Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«PanARMENIAN.Net», 23.12.08
Карине Тер-Саакян
Архитекторы нынешнего мироустройства: СССР, США и Великобритания, скорее всего, были уверены в незыблемости установленных зачастую произвольно границ между государствами, и поэтому принцип территориальной целостности негласно признавался доминирующим странами, в которых тлели старые конфликты. Одного только не могли предположить великие державы - развала СССР и появления новых «независимых» государств, которые в спешном порядке стали членами ООН, чтобы закрепить административно-территориальные границы республик бывшего Союза. Однако даже членство в ООН не уберегло некоторые республики от этнических конфликтов, а весь мир от грядущего переустройства. Естественно, самой горячей точкой остаются Балканы, где конфликт между балканскими народами был заложен еще во времена Османской империи. Ни Первая, ни Вторая мировые войны не смогли примирить боснийцев, сербов, хорватов и албанцев. С этой точки зрения тоталитарный режим как нельзя успешно в корне убивал сепаратистские настроения. Так было в СССР и Югославии. 21-й век не принес спокойствия и даже более того, добавил к конфликтным зонам еще Ирак, Афганистан, Пакистан, страны Тихоокеанского региона. И вот что интересно: в любой точке земного шара присутствие американских войск, направленных вроде бы на разрешение конфликта, приводило и приводит к их эскалации. Естественно, борьба с терроризмом, незаконной торговлей наркотиками и обладание нефтяными запасами Ближнего Востока очень важные вещи, однако результат почему-то всегда один и тот же: развал страны, кризис очередного марионеточного правительства и, как следствие, увеличение разрыва между развивающимися и отсталыми странами.
Почти сходными методами действует и Россия: пытаясь вернуть весь Кавказ, она спровоцировала 2 чеченские войны, спровоцировала грузино-абхазскую войну в 1991 году и сыграла неблаговидную роль на начальной стадии нагорно-карабахского конфликта, помогая азербайджанскому ОМОНу проводить операцию «Кольцо», в результате которой от армян был «очищен» весь Низинный Карабах.
Но все эти конфликты рано или поздно начинают действовать на сами державы, и кто знает, почему возник мировой финансовый кризис? Средства, потраченные на вооружение и поддержание марионеточных режимов, как США, так и Россией не могли не повлиять на мировую экономику.
Возвращаясь к Хельсинскому акту, отметим, что, в сущности, его подписание стало бомбой замедленного действия, поскольку невозможно принимать два взаимоисключающих принципа или отдавать предпочтение одному или другому. Право наций не может быть вторичным, но вот вопрос территориальной целостности очень часто является спорным, тем более что метрополиям просто невозможно изжить имперский комплекс и на основании этого они просто не в состоянии представить отторжение части «своей» территории. Опасность состоит в том, что локальные войны не могут длиться бесконечно и могут привести к более масштабным военным действиям уже в целых регионах, как это сейчас наблюдается на Ближнем Востоке и Центральной Азии. В 80-х годах была определена некая «дуга нестабильности», включающая в себя Ирак, Ливан, Турцию, Иран, Афганистан, республики Центральной Азии, Пакистан и Индию – фактически половину исламского мира. Следует также подчеркнуть, что именно на этой дуге сконцентрированы мировые запасы нефти и газа и именно по ней идет опиум из Афганистана.
Поиски альтернативных энергоресурсов и рецессия могут привести к изменениям политической карты мира и появлению новых сверхдержав. Собственно говоря, они уже появились – это Китай и Индия, с которыми США и РФ придется серьезно считаться.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |