Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Аэропорт Алматы заменит «Манас»?

15.12.08. Информационно-аналитический портал Республика КZ

Алексей Медведев

Решение Астаны предоставить аэропорт Алматы в качестве запасного аэродрома для самолетов ВВС НАТО вызывает определенные подозрения, во всяком случае, в экспертных кругах. Руководитель российского Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок уверен, что такое решение Казахстан принял под давлением и в интересах США.

Анализируя принятое решение о предоставлении аэропорта Алматы, военный эксперт считает, что внешнеполитическая линия Соединенных Штатов в Каспийско-Кавказском регионе в ближайшие  годы будет нацелена на решение нескольких задач. Во-первых, это создание условий, при которых Россия не смогла бы контролировать и направлять развитие процессов в данном регионе в ущерб американским интересам. Второе, — обеспечение американскому бизнесу доступа к топливно-энергетическим и иным ресурсам Каспия, потому как есть неуверенность в стабильности источников углеводородов на Ближнем Востоке. И, наконец, — США используют благоприятную военно-политическую конъюнктуру, сложившуюся в ходе антитеррористической операции в Афганистане, для расширения и модернизации военных баз в Центральной Азии, предоставленных вооруженным силам США, а также для получения дополнительных объектов оборонной инфраструктуры для развертывания ПРО  на территории Азии.

США стремятся завладеть Байконуром?

- Безусловно, подписание меморандумов — это результат  политического давления на Казахстан со стороны США, — уверен Анатолий Цыганок. — Для реализации внешней политики в этом регионе США используют практически весь свой арсенал средств и методов. Например, военно-политическое проникновение в регион через сотрудничество со странами Центральной Азии в военно-политической области и при решении проблем обеспечения региональной безопасности. Далее, втягивание государств региона в различные региональные образования с целью снизить интеграционный потенциал СНГ и активное использование спецслужб в реализации внешнеполитических интересов в регионе.

В качестве одной из стратегических целей можно считать Байконур. Но российские и американские РЛС с системами ПРО трудно совместимы. Со своей аппаратурой американцы смогут контролировать большую часть радиолокационного пространства России и Казахстана. И здесь Казахстану надо выбирать: либо российские ПВО, либо американские. При этом эксперт считает, что Россия строит новый космодром, опасаясь, что Байконур скоро станет для нее отрезанным ломтем.

Россия боится потерять Каспий

Понятно, что вероятность осуществления подобного сценария может привести к конфликту между Москвой и Астаной и серьезным военно-политическим последствиям, вытекающим из него. Становится очевидным, что США прорвались таки в Центральную Азию (в первую очередь, за контролем над нефтью и газом региона).

- Если Казахстан позволит американцам использовать алматинский аэропорт, Россия может поставить вопрос о том, как эти действия соотносятся с членством Казахстана в ОДКБ и ШОС, — считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок

С его мнением можно соглашаться, можно спорить, но очевидно другое — возможный конфликт между Россией и Казахстаном вокруг аэропорта Алматы может сформировать обширную зону нестабильности на территории Ближнего и Среднего Востока, которая будет оказывать давление на центральноазиатский регион. Нестабильность, в свою очередь, резко активизирует деятельность радикально-экстремистских сил, в частности, в Пакистане и в Афганистане, где военно-политическая ситуация может совершенно выйти из-под контроля.

Какой дорогой идти в Афганистан?

- Анализ действий  коалиционной группировки  в Афганистане  показывает, что американское командование и  союзники США по НАТО с трудом удерживают ситуацию в Афганистане, миссия ИСАФ находится на грани провала. Как известно, сегодня снабжение группировки НАТО в Афганистане идет по так называемому «южному маршруту», который пролегает через Пакистан, — рассказывает эксперт. — В силу складывающейся в Пакистане ситуации, маршрут становится рискованным, и альянс объективно заинтересован в новом маршруте.

Впрочем, по мнению ряда экспертов, здесь нельзя говорить о единстве взглядов союзников. Для США чисто географически пакистанский транзит весьма удобен. Для европейских членов НАТО «южное направление» далеко не самое короткое. Они больше заинтересованы в «северном маршруте»: через Россию и другие постсоветские страны центральноазиатского региона. По оценкам специалистов, существуют три оптимальных маршрута наземного транзита для снабжения антитеррористических сил в Афганистане. Первый вариант: Польша или страны Балтии — Белоруссия — Россия — Казахстан (центральный) — Узбекистан — Афганистан. Второй вариант: Польша или страны Балтии — Белоруссия — Россия — Казахстан (каспийское побережье) — Туркменистан — Узбекистан — Афганистан. Третий вариант (водный): Санкт-Петербург — Волга — Каспий — и далее железнодорожным транспортом чрез Туркмению и Узбекистан в Афганистан.

Очевидно, что Казахстан оказался в незавидном положении. С одной стороны, на него давит США, стремясь проложить дорожку американскому бизнесу к топливно-энергетическим и иным ресурсам Каспия, а также подстраховаться, если у них отнимут «Манас». С другой стороны — опасность конфликта с Москвой и других пагубных последствий для Центральной Азии, а также Ближнего и Среднего Востока. На карту поставлено слишком многое, причем, как максимум — безопасность в регионе, и Ак орде снова надо выбирать, с кем она и против кого дружит, поскольку это опять-таки не тот случай, когда можно усидеть на двух стульях.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ