Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
24.12.08, «Ольвия-пресс»
Юрий Павловский
Ни для кого не является секретом тот факт, что стремление Молдовы любыми способами вернуть в сферу своего влияния Приднестровье, основано не столько на политических выгодах, которые получит Кишинев в случае объединения страны, сколько на экономических. Особенно актуальным этот вопрос становится в период мирового экономического кризиса, когда основные доноры молдавской экономики могут сократить часть, а то и большинство программ финансовой помощи РМ. Ситуацию усугубляет и фактор зависимости экономики от денежных поступлений граждан Молдовы из-за рубежа. Как известно, сегодня полмиллиона граждан этой страны трудятся за ее пределами. В прошлом году сумма средств, переведенных через зарубежные коммерческие банки молдавскими гастарбайтерами, составила 1,2 миллиарда долларов, за девять месяцев этого года – уже 1,3 миллиарда. Молдова занимает первое место в мире по показателю соотношения объема денежных переводов гастарбайтеров к ВВП. Сегодня Молдова уже начинает ощущать влияние мирового финансового кризиса: по прогнозам правительства РМ, около четверти работающих в России гастарбайтеров вернутся домой в поисках работы. Возвращаться в страну будут и те, кто работает в Европе, так как и там сегодня отмечается снижение числа рабочих мест и рост безработицы. Одновременно происходит снижение спроса на молдавскую продукцию на внешних рынках, в том числе, в странах СНГ и России, что сказывается на экспорте молдавских товаров, а, следовательно, на росте безработицы внутри страны. Все эти факторы говорят о том, что Молдова в еще большей степени будет заинтересована в переподчинении приднестровских промышленных предприятий.
Приднестровская собственность давно не дает покоя молдавским властям. Достаточно вспомнить принятый в 2004 году молдавским парламентом Закон «О приватизации предприятий в населенных пунктах Левобережья и муниципия Бендер». Согласно закону с 1 января 2005 г., признаны недействительными все, без исключения, договоры о приватизации предприятий, заключенные ранее правительством Приднестровья в нарушение действующего законодательства Молдовы. При этом Кишинев взял на себя обязательство гарантировать право собственности на приднестровские предприятия только в том случае, если их приватизация проводилась с согласия правительства РМ и в соответствии с законодательством Республики Молдова.
Понятно, что на территории ПМР этот закон не имеет никакой юридической силы, т.к. по Конституции Приднестровская Молдавская Республика является суверенным государством, и принятие Молдовой любых актов в отношении ПМР не легитимно. Но факт остается фактом, Молдова претендовала и претендует по сей день на собственность Приднестровья, ибо Закон «О приватизации» 2005 года до сих пор не отменен. Мало того, когда молдавские власти осознали, что принятие данного закона не может изменить существующего положения вещей, в марте 2006 года они пошли на более жесткий шаг, отказавшись исполнять договоренности Московского меморандума 1997 года, в котором оговаривалось право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Отменив старый порядок пересечения границ для товаров, произведенных в Приднестровье, Молдова вынудила предприятия Приднестровья регистрироваться в Кишиневе в качестве экономических агентов Республики Молдова, после чего оформление грузов уже осуществлялось через молдавскую таможню, как и оплата таможенных сборов в молдавскую казну. Мало того, промышленные предприятия Приднестровья регистрировались Молдовой по состоянию на 1990 год без учета смены форм собственности и приватизации. Таким образом, была заложена юридическая основа для перехода приднестровской собственности в собственность РМ в случае объединения страны.
Сегодня молдавское руководство всем говорит о том, что приднестровским предприятиям предоставляются европейские преференции, поэтому они могут торговать на выгодных условиях. Но специалисты подсчитали, во что обходится такая «благотворительность» со стороны Кишинева. По данным Торгово-промышленной палаты ПМР, за 2007 год дополнительные расходы предприятий из-за введенного Молдовой «нового таможенного режима» составляют $35 млн., из них $30 млн. – платежи в Молдову. Сумма преференций, которые получили предприятия Приднестровья в 2007 году, составили около $19 млн. Это почти вдвое ниже, чем расходы на право их использования. В Тирасполе рассматривают Молдову как ростовщика, который продает Приднестровью европейские преференции и хорошо на этом зарабатывает. Экономическая аннексия – вот как называют то, что происходит между РМ и ПМР в сфере экономики. Молдова преследует цель овладеть потенциалом Приднестровья и зарабатывать на этом.
Ситуация может еще больше усугубиться. По-прежнему сохраняется возможность того, что в любой момент Кишинев может отменить «специальный» таможенный режим для приднестровских предприятий и осуществить переход на экономические отношения на общих основаниях, то есть, с уплатой в Молдову всех налогов и сборов. Подобный сценарий, по всей видимости, Молдова намеревалась осуществить уже в следующем году. Если в минувшие годы правительство РМ уведомляли о продлении льготного режима не позднее октября-ноября, то в этом году молдавские власти не сообщали о своем решении до середины декабря, что вызвало немалую озабоченность в Приднестровье. Внешнеполитическое ведомство Приднестровья, руководство республики озвучили эту проблему и выказали беспокойство, они поставили в известность страны-гаранты Россию и Украину, а также наблюдателей. В результате, молдавские власти продлили льготный режим. Впрочем, ничего не мешает официальному Кишиневу в любой момент приостановить его действие. Если это произойдет, то приведет к полному коллапсу приднестровской экономики, так как предприятия ПМР не смогут выдержать двойной налоговой нагрузки. Причем, удар Молдова, скорее всего, нанесет в самый неблагоприятный для приднестровской экономики момент, когда из-за мирового финансового кризиса уровень жизни в ПМР упадет до критической отметки.
За объединение РМ и ПМР ратует и Запад. В этом случае им не придется воссоздавать почти с нуля промышленность в Молдове, строить электростанции. Все необходимое для обеспечения жизнеспособности объединенного государства есть на левом берегу Днестра. Еще весной нынешнего года главное управление по экономическим и финансовым вопросам Европейской комиссии подсчитало, какие экономические выгоды будет иметь Молдова в случае объединения с Приднестровьем. В исследовании отмечается, что для Молдовы было бы весьма полезно объединение энергетической и транспортной инфраструктуры обоих берегов Днестра. «Благодаря существующему потенциалу (две международные трассы, три газопровода, железная дорога), регион, в целом, обладает значительными конкурентными преимуществами в качестве транзитной территории, – отмечается в исследовании. - Но пока экономическое пространство остается разделенным, инфраструктура разделена, недоразвита и даже разрушается, это преимущество никак не используется. Более того, неурегулированность отношений между Кишиневом и Тирасполем служит дополнительным препятствием для привлечения транзитных потоков, а лишние бюрократические процедуры и выплаты при пересечении разделительной линии только усугубляют ситуацию».
Кроме того, сегодня Молдова более чем на 70% обеспечивается электроэнергией за счет импорта из Украины. В Кишиневе очень рассчитывают на Молдавскую ГРЭС, с помощью которой Молдова из импортера электроэнергии превратится в экспортера. Приводятся и другие данные, скрупулезно собранные различными молдавскими и зарубежными экспертами. К примеру, по мнению молдавских аналитиков, тираспольский «Молдавизолит», закупающий картон в Йошкар-Оле, мог бы работать на молдавском сырье, производимом на двух крупных картонных комбинатах. Завод «Точлитмаш», по их мнению, обязан вновь изготавливать пресс-формы для литья подошв для обувных предприятий Молдовы. Приднестровские хлопчатобумажные ткани очень бы пригодились швейным фабрикам Молдовы. Кроме прочего, Молдова заинтересована в приднестровских рынках сбыта своей продукции, привлечении инвестиций из-за рубежа для предприятий левобережья, вошедших в молдавскую инфраструктуру.
Но и это еще не все. Зарубежные и молдавские эксперты наперебой расхваливают преимущество, которое получило бы Приднестровье в случае реинтеграции страны.
Дескать, при этом отпадет необходимость в двойном таможенном оформлении и временном отвлечении значительных сумм под залоги при импорте, что даст дополнительные возможности для наращивания экспорта в рамках единой страны.
«Для приднестровского региона объединение страны – это еще и путь для получения массированной финансовой помощи со стороны ЕС и других доноров в рамках политики добрососедства, американской программы «Вызовы тысячелетия» и т.д.», - считают в Молдове.
«Можно эффективность единой экономики за короткий срок даже не удвоить, а утроить, - считает эксперт независимых социологических исследований Елена Горелова. - Безусловно, реинтеграция страны имеет свою цену, в том числе в денежном выражении. Не представляется возможным до конца просчитать издержки, связанные с объединением валютной и банковской систем, унификацией законодательства, пенсионного обеспечения и решения многих других вопросов. Если, конечно, договоренность об этом будет достигнута. Но любая цена будет мизерной по сравнению с тем несомненным выигрышем и экономическим ростом, который обеспечит».
Как видим, в Молдове достаточно скрупулезно подсчитали цену вопроса экономического объединения страны. Мало того, живописно рассказано, какие выгоды для Приднестровья оно принесет. Однако, основываясь на опыте Гагаузии, да и самой Молдовы, легко понять, что молдавские власти, прежде всего, думают не об улучшении жизни народа, а о собственном кармане. Нищенское положение Гагауз Ери, разграбленной до основания за годы совместного проживания с Молдовой, дикая приватизация в самой Молдове, в результате которой промышленный потенциал страны упал практически до нуля, наглядно показывают, что объединение РМ и ПМР приведет к тому, что приднестровские предприятия перекочуют в руки правящей молдавской верхушки, а народ Приднестровья окажется в бедственном положении, так как полумиллионную армию гастарбайтеров, вернувшихся на родину из-за глобального экономического кризиса, молдавским властям придется трудоустраивать на левом берегу Днестра, так как на правом для них работы нет, и не предвидится.
Понятно, что подобный сценарий не может устраивать приднестровцев. Объединение с Молдовой грозит им не только политической и этнической дискриминацией, но другими серьезными последствиями. Поэтому народ ПМР однозначно заявил, в том числе и на референдуме 2006 года, что не намерен жить под одной крышей с Молдовой. Волю народа воплощает в жизнь руководство республики, последовательно проводя политику установления добрососедских отношений между двумя суверенными государствами. Только политическая и экономическая обособленность приднестровского государства является гарантом стабильного развития ПМР, гарантом ее существования.
Как справедливо отмечает эксперт по региональным проблемам постсоветского пространства Владимир Зотов: «Обретение Приднестровьем статуса субъекта федерации, равно как и любого другого статуса, не подразумевающего введения на территории ПМР прямой юрисдикции Кишинёва, автоматически ставит под сомнение возможность реализации планов представителей нынешнего молдавского режима по самому тщательному освоению активов приднестровских промышленных предприятий. Необходимо понимать, что урегулирование конфликта на Днестре является для Кишинёва, прежде всего, финансово-экономическим вопросом, а уже потом - политическим, и, тем более, "цивилизационным". В этом плане Запад, на данный момент готовый поддержать решение приднестровского вопроса на основе сохранения унитарного молдавского государства, что неминуемо приведёт к тотальному разграблению Приднестровья и переделу всей собственности на левобережье Днестра в пользу представителей молдавской власти и бизнеса, является для Кишинёва гораздо более предпочтительным союзником на переговорах, нежели Россия».
Эксперты уверены, что позиция России, основанная на равноправном подходе к сторонам, а также ее стремление к возобновлению прямого диалога между Кишиневом и Тирасполем, не нравятся многим, в том числе, некоторым участникам формата «5+2». В Молдове без энтузиазма говорят о размораживании переговорного процесса, о проведении регулярных встреч между главами РМ и ПМР. Кишинев заинтересован в том, чтобы ЕС и США играли более значимую роль в переговорном процессе. Тем не менее, Россия является посредником на переговорах, в отличие от наблюдателей США и ЕС, а российский капитал давно и основательно задействован в Приднестровье. Дружественные отношения Москвы и Тирасполя, взаимовыгодное экономическое сотрудничество и политическое партнерство являются гарантами мирного и справедливого разрешения молдо-приднестровской проблемы, а значит и гарантом защищенности экономики Приднестровья от посягательств на нее со стороны Республики Молдова.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |