Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
www.zautra.by, 29.12.08.
Николай Некрашевич
В Белоруссию пришла мода на либерализацию. Это слово уже введено в повседневный лексикон. Специальные подкастинги официальных масс-медиа освещают, как Администрация президента и правительство, соревнуясь между собой, теперь занимаются либерализацией. Но что конкретно стоит за этим словом и насколько далеко на самом деле готовы зайти власти? Выясняют эксперты «Завтра твоей страны», анализируя основные направления и меры по либерализации экономики, предусмотренные проектом Государственной программы модернизации экономики Белоруссии на 2008-2010 годы и до 2015 года.
В деле либерализации глава государства поручил пройтись абсолютно по всем направлениям делового оборота. «Выделено более десяти крупных направлений. Предполагается, что в течение нескольких месяцев соответствующие предложения будут внесены на рассмотрение главы государства», – рассказала об этом тренде белорусских властей заместитель главы Администрации президента Наталья Петкевич, которой, судя по всему, и поручено курировать этот вопрос.
Как долго будет идти этот процесс и насколько глубоко затронет он экономику Беларуси, зависит даже не от властей. Надвигающийся экономический коллапс не оставляет выбора президенту и правительству. Кризис портит оптимистическую картину перемен: вынужденный характер реформ у некоторых ассоциируется не с либерализацией, а «либеральничанием» – временным заигрыванием властей с деловыми кругами и обществом, которое вызвано исключительно форс-мажорными обстоятельствами.
В кратком виде и по ключевым отраслям белорусская либерализация состоит в следующем.
1. Либерализация цен
В ее рамках предлагается:
– расширить перечень товаров и услуг, на которые применяется свободное ценообразование;
– упростить процедуру регистрации цен, отменив ее на новые товары и отменив ограничения предельными индексами при изменении цен;
– освободить бизнес-структуры от составления расчетов при формировании цен на отдельные виды товаров и услуг, что упростит процедуру расчетов и обоснования цен.
2. Сокращение налоговых отчислений
Здесь планируется:
– отменить сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки;
– отменить местные целевые сборы, уплачиваемые из прибыли;
– платить в инновационные фонды не с себестоимости, а с прибыли;
– отменить налог с продаж в рознице и местный налог на услуги;
– объединение налога на недвижимость и платежей за землю в один имущественный налог с соответствующей корректировкой налоговой базы и ставки налога;
– снижение взносов на государственное социальное страхование;
– отмена нормирования отдельных видов расходов, считаемых при налогообложении, например, на содержание служебного автомобиля, оплату консалтинговых и информационных услуг, расходов на рекламу и маркетинг.
3. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса
Планируется:
– сократить администрирование в отношении предпринимателей, включая введение уведомительного принципа регистрации и сокращение лицензируемых видов деятельности;
– увеличить доступ к кредитным ресурсам банков, для чего создать государственные гарантийные фонды по возврату средств;
– имущественно поддержать предпринимательство, включая регистрацию договоров аренды на срок свыше 1 года без подачи соответствующих документов, а также возможность выкупа помещений, если они находятся в аренде более 3 лет;
– законодательно установить долю малых и средних предприятий в обеспечении закупок товаров и услуг для госнужд;
– законодательно освободить от всех проверок при отсутствии нарушений в течение последних 3 лет.
4. Разгосударствление и приватизация
В этой сфере предлагается:
– дать больше полномочий правительству, министерствам и самим госпредприятиям на республиканском уровне распоряжаться госимуществом;
– упростить процедуру создания акционерных обществ, включая отмену необходимости получать разрешение на акционирование у трудового коллектива, завершение чековой приватизации, возможность создания в ходе приватизации не только ОАО, но и ЗАО, предоставление права приватизации РУП с участием инвестора отраслевым министерствам и концернам;
– упростить процедуры выделения земельных участков в собственность и аренду;
– оптимизировать долю государства в акционерном капитале;
– сформировать институт доверительного управления акциями;
– распространить на всю территорию страны возможности продажи неиспользуемого госимущества за 1 базовую величину, передачи его в безвозмездное пользование или в собственность негосударственным структурам;
– заменить для акционерных обществ ведомственный контроль на аудиторские проверки.
5. Либерализация внешнеэкономической деятельности
В ее рамках:
– провести национальное законодательство в соответствии с требованиями ВТО;
– отменить регламентацию сроков возврата валютной выручки по экспортным операциям.
6. Либерализация фондового рынка
Здесь намечаются:
– отмена льгот и преференций отдельным банкам;
-- продажа акций государственным банков;
– введение конкурсов на размещение заданий по кредитованию проектов в рамках госпрограмм;
– создание новых государственных финансовых структур для поддержки приоритетных государственных проектов (экспортно-импортного банка, венчурных фондов, агентств развития и т. д.);
– создание равных условий для государственных и частных страховых компаний, связанных в первую очередь с размещением собственных средств и средств страховых резервов;
7. Либерализация рынка труда
В этой сфере приоритетными являются:
– внедрение в систему оплаты труда выплат в виде социального пакета;
– введение специальных программ стимулирования руководящих работников в виде краткосрочных бонусов и долгосрочных премиальных программ, среди которых может льготная продажа или безвозмездная передача акций за те или иные успехи предприятия;
– легализация теневого рынка рабочей силы путем снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и снижения ставок социального страхования, увеличения уровня минимальной заработной платы;
– снятие ограничений с предприятий по увольнению излишних работников.
8. Либерализация системы государственного управления
– постепенное прекращение согласования с госорганами прогнозов и одновременное снижение числа показателей, которые требуют от предприятий;
– введение ответственности за неправомерное вмешательство чиновников в деятельность предприятий;
– создание национальных корпоративных структур на базе предприятий и концернов с передачей им хозяйственных функций.
В программе либерализации речь идет также об инвестициях, науке и инновациях, здравоохранении, образовании, жилищном комплексе, туризме, сельском хозяйстве и других сферах. Но уже в этом варианте проекта Госпроекта очевидны многочисленные спорные моменты, размытость и поверхностность некоторых мер. Самая же главная проблема белорусской либерализации в том, что 2008-2015 годы – это слишком длительный срок для реформирования системы.
У нашей страны, которая вступила в экономический кризис и вступила, будем откровенно говорить, неподготовленной к нему, нет временного запаса. Хотя бы потому, что она позже, чем наши соседи (в первую очередь, Россия) выйдет из кризиса. И выйдет она из него, что также очевидно, в большей степени обескровленной. Именно поэтому национальная экономика, отечественные предприятия окажутся очень уязвимыми перед давлением российских и транснациональных корпораций.
Допустимый максимум, который необходим на приведение предложенных и других мер в действие – это месяц. А лучше, чтобы это было сделано за пару недель. Ну, если, конечно, речь на самом деле идет о либерализации, а не о либеральничании.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |