Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.12.08, Фонд стратегической культуры
Александр Шустов
Опубликованные в конце 2008 года итоги реализации государственной программы по переселению в Россию соотечественников оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, определенные результаты вроде бы достигнуты, с другой - те планы массовой репатриации соотечественников, которые существовали до начала действия программы, сегодня еще очень далеки от осуществления.
По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) России, на начало декабря 2008 г. переселенческая статистика выглядела следующим образом. Около 15 тыс. чел. заполнили необходимые для участия в программе анкеты, 5788 чел. подали заявления на участие в программе, 5600 чел. получили свидетельства участника программы и 3632 чел. уже переехали в Россию. Вместе с членами семей число переселенцев составило 7831 чел. Всего же за информацией о переезде с начала действия программы обратились около 68 тыс. чел. из 30 стран мира (1).
В масштабах России 7,8 тыс. чел., переселившихся на территорию нашей страны в течение года - величина крайне малая. Публично заявленные планы ФМС производили гораздо большее впечатление. В 2007 г., когда программа только начала действовать, предполагалось переселить в Россию 50 тыс., в 2008 г. - 100 тыс., а в 2009 г. - уже 150 тыс. чел. Новые планы ФМС выглядят гораздо скромнее - до конца 2012 г. в Россию вместе с членами семей планируется переселить 198 тыс. чел.
Для того, чтобы эти цифры были более наглядными, стоит взглянуть на сложившуюся в России миграционную ситуацию в целом. По данным Росстата, за январь - август 2008 г. миграционный прирост населения РФ составил 163,8 тыс. чел., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3%. То есть программа репатриации обеспечила России всего 4,8% миграционного прироста за 8 месяцев 2008 года (2). Подавляющая часть мигрантов, как и раньше, переселяется в Россию не благодаря помощи государственных властей, а за счет собственных сил и средств.
О причинах столь скромных успехов программы красноречиво говорит география регионов, выбранных переселенцами. До сих пор они могли переехать в один из 12-ти регионов РФ - Приморский, Хабаровский и Красноярский края, Иркутскую, Амурскую, Новосибирскую, Тюменскую, Тверскую, Липецкую, Тамбовскую, Калужскую и Калининградскую области. Более половины из них расположено в Сибири и на Дальнем Востоке, где в связи со сложной социально-экономической ситуацией и без того наблюдается миграционный отток русского населения. Неудивительно, что абсолютное большинство переселенцев выбрали более развитые и подходящие по климатическим условиям западные регионы России - из 7,8 тыс. участников программы 3400 переселились в Калининградскую, 1400 - в Калужскую и 1200 - в Липецкую область (3).
При этом этнический, социально-профессиональный и возрастной состав переселенцев как нельзя лучше соответствует интересам России, позволяя ей хотя бы частично восполнить продолжающуюся демографическую убыль славянского населения. По информации ФМС, 67% переселенцев составляют русские, 8% - украинцы и по 2-3% - остальные этнические группы. 86% переселенцев принадлежат к категории в возрасте от 18 до 50 лет, то есть находятся в трудоспособном возрасте, что в условиях прогнозируемой нехватки квалифицированной рабочей силы особенно важно. Более того, 81% участников программы имеют высшее, среднее профессиональное, среднее техническое или среднее специальное образование, что примерно в 1,2 раза превышает соответствующий показатель в России (4).
Основными факторами, стимулирующими эмиграцию в Российскую Федерацию из других республик бывшего СССР, являются экономический кризис в этих странах и испытываемый там славянским населением этнокультурный дискомфорт, который проявляется в виде растущей тревоги за будущее своих детей.
По данным ФМС, 30% всех переселенцев прибыли в Россию из Казахстана и от 10 до 14% - из Украины, Узбекистана, Молдавии и Киргизии. Если учесть, что в Казахстане, по данным на 2002 г., проживало около 21% всех русских, оставшихся в странах СНГ после распада СССР, в Узбекистане - около 5%, а в Киргизии - около 2,5% (5), становится очевидным, что эмиграция из этих государств в 1,5 -2 раза превышает удельный вес их русского населения. К тому же 11,2% переселенцев уже имеют российское гражданство, что значительно облегчает их адаптацию в России.
Непосредственные причины эмиграции славянского населения из Центральной Азии хорошо видны на примере Казахстана. Главная из них - экономический кризис, затронувший республику на год раньше других стран СНГ и значительно ухудшивший материальное положение населения. В последнее время этнократические мотивы во внутренней политике казахстанских властей заметно усилились, что проявилось в требованиях повсеместного внедрения в делопроизводство казахского языка, переименовании Семипалатинска, недавно ставшего Семеем, и планах по переименованию Павлодара и Петропавловска (6). Кроме того, в течение последних лет по Казахстану прокатилась волна межэтнических конфликтов, которые не затронули напрямую славянское население, но усилили его миграционные настроения. В Киргизии и Узбекистане ситуация усугубляется более низким, чем в Казахстане, уровнем жизни, а также сложной внутриполитической обстановкой, периодически выливающейся в массовые волнения и акции протеста.
При этом у самих государств Центральной Азии перспектива массовой эмиграции славянского населения энтузиазма не вызывает. Так, Казахстан, неоднократно высказывавший по поводу российской программы переселения скепсис, после начала ее действия значительно усложнил процедуру выезда из страны. Власти Узбекистана после открытия в республике представительства ФМС попросили не форсировать его деятельность. По словам заместителя начальника управления ФМС по делам соотечественников Н. Молчановой, «когда там увидели, что интерес к нашей работе есть, они попросили ее сильно не активизировать» (7). Нежеланием властей отпускать русское население, которое до сих пор играет ключевую роль в ряде отраслей промышленности, объясняется, по-видимому, и небольшое число открытых в регионе представительств ФМС. В настоящее время они действуют во всех странах Центральной Азии. Но в Казахстане, например, представительств ФМС всего три - в Алматы, Астане и Уральске - и ехать до них из отдаленных областей приходится тысячи километров.
Среди позитивных сторон переселенческой политики следует отметить активное использование ресурсов Интернета, интеграцию усилий ФМС и МИДа, привлечение славянских общественных организаций, а также стремление расширить число участвующих в программе регионов и список оснований, по которым можно стать переселенцем. Так, в планах ФМС - увеличить число принимающих переселенцев регионов еще на 50, в 43 из которых уже разработали свои программы переселения, а у 28 они согласованы. В качестве стимулов для переселения планируется использовать обучение в ВУЗах и службу по контракту в российской армии. Участниками программы смогут стать и лица определенных социальных категорий - предприниматели, рабочие, обладающие высокой квалификацией и востребованными профессиями, а также те, кто переезжает к родственникам на еще охваченные программой территории (8).
В случае быстрой и грамотной реализации эти меры вполне способны принести ощутимый эффект. По данным той же ФМС, число переселенцев постепенно увеличивается. Если в течение всего 2007 г. в рамках программы переселилось 682 чел., то с июля 2008 г. ежемесячно переселялось уже более 1000 чел. В условиях мирового экономического кризиса, который вполне может затронуть бывшие союзные республики сильнее, чем Россию, шансы привлечь в нашу страну значительное число переселенцев заметно возрастают.
1 Власти Узбекистана не рады массовому оттоку граждан в Россию // Фергана.ру. 2008. 2 дек. / http://www.ferghana.ru/news.php?id=10778
2 Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации (за январь-август 2008 г.) // Федеральная служба государственной статистики / http://www.gks.ru/bgd/free/b08_00/IssWWW.exe/Stg/d09/8-0.htm
3 Тезисы выступления директора ФМС России на открытии всемирной конференции соотечественников (г.Москва, 31 октября 2008 г.) // Федеральная миграционная служба России / http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=25945
4 Доклад «Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года» // Федеральная служба государственной статистики. 2004. 21 мая / http://www.perepis2002.ru/content.html?id=7&docid=10715289081450
5 Этнические русские в странах СНГ и Балтии // Справочно-информационная картографическая система "Русский язык в России и за рубежом" / http://ruslang.karelia.ru/export_map_link.php?docId=7193
6 Миграционное «завтра» Казахстана // Русские в Казахстане. 2008. 20 сен. / http://www.russians.kz/compatriot/print:page,1,992571-migracionnoe-zavtra-kazakhstana.-kazakhstan.html
7 Власти Узбекистана не рады массовому оттоку граждан в Россию // Фергана.ру. 2008. 2 дек. http://www.ferghana.ru/news.php?id=10778
8 Тезисы выступления директора ФМС России на открытии всемирной конференции соотечественников (г. Москва, 31 октября 2008 г.) // Федеральная миграционная служба России / http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=25945
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |