоторые объясняли назначение В.Тарлева главой правительства тем, что В.Воронину был нужен именно «технический премьер».
В марте 2005 г. по списку ПКРМ В.Тарлев стал депутатом парламента и в апреле, по предложению коммунистов, был вновь назначен премьер-министром.
20 марта 2008 г. парламент большинством голосов принял его отставку. Выступивший на заседании правительства президент РМ В.Воронин высказал В.Тарлеву благодарность за проделанную работу и наградил его высшим орденом государства - "Орденом Республики".
Теперь, что касается минусов. Как политик В.Тарлев за семь лет премьерства себя фактически не проявил. От него не исходило ни одной политической инициативы. Можно даже сказать, что экс-премьер являлся хотя и высокопоставленным, но исполнителем воли президента В.Воронина. Когда отношения между Россией и Молдовой после ноября 2003 г. ухудшились, премьер В.Тарлев вслед за президентом В.Ворониным и министром иностранных дел А.Стратаном повторял, что российские войска незаконно оккупируют молдавскую землю, что нужно заменить российских миротворцев в Приднестровье, так как они мешают урегулированию приднестровской проблемы, и режим И.Смирнова держится только благодаря российским военным, и они должны быть выведены из Молдовы (Приднестровья) в соответствии с положениями Стамбульских соглашений 1999 года. Если бывший премьер Молдовы такой друг России, каким он сегодня пытается предстать, то мог бы сказать президенту, что проводимая им тогда антироссийская политика несправедлива и наносит вред собственной стране.
Это теперь В.Тарлев говорит, что российские войска способствовали сохранению стабильности в регионе и не допустили повторения ситуации 1992 года. Впрочем, и В.Воронин сегодня оценивает роль России в деле урегулирования молдавско-приднестровского конфликта и сотрудничество с ней как необходимый фактор поступательного развития молдавской экономики.
Так, что «восхваление» достоинств В.Тарлева выглядит как пропаганда в уже практически начавшейся в стране предвыборной кампании и «раскручивание» кому-то нужного человека. Даже неважно, пройдет он в парламент или нет, лишь бы вкупе с другими партиями-аутсайдерами побольше отнял голосов у фаворита предстоящих выборов – ПКРМ, чтобы не дать ей возможности стать и на этот раз правящей партией в Молдове.
Неважно обстоит дело у ЦСМ с организационным ресурсом. До недавнего времени партия практически не была представлена на региональном уровне. Однако в какой-то степени этот пробел ей удалось ликвидировать, и сегодня у нее есть представительства во всех районных центрах Молдовы. Проводится работа с целью установить связь и с избирателями в отдельных населенных пунктах - городах и селах. Но сомнения в том, что создаваемые в спешном порядке региональные партийные организации смогут стать эффективными инструментами к марту 2009 года, на который намечено проведение парламентских выборов, остаются.
Хотя личный рейтинг В.Тарлева достаточно высокий, где-то на уровне 20%, если основываться на данных социологического опроса «Vox Populi–2008» (ноябрь 2008 г.). Среди молдавских политиков, согласно этому опросу, он на пятом месте, после нынешнего премьера З.Гречаной (42%), председателя парламента М.Лупу (41%), президента В.Воронина (37%), мэра Кишинева Д.Киртоакэ (34%).
Конечно, существуют прогнозы относительно того, что Центристский союз Молдовы может набрать на выборах до 10% голосов избирателей. Однако анализ его предвыборных возможностей показывает, что в действительности эта цифра будет гораздо меньшей. В лучшем случае, это будут необходимые для прохождения в парламент 6%.
Наверное, можно согласиться с достаточно известным молдавским политологом Евгением Шоларем, который в своей статье «В чем проблема Тарлева?» пишет, что курс на перемены с бывшим премьером объективно не ассоциируется, так как его могут «реализовывать только люди новые, молодые, принципиальные, непродажные, идеологически мотивированные и заинтересованные в реальных переменах». По нашим наблюдениям, таких людей в окружении В.Тарлева нет. Неизвестно также, кто вообще состоит в его команде. Вряд ли «неизвестные идеологи» смогут привлечь к своему «проекту Тарлева» достаточное количество молодых и заинтересованных сторонников, чтобы, по крайней мере, обеспечить Центристскому союзу прохождение в парламент.
Времени у них на это остается все меньше и меньше. Практически его уже нет.
И хотя в Москве в некоторых политических и дипломатических кругах реакция на появление В.Тарлева на предвыборном «помосте» накануне парламентских выборов в Молдове была в целом положительной, питать больших иллюзий на то, что он может стать в какой-то степени влиятельным и нашим надежным союзником, на наш взгляд, не стоит.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |