Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Азербайджан и Турция подпишут военное соглашение

«Зеркало» (Баку), 23.12.08

Р.Миркадыров

В Азербайджан с трехдневным визитом прибыла делегация турецких военных во главе с заместителем главы Генштаба Турции Хасаном Игсизом. Как сообщили "Туран" в пресс-службе Минобороны, в состав делегации вошли также представители сухопутных, военно-воздушных, военно-морских сил, а также оборонной промышленности, Минобороны и командования жандармерии.

Цель визита турецких военных - проведение переговоров с целью обсуждения перспектив сотрудничества в военной сфере. "Учитывая представительный состав прибывшей в Баку военной делегации, не исключено, что в ближайшее время между Азербайджаном и Турцией будет подписано военное соглашение. Это пойдет на пользу и Азербайджану, и Турции". Об этом заявил 1news.az турецкий политолог Ариф Кескин.

По его словам, после того как Турция начала диалог с Арменией, в Азербайджане, да и в самой Турции стали раздаваться заявления, мол, "Анкара бросила Азербайджан на произвол судьбы", но подписанием такого соглашения Турция даст мощный сигнал всем, что она всегда с Азербайджаном и никогда его не бросит. "Азербайджан - очень важный союзник Турции не только в тюркском мире, но и на евразийском пространстве, и было бы глупостью думать, что Анкара оставит Баку один на один со всеми проблемами. Кроме того, Анкара подписанием такого военного соглашения даст недвусмысленный сигнал России и Ирану, что не шутите с Азербайджаном, иначе увидите перед собой Турцию. Это будет также предупреждением Армении, чтобы она также не валяла дурака в карабахском вопросе. Так что Анкара подобным шагом решит сразу несколько стратегических задач: она возьмет под свою защиту Азербайджан и энергетические трубопроводы, проходящие по его территории, снова заявит о себе как о мощной региональной державе, и, наконец, Анкара и Баку смогут самостоятельно строить на Кавказе свою политику без опасений", - отметил он.

На вопрос, как отреагирует Россия на подписание такого соглашения, Кескин ответил, что Москва, когда подписывала подобные военные соглашения с соседями Турции, не учитывала интересы Анкары. "Турки и азербайджанцы - по существу одна нация, и нет ничего страшного, что между двумя братскими народами существует военный договор", - отметил он.

Правда, политолог не исключил, что после подписания подобного договора позиция Москвы в карабахском вопросе может быть ужесточена: "Впрочем, а когда у нее была конструктивная позиция в отношении этого вопроса? Поэтому я считаю, что, несмотря на все трудности, Анкара и Баку должны подписать военный договор", - заключил он.

Примерно в том же ключе высказываются и азербайджанские политологи.

Скорее всего, Турция вернется к тому, с чего стоило бы начинать, то есть с создания региональной системы безопасности в союзе с Азербайджаном и Грузией, с возможным привлечением в нею в будущем Армении, но без участия России. Создание подобной системы безопасности будет однозначно поддержано со стороны США, притом не только на словах.

США уже ведут переговоры с Грузией для подписания соглашений по сотрудничеству в оборонной сфере. По заявлениям грузинских официальных лиц, эти соглашения не предполагают размещения американских военных баз на территории этой страны. Однако, как сообщают информированные дипломатические источники, США готовы предоставить Грузии четкие гарантии безопасности на двусторонней основе до тех пор, пока эта страна не станет членом НАТО. Те же информированные дипломатические источники сообщают о готовности США подписать аналогичные соглашения с Азербайджаном. Было бы странно и непонятно, если бы Турция осталась вне рамок этого процесса.

В Армении внимательно следят за развитием событий. В воскресенье, выступая на первом съезде Армянского национального конгресса, лидер оппозиции Левон Тер-Петросян отметил, что сегодня перед Арменией стоят сразу три глобальные проблемы: разрешение карабахского конфликта в ближайшем будущем, влияние мирового финансового кризиса, необходимость восстановления конституционного порядка и свобод человека в стране.

Говоря о нынешнем этапе урегулирования карабахского конфликта, Тер-Петросян, в частности, отметил, что во время своего выступления на митинге 17 октября он детально представил свою оценку этого самого процесса, которая в свете событий, развернувшихся после выступления, не только не поменялась, но и еще больше укоренилась.

Из этих событий лидер АНК особо выделил Московскую декларацию: "С согласия президентов Азербайджана и Армении окончательно были утверждены два важнейших принципа развития диалога: в основе разрешения карабахского конфликта будут лежать Мадридские предложения. "Нагорно-Карабахская Республика" не будет участвовать в дальнейшем урегулировании конфликта.

Еще один очень важный принцип был утвержден со стороны турецкой дипломатии, согласно которому вопрос карабахского конфликта и нормализация армяно-турецких отношений будут решаться одновременно, о чем недавно заявил министр иностранных дел Турции Али Бабаджан. Это переворотные, можно сказать, предающие процессу урегулирования новые оттенки принципы, поэтому стоит коснуться каждого из них по отдельности...

Подписав Московскую декларацию, Серж Саркисян официально согласился с Мадридскими предложениями. Это придало позиции Армении большую четкость. Так как Мадридские предложения также официально были признаны Азербайджаном, Армения более не имеет места для отступления, и процесс урегулирования карабахского конфликта далее будет протекать по руслу, намеченному Московской декларацией.

"Отсеивание" "НКР" от дальнейшего участия в процессе урегулирования является важным аспектом именно с этой точки зрения. Потому что, если бы Карабах сохранил свой статус полноправной стороны конфликта, заверенный на Будапештской генеральной ассамблее ОБСЕ 1994 года, то, независимо от прихоти властей Армении и Азербайджана, имел бы возможность отказаться от Мадридских предложений, как когда-то отказался от "пакетного" и "поэтапного" вариантов решения конфликта.

Это означает, что Армения фактически потеряла превосходство выступать и маневрировать в переговорном процессе двумя субъектами, не говоря уже о том, что вытеснение Нагорного Карабаха из переговорного процесса делает право последнего на самоопределение просто смешным. Все это произошло в первую очередь по вине Роберта Кочаряна, Вардана Осканяна и Аркадия Гукасяна.

Московская декларация лишь юридически заверила их "историческое достижение". А нынешним правительствам Армении и Карабаха остается только смириться с наследством, оставленным вышеназванными лицами. Необратима ли представленная реальность? К несчастью, да, потому что, как говорится, поезд ушел...

Говоря о намечающемся принципе пакетного урегулирования карабахского конфликта и армяно-турецких отношениях, можно сказать, что с точки зрения практической политики и методологии это в общем реалистичный подход. Так как очевидно, что пока карабахский вопрос не решен, армяно-турецкие отношения не нормализуются, а граница останется закрытой.

Однако реализация этого методологического принципа будет во многом зависеть от того, насколько беспристрастной и конструктивной будет позиция Турции в этом вопросе. В частности, как эта страна может повлиять на Азербайджан и подготовить его к неизбежным уступкам. В контексте урегулирования двусторонних отношений турецкая сторона явно имеет в виду также и создание совместной комиссии армянских и турецких историков по вопросу "геноцида".

Эта забытая было идея, которая благодаря Сержу Саркисяну вновь на повестке, дня может создать серьезные и неуместные препятствия как в деле урегулирования карабахского конфликта, так и в вопросе развития армяно-турецких отношений: очевидно, что, с одной стороны, Турция ни в коем случае не откажется от этой навязчивой идеи, а Саркисян даже при очень большом желании под давлением общественного мнения не сможет позитивно отозваться о ней".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ