Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Русским в Казахстане хуже всего

26.12.08. KM.RU

Юрий Филатов

Справка KM.RU «С 1993/1994 учебного года по 1999/ 2000 учебный год количество школ (в Казахстане) уменьшилось на 450, ? из них – школы с русским языком обучения». «С 2001 по 2006 гг. в Казахстане было закрыто 303 школы с русским языком обучения, идет последовательный процесс вытеснения русского языка из сферы образования. В «Концепции расширения сферы функционирования государственного языка, повышения его конкурентоспособности на 2007–2010 годы» говорится, что «…необходимо преодолеть существующую диспропорцию в подготовке специалистов на государственном и русском языках…». (Из аналитического материала председателя Казахстанской Ассоциации учителей русских школ Н. Вдовиной «Русский язык в Казахстане. Обзор ситуации»)

Во внешней политике Казахстана происходят серьезные процессы, которые можно назвать «эрозией многовекторности», с тревогой пишет сегодня российская «Трибуна». В Астане выбирают стратегического партнера, и не факт, что им останется Москва.

На первый взгляд, отмечает издание, все нормально – программа сотрудничества Казахстана и России на 2007–2008 годы фактически выполнена. Несмотря на трудный год, взаимная торговля за 10 месяцев выросла на 24% и уже превышает $17 млрд. По итогам прошедшего недавно российско-казахстанского саммита подписан план совместных действий Москвы и Астаны на два ближайших года. В нем – 40 конкретных мероприятий в различных областях: политике, экономике, ТЭКе, космосе, транспорте, военной, научной и гуманитарной сферах. Все, кроме важнейшего направления – внешней политики. Дмитрий Медведев прокомментировал этот документ так: «Если мы будем двигаться по этому плану, я уверен, что мы сохраним те темпы, которые мы набрали за последние годы».

Осторожность оценок российского президента вполне понятна, отмечает «Трибуна», и для сдержанности есть весомые причины. В ходе регулярных встреч Путинаи Медведева с Назарбаевымпостоянно ставятся новые рубежи по сближению наших стран, но затем интеграция России и Казахстана словно наталкивается на незримые тормоза. Так, на недавнем саммите ЕврАзЭС (по инициативе казахстанской стороны) из пакета документов для подписания было снято важное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. А предложение Москвы использовать рубль в качестве резервной валюты в СНГ было с прохладцей воспринято казахским премьером Каримом Масимовым, который на днях посетил Москву – мол, это «длительная перспектива».

Экспертов по Центральной Азии часто спрашивают: как соотносится политика «многовекторности» Казахстана с курсом на союз с Россией? Не будет ли наша интеграция идти по формуле «два пишем, три в уме»? Не получится ли так, что отношения между двумя нашими странами станут лишь дымовой завесой, а реальные интересы Астаны направятся в три другие стороны – США, Китай и ЕС. А иначе как связать с планами на десятилетие вперед, которые президенты двух стран обсуждали на последнем двустороннем саммите, укрепляющееся стратегическое сотрудничество Казахстана с Китаем? И почему государственная программа «Путь в Европу» все чаще называется новой повесткой дня для современного Казахстана? И как расценивать стремление Астаны одновременно быть военным союзником ОДКБ и НАТО? Что стоит за спешным предоставлением американским самолетам запасного аэродрома в Алма-Ате? Или начальник российского Генштаба недавно просто пошутил, говоря о будущих базах США в Казахстане?

Казахстанские эксперты, продолжает издание, уже так говорят об отношениях между Россией и Казахстаном: «Неизбежным представляется то, что в перспективе могут возникать конфликты интересов сторон». Сегодня «частные взгляды» экспертов и труды штатных аналитиков трансформировались в новый проект Концепции внешней политики РК, где России будет отводиться куда более скромная роль.

Такой поворот в сторону от России, отмечает издание, поддерживает влиятельная группа в верхушке казахстанской номенклатуры, желающей сохранить свои привилегии, деньги и власть после возможного ухода Назарбаева. Сегодня те, кто считают (или уже назначил!) себя его преемниками, видят гарантом своего благополучия страны Запада, а кое-кто – и Китай. Видимо, в будущем году придется признать, что Москва явно поторопилась со своей уверенностью в пророссийском курсе политики ключевых стран Центральной Азии – Казахстана и Узбекистана.

KM.RU попросил прокомментировать эту точку зрения эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова:

— За исключением последнего предложения я могу согласиться с этой версией. Но не совсем правильно, на мой взгляд, расставлены акценты.

С моей точки зрения, Казахстан ВСЕГДА проводил многовекторную политику. И потому «эрозии» этой политики как таковой сейчас нет. Многовекторная политика – это политика лавирования между крупнейшими центрами внешней по отношению к Казахстану силы. Т.е. это Россия, это Китай, это мусульманский мир. И – после распада Советского Союза – это игроки, расположенные очень далеко от Казахстана — это, прежде всего, Соединенные Штаты. Европейский союз – в гораздо меньшей степени.

Нынешняя казахская политическая элита пришла к власти еще до распада СССР — напомню, что Назарбаев стал председателем республиканского правительства в 1986 году, затем, в 1990-м году, возглавил республиканскую компартию, что тогда было равноценно президентскому посту.

Нынешняя политика Казахстана – это, несомненно, этнократическая политика. В качестве доказательства я могу вам привести пример из не совсем афишируемого мониторинга, который провел среди наших соотечественников в постсоветских странах по заказу МИД России Институт стран СНГ, возглавляемый Константином Затулиным. Мониторинг проводился в конце 2006 года, через год, осенью 2007 года, его материалы были опубликованы в виде 400-страничной книги, но почему-то так и не получили широкого распространения.

А эти материалы очень любопытны по отношению к Казахстану. Оказалось, что как раз в этой стране наибольший процент наших соотечественников (в сравнении с другими странами СНГ), которые настроены на переезд в Россию. Таковых в Казахстане оказалось более половины опрошенных соотечественников. Поразительно, но в других странах СНГ — в ситуации, где, казалось бы, гораздо более критическая обстановка по отношению к нашим соотечественникам, даже там, где были военные действия – и все равно процент был меньше. А это говорит о многом – нашим соотечественникам в Казахстане (власти которого формально провозглашают, что в стране нет никакой почвы для межнациональных трений), оказывается, приходится еще хуже, чем в любой другой стране СНГ.

Стоит напомнить и о том, например, как в начале и середине 1990-х казахская элита искусственно не пускала в Казахстан российский бизнес. Хотя в эти годы тем же западным компаниям были распроданы – зачастую за бесценок – многие национальные богатства Казахстана. Лишь бы не пустить к себе Россию. Тем временем подрастает новое поколение казахстанской элиты. И следующий президент Казахстана будет, несомненно, еще большим националистом, чем Нурсултан Назарбаев.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ