Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

,
19 марта 2002

День рождения - грустный праздник...

Амангельды Эсенов.

Туркменбаши достиг возраста пророка - почему бы не порадоваться! Однако имениннику сейчас явно не до веселья... Вслед за Б.Шихмурадовым, Н.Ханамовым и бывший вице-премьер министр Х.Оразов объявил о своем переходе к оппозиции. Сердар первый или второй случай мог бы посчитать издержкой, курьезом, но если это превращается в систему, то он знает, что большая беда кроется где-то рядом. Виноват-то в этом не он, а его главное оружие в управлении государством - использование системы сдержек и противовесов, жертвами которой становится большинство руководителей министерств, ведомств и хакимов велаятов: они сменились по третьему и более кругу.

Только за минувший год Туркменбаши произвел значительные кадровые изменения в высших эшелонах власти, превысившие число всех кадровых перестановок со дня независимости страны. За вышеуказанный период сняты с должности 6 вице-премьеров, ряд министров и других высокопоставленных чиновников. В последнее время президент стал назначать министров временно, сроком на полгода или год. Как представляется, причина такой быстрой текучести кадров в высшем руководстве состоит в том, что Туркменбаши опасается появления в своем окружении претендентов на роль нового главы государства.

Кому может доверять Туркменбаши? Доверял экс-министру внутренних дел К.Касымову, который к тому же является дальним его родственником и бывшему министру обороны Д.Копекову. Они устроили сентябрьские события 1998 года, когда в Казанджике Марийского велаята произошло вооруженное столкновение между взбунтовавшимися офицерами танковой части и спецназовцами. Пришлось Д.Копекова снять с поста министра обороны, на который был назначен К.Касымов. Позже в 1999 году К.Касымов назначен министром юстиции, а после Б.Шихмурадова, он уже посол в Китае.

В то же время на ведущее место в окружении Туркменбаши выдвинулась фигура председателя Комитета национальной безопасности (КНБ) Туркменистана М.Назарова, который являлся наиболее приближенным к президенту С.Ниязову лицом и фактически вторым человеком в стране. После назначения в мае 2001 года М.Назарова советником президента, руководителем координационного органа при президенте Туркменистана по вопросам безопасности и обороны республики, последний еще больше усилил свое влияние на президента С.Ниязова. Мухаммада Назарова можно отнести к числу политических "долгожителей" - членов правительства страны, которому удалось удержаться у власти более 6 лет. Однако, и его постигла та же участь, что и других министров.

После снятия с должности председателя меджлиса Туркменистана С.Мурадова, который лично осуществлял кадровую политику в республике, новая должность М.Назарова, фактически выдвинула его в ранг второго человека в иерархии аппарата государственного управления страны. Кроме того, после назначения М.Назарова советником президента по вопросам безопасности и обороны страны все остальные силовые структуры страны начали спешно "укрепляться" представителями КНБ. В частности, в настоящее время государственную пограничную службу туркменского государства возглавляет Т.Тырмыев, а министерство обороны - Г.Бегенджев, которые до этого являлись заместителями председателя КНБ.

Не трудно заметить, что деятельность КНБ соответствует тенденции формирования в стране системы монопольной политической и экономической власти - "империи президента С.Ниязова". КНБ получил возможность распространения тотального контроля на все важнейшие политические и общественные институты, государственные органы, финансово-промышленные группы и средства массовой информации страны. Казалось бы, кому же, если не М.Назарову, прогнозировать перспективы развития ситуации в случае внезапного ухода Туркменбаши с президентского поста в случае его смерти или тяжелой болезни. В недрах КНБ разрабатывались следующие возможные сценарии политического развития Туркменистана.

В том случае, если С.Ниязов так и не назначит своего нового преемника, по действующей конституции обязанности главы государства до новых президентских выборов будет исполнять 54-летний председатель меджлиса Р.Аразов, в прошлом являвшийся хакимом Балканского велаята, назначенный на свой пост в начале июля прошлого года. Последний пока не имеет особого влияния в политической элите страны, однако, по занимаемой должности он способен в определенной степени повлиять на результаты голосования.

Существенное влияние на предстоящую борьбу за власть окажет и противостояние существующих клановых группировок. Однако, в складывающихся условиях наиболее реальные шансы на победу на выборах несомненно должен был иметь сложившейся в последние годы альянс М.Назарова и нынешнего заместителя главы кабинета министров Р.Сапарова (из северных йомудов, принадлежит к ташогузской группировке). Несмотря на внешнюю неорганизованность, достаточно мощную силу представляет чарджоуская (туркмены-эрсарынцы) группировка, представителем которой является М.Назаров. Эта группировка выдвинулась на политическую арену Туркменистана как самостоятельная сила еще в годы правления секретаря ЦК Компартии Туркмении М.Гапурова, предшественника С.Ниязова. По мнению аналитиков, владеющие крупными финансовыми средствами сыновья Гапурова Бахтияр и Сердар, являвшийся до 1994 года одним из вице-премьеров правительства С.Ниязова и курировавший сельское хозяйство, Джоракули Бабакулиев, семья Азимовых и многочисленные представители интеллигенции и среднего чиновничества, выходцы из Лебапского велаята, могут объединиться в региональный союз и выступить в защиту своих экономических интересов.

В этом альянсе несомненно ключевую роль играл М.Назаров, поддержка которого позволила бы Р.Сапарову обойти всех своих соперников. Однако, не исключался и т.н. "российский" вариант, то есть приход к власти самого председателя КНБ.

Остальные ранее влиятельные региональные группировки (марыйская, кызыл-артская (ахалская), балканская и др.) в последние годы существенно ослабли, так как их представители, "впав в немилость", были сняты со своих государственных постов, многие из которых были заняты ставленниками М.Назарова. Как известно, из окружения Туркменбаши за период его правления страной, ушло большое число разбогатевших людей, вынашивающих планы возврата к большой политике после ухода туркменского лидера. К ним можно отнести бывшего председателя кабинета министров Х.Ахмедова; бывшего министра сельского хозяйства и продовольствия П.Мередова; бывшего министра товаров народного потребления А.Атаева; бывших заместителей председателя кабинета министров Н.Союнова, Н.Нурклычева и Х.Ишанова. Однако, председатель КНБ М.Назаров, имея на них серьезные компрометирующие материалы, держал их под контролем.

Но Сапармурат Ниязов уволил советника по правовым вопросам и координации деятельности правоохранительных и военных органов, председателя Комитета национальной безопасности Мухаммеда Назарова. Он также понижен в воинском звании до генерал-лейтената, за "недостатки, допущенные в работе". Также президент подписал в понедельник указа об освобождении от обязанностей двух заместителей председателя Комитета национальной безопасности Хайыта Какаева, одновременно возглавлявшего столичное управление КНБ, а также подполковника Оразмухаммеда Бердыева. В указа отмечается, что они таким образом наказаны "за серьезные недостатки в работе и как не справившиеся со своими служебными обязанностями".

Из числа претендентов на высшую власть нельзя полностью исключать и вице-премьера правительства Реджепа Сапарова, которого поддерживает влиятельное и богатое турецкое лобби. Сам Р.Сапаров, курируя строительства и торговлю, обладает значительными финансовыми средствами. Свои виды на власть имеет, и заметно активизировавшаяся в последние годы т.н. демократическая оппозиция Туркменистана. Еще летом 1998 года ее сторонники, в основном представители интеллигенции создали в Москве комитет национального спасения, основной задачей которого является легализация и проведение открытой оппозиционной деятельности в Туркменистане.

В конце прошлого года бывший заместитель премьер-министра, министр иностранных дел, ныне лидер Народно-демократического движения Борис Шихмурадов обвинил Туркменбаши в злоупотреблении служебным положением, подтасовке результатов президентских выборов, политических убийствах, совершенных в туркменских тюрьмах с 1993 по 1997 год, среди убитых были эмигранты. Ниязов незаконным путем использовал валютный фонд страны в личных целях. Им были присвоены акции на сумму свыше одного миллиарда двухсот миллионов долларов.

Как после таких обвинений не задуматься Туркменбаши. Ведь обвиняют его самые ближайшие бывшие соратники, которым Туркменбаши доверял в свое время и сугубо личные секреты. Один из таких секретов касается опять-таки личности генерала М.Назарова. Вернее персоны его матери, которая, будучи депутатом Верховного Совета, еще союзной республики была довольно-таки близкой знакомой самого Туркменбаши. Конечно, Туркменбаши тогда еще был С.Ниязовым, типичным карьеристом партноменклатурного аппарата ЦК компартии Туркменистана. Автор туркменского Корана - "Рухнама" в то время не был "мыслителем" такого масштаба, каковым является сейчас, и мог себе еще позволить утехи в стиле героев "Декамерона" с уважаемыми депутатками. Как бы то ни было, этот загадочный любовный роман Туркменбаши с матерью М.Назарова вполне может обеспечить его будущее. Видимо таким же образом рассуждал и М.Назаров.

Однако, ничто не спасло его от немилости Туркменбаши. Очевидно, Туркменбаши не спешит назначать себе приемника и не спешит задумываться о будущем своей страны. В его намерения не входят осуществить преемственность власти. Он боится, что приемник отстранит его от власти и не позволит править страной до самой смерти.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ