Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
23.12.08. Новости-Казахстан
Дмитрий Евлашков.
Своеобразным подведением итогов 2008-го политического и экономического года в ареале СНГ стал неформальный саммит Содружества, состоявшийся 20 декабря в Боровом (Казахстан).
Кроме хозяина встречи Нурсултана Назарбаева, в курортное местечко Карасу Акмолинской области прилетели президенты Армении, Киргизии, России и Таджикистана. Вот, собственно, и весь кворум. Хотя повестка дня "встречи без галстуков" была куда как более важная: попытка объединить усилия стран СНГ и выработать механизмы совместного противостояния глобальному экономическому кризису.
Если отсутствие в Боровом президента Саакашвили объяснимо – после поражения в пятидневной войне Грузия заявила о своем выходе из СНГ, то игнорирование неформального саммита другими лидерами Содружества наводит на размышления.
Впрочем, неявку в Казахстан президента Украины можно объяснить разразившимся в этой стране очередным острым политическим кризисом. Накануне саммита украинский премьер Юлия Тимошенко заявила, что переходит в оппозицию правящему режиму. А самому Виктору Ющенко грозит импичмент в результате обнародования данных парламентской комиссии по расследованию коррупции в государственной системе импорта вооружений. Лидер Молдавии Владимир Воронин готовится к президентским выборам, намеченным на весну будущего года.
Возможно, именно по этой причине он так и не смог на пару дней вырваться за пределы солнечной республики. Но, скорее всего, Кишинев предпочитает строить свои отношения с Россией и другими партнерами по Содружеству исключительно на двусторонней основе. Неучастие же в неформальном саммите азербайджанского лидера Ильхама Алиева и президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова говорит о том, что Баку и Ашхабад пытаются самостоятельно искать выход из кризиса – или делают вид, что кризиса, как такового, пока не испытывают.
Но вот почему пообщаться в кругу друзей не захотел глава Белоруссии Александр Лукашенко, – это уже из области политических сюрпризов, причем со знаком минус. Ведь в Боровом "батьку" ждали. До практического запуска Таможенного союза (ТС) трех государств – России, Казахстана и Беларуси – остались считанные месяцы. И хотя ТС - это чисто евразийский проект, его заключение и ввод в действие может послужить примером пусть очень медленной, но все же идущей интеграции постсоветских государств.
"В рамках создания Таможенного союза завизировано уже 20 документов", – сообщил в ходе встречи с Дмитрием Медведевым хозяин встречи, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его словам, к марту будут подписаны еще 12 основополагающих документов с тем, чтобы к началу апреля 2009 года стороны "могли выйти на создание нормального интеграционного объединения".
"Наконец-то в процессе создания Таможенного союза можно поставить точку для того, чтобы двигаться на новых началах дальше", – подтвердил слова своего казахстанского коллеги Медведев.
Столь резво рванувшую вперед "птицу-тройку", похоже, другим соперникам по СНГ в ближайшее время не догнать. Уж больно разновесные их национальные экономики. И если такие страны, как Киргизия и Таджикистан, и не претендуют на лидерство как в СНГ, так и в Центральной Азии, то Узбекистан, в силу своего демографического, политического, экономического, оборонного потенциала, всегда стремился и будет стремиться к тому, чтобы занимать в регионе не меньший вес, чем Казахстан.
Очевидно, что со времени трагических андижанских событий 2005 года, положивших начало возвращению "блудного Ташкента" в число партнеров России и стран Центрально-Азиатского региона, Узбекистан рассчитывал на нечто большее, чем простую моральную поддержку Москвой политики его руководства. Но Россия в регионе четко демонстрирует приоритет по отношению к ближайшему соседу Казахстану. Например, за неполный год своего президентства Дмитрий Медведев совершил в Казахстан уже четыре визита. В Узбекистан – пока ни одного.
Но это отнюдь не означает, что Москва не намерена развивать и углублять политические и экономические связи с Ташкентом. В августе с рабочим визитом в Узбекистане побывал российский премьер. Кроме чисто протокольных, при встречах Владимира Путина с узбекским руководством решались и весьма важные вопросы двусторонних отношений. Речь шла о дальнейшем развитии сотрудничества в оборонной, атомной сферах, нефтегазодобывающей отрасли, легкой промышленности. Очевидно, договориться по ряду позиций сторонам все же не удалось. Отсюда, возможно, и очередное похолодание в отношениях с Москвой, четко продемонстрированное Ташкентом.
Не очень-то порадовало Каримова известие о том, что Россия заявила о готовности выделить Киргизии 2 млрд. долл. льготного кредита под энергетические проекты, главным образом – на строительство в верхнем течении Сырдарьи каскада крупных ГЭС. Ташкент реально опасается, что с осуществлением этого проекта зависимость Киргизии от поставок узбекского газа существенно снизится, одновременно усилится влияние Бишкека в распределении водных богатств региона. Как стало известно РИА Новости, в начале 2009 года Москва проведет ряд переговоров с руководством Таджикистана по поводу участия России в строительстве энергетических объектов в этой республике. Что опять даст повод Ташкенту почувствовать себя "обойденным".
Скорее всего, игнорирование руководством Узбекистана ряда последних встреч на высшем уровне в рамках СНГ и других военно-политических и экономических альянсов говорит о том, что Ташкент таким образом пытается привлечь к себе внимание. В противном случае Ислам Каримов может пойти на очередную резкую смену внешнеполитического курса.
"Сейчас мы наблюдаем то, как Ташкент шлет Москве ряд важных мессиджей, – сказал в интервью РИА Новости заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. – Первым был выход Узбекистана из ЕврАзЭС. Второй – неучастие Ислама Каримова в неформальном саммите в Боровом".
Кстати, последнее дало повод российским аналитикам говорить о том, что Ташкент намеревается покинуть и ряды Организации Договора о коллективной безопасности. Как отметил Грозин, за время пребывания в ОДКБ Узбекистан так и не пожелал полноценно интегрироваться в эту структуру. "Никто из партнеров по ОДКБ и не ожидал большего, – сказал Грозин. – Уж очень часто и кардинально Узбекистан – и это подтверждалось новейшей геополитической историей этого государства – менял свои внешнеполитические приоритеты".
Напомним, Запад крайне негативно воспринял андижанские события в мае 2005 года. В ответ Ташкент выставил из узбекских квартир натовскую авиабазу в Ханабаде, нацеленную на Афганистан. Вполне возможно, что вскоре станет известно о возвращении американцев на некий военный объект в Узбекистане.
Активизация США в Центрально-Азиатском регионе вызывает тревогу не только у России. Например, в ходе неформальной встречи в Боровом Нурсултан Назарбаев выступил с заявлением, которое можно отнести к разряду сенсаций. В частности, он предложил создать при ОДКБ "некие вооруженные силы, какое-то объединение, которое бы отвечало за вызовы". Речь идет о создании в рамках ОДКБ механизма коллективной ответственности за нарушение соглашений о ненападении. "Конфликт, развязанный Грузией, говорит, что такие соглашения не работают, потому что у нас нет никаких санкций, у нас нет коллективного ответа на такие вызовы, – заявил Назарбаев. – Это мы должны сделать в рамках ОДКБ".
"Инициатива президента Казахстана говорит о его намерении поддержать Россию в политике, направленной на сдерживание внешних вызовов, – пояснил известный казахстанский политолог, член Экспертного совета "РИА Новости" Досым Сатпаев. – Будем считать заявление казахстанского лидера некоторым реверансом Астаны Москве после того, как Казахстан решительно отказался поддержать Россию в кавказском вопросе".
Впрочем, умением отвешивать реверансы в адрес того или иного мирового центра силы отличаются все без исключения постсоветские государства Центральной Азии. В республиках региона это называется "многовекторностью". Иначе говоря – умением одновременно осуществлять свою внешнюю политику на нескольких направлениях.
Примечательно, что все пять центральноазиатских республик стратегическим партнером в своих внешнеполитических концепциях называют Российскую Федерацию. В те же время весьма успешно строят свои отношения с другими державами и геополитическими образованиями – США, Китаем, Евросоюзом, странами арабского мира и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Увы, слишком долго Россия, солженицынским языком выражаясь, избавлялась от среднеазиатского "подбрюшья", чтобы высвободившуюся геополитическую нишу кто-то не попытался заполнить своими проектами, делами, идеологиями. В последние годы Россия пытается отыграть назад и пересматривает свою центральноазиатскую политику. И демонстрирует намерение вернуться в этот ключевой регион. Например, последние предложения Москвы помочь Киргизии и Таджикистану в реализации энергетических проектов – это решительная заявка Кремля на то, чтобы контролировать проистекающие в регионе, в том числе и политические процессы. И несколько подкорректировать в сторону Севера пресловутую многовекторность.
Параллельно тем же самым в центральноазиатских республиках, посредством сети собственных разномасштабных проектов, занимаются США. Интенсивно осваивает регион и Китай – методом "тихой" пока торгово-экономической экспансии. Однако мировой кризис сокращает возможности лавирования сверхдержав в регионе. Это в полной мере касается и политических трансакций, и крупного транснационального капитала, стремящегося захватить в стратегическом регионе новые плацдармы и рынки.
Как известно, в ходе "малого саммита" в Боровом президенты России и центральноазиатских республик попытались разработать некий пакет мер, которые они намереваются предпринять в 2009 году для защиты от последствий мирового экономического кризиса. "Застрельщиками" в этом процессе выступили Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев, приняв план совместных действий Казахстана и России на 2009 – 2010 годы. Документ включает в себя 40 масштабных мероприятий, охватывающих весь спектр казахстанско-российского сотрудничества. "Этот план является конкретизацией общих договоренностей, которые существуют между нашими странами. Там отражены все существенные позиции, по которым мы договорились недавно в ходе нашего форума приграничного сотрудничества, – сказал Медведев перед подписанием документа. – Если мы будем двигаться по этому плану, я уверен, что мы сохраним те темпы, которые мы набрали за последние годы. И это очень важно".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |