Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Становление новой идеологии Беларуси

Александр Фадеев

Новый год белорусские радиослушатели встретили без привычных передач на русском языке радиостанций "Маяк", "Голос России" и "Юность". На частотах белорусского УКВ-диапазона с начала января была прекращена ретрансляция программ этих российских радиостанций, а передатчики стали обслуживать программы белорусской радиостанции "Столица" и минского областного радиовещания. Белтелерадиокомпания заявила, что подобный шаг сделан из-за недостатка средств госбюджета.

На самом деле речь идет об окончательном переходе электронных СМИ на территории республики в монопольное управление государственного идеологического аппарата. Напомним, что ранее в Беларуси радикальным образом были урезаны объемы ретрансляции программ российских телеканалов: 1-го, РТР, НТВ и даже "Культуры". При этом администрацией президента РБ учитывался опыт соседней Украины, где господство российских электронных СМИ воздействовало, с ее точки зрения, самым непосредственным образом на внутриполитическую жизнь страны. Интересно, что решение белорусских властей о прекращении ретрансляции популярных российских радиостанций было встречено радикальной оппозицией бурей ликования. Даже лидер БНФ Валентин Вечерко, который всегда резко критиковал любые меры администрации и правительства, поспешил сделать специальное заявление о полезности и своевременности такого шага, который «должен сработать как независимый фактор».

Сегодня в Беларуси прочного внутреннего единства, сбалансированности отношений между государством и обществом, о чем говорил в своем новогоднем обращении к народу Александр Лукашенко, не наблюдается. В этих условиях любое реформирование экономики, социальная модернизация могут привести к параличу государственного аппарата, учитывая весьма ограниченные финансовые резервы и возможности страны. Между тем идеологическая машина запущена на полные обороты и выдвигает от имени президента один за другим все новые амбициозные планы. Все это при известном консерватизме верхушки госаппарата и аморфном состоянии белорусского общества объективно ведет к усилению авторитаризма, хотя одновременно способствует сохранению определенной устойчивости системы, гарантируя ее в ближайшей перспективе от политических катаклизмов. Лукашенко в сложных экономических и внешнеполитических условиях, в которые попала республика, интуитивно пытается удержать некое социальное равновесие, пусть и ценой ухода от любых вариантов радикальной модернизации в политике, экономике, общественной жизни и культурной сфере.

Наблюдаемая сейчас политическая и социально-экономическая отсталость заметно сказываются на идеологии молодого белорусского государства, которое де факто не обладает хозяйственной самодостаточностью, имеет крайне ограниченные возможности во внешнеполитической практике, но руководство которого в целях сохранения власти не может и не желает признавать это. Дальнейшее укрепление института личной власти президента сопровождается отстранением белорусского народа от политической жизни.

Малочисленные и разрозненные политические группы радикальной оппозиции не скрывают своих планов реформирования Беларуси по западным канонам, выступают за отстранение, «отпад» Лукашенко от власти. Но, и в этом специфика переживаемого момента, они не ставят условия передачи верховной власти в республике органу народного представительства, парламенту, не требуют ликвидации зафиксированных в основном законе страны огромных президентских полномочий. Таким образом, можно предположить, что оппозиция ведет дело к замене Лукашенко на политика с выраженной прозападной ориентацией, который сохранит всю полноту власти в одних руках. 

В целом, политическая доктрина оппозиции исходит из стремления к европеизации Беларуси, но не путем ее последовательной либерализации и демократизации, а путем реформирования «сверху», используя при этом уже существующий механизм авторитарной власти. Подготавливаемый БНФ и другими радикальными структурами оппозиции «поезд благополучия» в Европу явно рассчитан не на всех граждан республики, а только на какую-то часть общества, принимающую и разделяющую ценности оппозиции. В этом, возможно, кроется главное внутреннее противоречие самой оппозиции: идея суверенитета, сохранения независимости и национального государства белорусов на деле не подкрепляется идеей установления демократического строя, основанного на самоуправлении народа, без бюрократии и созданных помимо гражданской инициативы политических групп и партий.

Низкая популярность прозападной оппозиции во многом объясняется той коллизией, когда явное стремление радикалов к высотам государственного управления, к безраздельному доминированию во власти вызывает настороженность и недоверие белорусских граждан. Белорусский социум, как ни парадоксально, стремится действительно сохранить государственно-общественный статус-кво, отвергая все варианты модернизации, которые ведут к неравенству внутри республики. Это чутко уловила в свое время президентская администрация, начав утверждать в сознании нации идею ответственного перед обществом государства, основной целью которого является сохранение социальных гарантий, предотвращение любых видов конфликтов и безработицы, защита всех категорий граждан. Одновременно насаждается иллюзия, что социальное равенство и солидарность, одновременное поднятие материального благополучия всего населения достижимы в рамках реализации государственных программ, при преобладающей роли государственного аппарата и на основе отечественных ресурсов.

Новая официальная идеология Беларуси базируется на противодействии рыночной стихийности, свободе предпринимательства. Стремление государства держать в своих руках весь совокупный контроль над социально-экономическими и политическими процессами диктует и наличие ограничений на свободное включение граждан в политическую практику(это закреплено в правовом поле республики). Правящий класс всячески оправдывает существующие искусственные ограничения политической активности населения заботой о стабильности и поддержании социального мира. Другим столпом государственной доктрины является отношение к президенту и президентской власти как главной гарантии, силе, не позволяющей подчинить государство и общество интересам узких политических, финансовых или иных элитарных групп, в первую очередь иностранных, включая российские, групп давления. Идеалом провозглашено социальное партнерство государства и общества, социальное равенство, но при сохранении за государственным аппаратом всей полноты власти и ответственности за все стороны жизни граждан республики.

Анализ государственной идеологии РБ показывает, что она во многом копирует постулаты социал-демократии стран Центральной и Восточной Европы – в меньшей степени польской, в большей словацкой. Отсюда и неприятие мировоззренческой нейтральности, и объявление властной элиты Беларуси о следовании христианским ценностям и гуманистическим традициям. В последнее время заметно наложение на социал-демократическую матрицу политики по активному использованию потенциала национальной идеи и попытки отказа от концепции неприятия союзов односторонней направленности, равноудаленности от центров силы. Власти Беларуси активно ищут мощных и богатых союзников географически расположенных как можно далее от территории своей страны, у которых уже в силу этого обстоятельства не должно возникать соблазна поглотить ее регионы или республику в целом. В этом ракурсе Россия после известных инициатив В.Путина окончательно потеряла свою притягательность, а белорусская дипломатия преимущественно занята сегодня обеспечением международных гарантий независимости Беларуси.

Государство, если исходить из общепризнанного утверждения социологов, - это увеличенная копия семьи. Очевидно, что белорусы в своей абсолютной массе не жаждут, чтобы их государство было гипертрофированной копией семьи нынешнего президента. Что же касается самого белорусского общества, то не следует, видимо, преувеличивать его замкнутый характер, политическую инертность и приверженность сложившемуся социально-хозяйственному укладу советского типа. Это не те ценности, которые граждане Беларуси будут отстаивать. Речь скорее об отсутствии генератора реформ, как внутри республики, так и за ее пределами, сил, готовых взять на себя ответственность за их последствия и всю финансовую тяжесть. Как представляется, белорусские граждане в этом вопросе перестали уповать на внутренний потенциал своего государства, переход на более высокий уровень социальной организации и материального обеспечения сопровождается в их сознании с надеждами на внешнюю помощь богатых стран или блоков государств.

В этом контексте замыслы создания белорусско-российского государства пользуются определенной поддержкой, сторонников унии с Россией немало, но ждать сегодня от белорусов решительных действий во имя воплощения федеративных идей в политическую практику – напрасно. С одной стороны, как уже отмечалось выше, белорусский народ отстранен от политики, с другой – правящий класс республики в деле сближения с Россией озабочен сохранением своей, немалой, заметим, власти, все время демонстрирует двойственность, переходящую время от времени в двуличную политику. Да, отношение большинства белорусов к России остается вполне дружественным и доброжелательным, но темпы создания единого государства с ней и достигнутые за последние годы весьма скромные результаты их явно разочаровали. Не стоит забывать при этом, что поиски виновников краха идеи союзного государства сопровождаются в Беларуси организованной сверху кампанией по «рациональному» объяснению причин такого положения дел, при которой гражданам республики подсовывается готовый ответ в виде бездарной политики руководителей российского государства, заведших дело интеграции в тупик.

Правда, иллюзии верхов сформировать резко отрицательное общественное мнение вокруг августовских интеграционных усилий Кремля с помощью пропаганды и откровенной демагогии быстро растаяли. Это насторожило белорусские власти, которые срочно предприняли меры по разработке концепции, призванной оправдать тот капитулянтский курс, которым они следуют по отношению к программе строительства союзного государства. Ключевыми положениями концепции являются аргументы в пользу отложенности мер по реализации договоров с Россией и выдвижение требования полного равноправия Беларуси в потенциальном союзе. Такому развороту событий может объективно помешать только одно – реальное ощущение всем белорусским обществом роста силы, экономического могущества, международного престижа России, готовность ее прийти на помощь соседней Белоруссии. Лучший агитатор за союзное государство известен, это – высокий материальный достаток граждан России, рост их прав и социальных гарантий со стороны государства. Если всего этого удастся достигнуть, то все рассуждения об абсолютном равенстве Беларуси в партнерских отношениях с Россией быстро забудутся и останутся в прошлом.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ