Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ерчак В.М. Филиал Московского государственного университета в г. Минске, Беларусь
Конституционный процесс объединения Республики Беларусь и Российской Федерации фактически приостановлен на стадии разработки Конституционного акта Союзного государства. Возникшие трудности в развитии объединенной политической системы двух государств побуждает провести политико-правовой анализ происходящих событий и сделать определенные выводы.
Одним из препятствий нашему объединению представляется действующий до сих пор закон США Public Law 86-90 (P.L.86-90) “О порабощенных нациях”, который явился правовой основой создания и поддержки со стороны Соединенных Штатов новых независимых государств на постсоветском пространстве.
Закон P.L.86-90 был принят в США 17 июля 1959 года. Его также называют «законом о расчленении России». Из документа вытекает, что политика коммунистической России привела к порабощению и лишению национальной независимости Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Туркестана, Азербайджана, Идель-Урала, Казакии и т.д. В тексте закона читаем: «Так как эти порабощенные нации видят в Соединенных Штатах цитадель человеческой свободы, ищут их водительства в деле своего освобождения и обретения независимости и в деле восстановления религиозных свобод христианского, иудейского, мусульманского, буддистского и других вероисповеданий, а также личных свобод и так как для национальной безопасности соединенных Штатов жизненно необходима непоколебимая поддержка стремления к свободе и независимости, проявляемому народами этих покоренных наций,… именно нам следует надлежащим официальным образом ясно показать таким народам тот исторический факт, что народ Соединенных Штатов разделяет их чаяния вновь обрести свободу и независимость». (Назаров М. Миссия Русской эмиграции. М.1994, с.374-375. Казачий словарь-справочник в 3 т.Т.2, Кливленд, США, 1966). Каждый президент США давал клятву об исполнении этого закона. По мнению ряда исследователей, на реализацию этого закона и осуществление соответствующих политических операций было истрачено около 4 млрд. долларов. Несмотря на распад Советского Союза и смену политико-экономического строя на территории всего бывшего СССР, этот закон действует до настоящего времени и создает правовую базу для вмешательства США во внутренние дела, как отдельных государств СНГ, так и всего Содружества в целом. Примером тому служит объявление президентом США Джорджем Бушем во исполнение названного закона 21-27 июля 2002 года «Неделей порабощенных наций». В своем воззвании, посвященному данному мероприятию Дж.Буш отнес Белоруссию к числу тех государств, в которых «люди лишены самых основных прав свободно выражать свое мнение, а их повседневная жизнь омрачена страхом перед тайной полицией».
Текст закона P.L. 86-90 был разработан по инициативе сенаторов Дугласа (Иллинойс), Джейвица (Нью-Йорк), конгрессменов Фейгана (Огайо) и Бентла (Мичиган) и украинского сепаратиста некоего Добрянского (Как и кем подготавливался закон о расчленении России/ Свободное слово Карпатской Руси. США, 1979, ноябрь-декабрь, с.23). Этот закон или, как его иногда называют резолюция, принят Сенатом США и Палатой Представителей и утвержден президентом Эйзенхаузером. В законе ярко отражено отношение западного мира к России в 20-м, и как мы видим, в 21 веке. Русская эмиграция протестовала против этого закона.
«Печально, что резолюция пренебрегла включением в список Русского народа как жертвы коммунизма. Политика Соединенных Штатов не пытается предрешить пределов и политического строя территорий, входящих в состав Советского Союза. Но Русский народ не знает этого, и для него резолюция конгресса может означать опасное намерение расчленить его Родину. Такое мнение Русского народа может оказаться причиной серьезного ослабления позиций свободного мира в борьбе с коммунизмом. Мы знаем, что Русский народ был одной из первых жертв коммунистического заговора, который был по существу заговором интернациональным. Мы твердо надеемся, что недоразумение, порожденное резолюцией конгресса, будет исправлено», - писали представители русского зарубежья И. Сикорский и А. Толстая (Вести из зарубежья. «Закон о порабощенных нациях» и расчленение России./Вече(Мюнхен), №44, 1991г.).
Стремление расчленить Россию не ново. Это давняя мечта недругов Русского народа. Государь-Император Александр Ш перед своей кончиной завещал НиколаюII: «У России друзей нет. Нашей огромности боятся… В политике внутренней покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед». (Церковь и государство. М.:1997, с.137-138). Очевидно, по этому один из главных идеологов однополярного мира Збигнев Бжезинский открыто заявил, что: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось Русское Православие»( Независимая газета.14.02.1997). Это высказывание говорит о многом. Очевидно, под Русским Православием понимается не только «Orthodox Church».
Иван Ильин, отвечая на вопрос: «Почему Запад боится нашего единства, нашей мощи, нашей веры и нашей армии?», писал: «Они боятся нас и для самоуспокоения внушают себе, что русский народ тупой, варварский, ничтожный…Им нужна Россия варварская, чтобы «цивилизировать ее по-своему, угрожающая своими размерами, чтобы ее можно расчленить, завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее, реакционная, чтобы вломиться в нее с проповедью реформации или католицизма, хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на ее «неиспользованные пространства», на ее сырье или по крайней мере на выгодные торговые договора или концессии».(Манягин В.Г. Апология Грозного Царя. М.: Русский вестник, 2002, с.5-6.Со ссылкой на: Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Самодержавие духа. СПб.: Царское дело1995, с.329.)
В октябре 1918года правительство президента Вильсона разработало план расчленения России на отдельные «самостоятельные области», подвластные США. Официальная карта России, составленная госдепартаментом США для Парижской мирной конференции, состояла лишь из Среднерусской возвышенности. В приложении к ней говорилось: «Всю Россию следует разделить на большие естественные области, каждая со своей экономической жизнью».
Председатель «Американского Комитета Освобождения Народов России» адмирал А.Г.Кэрк в 1952 году подчеркивал преемственность борьбы «против царского самодержавия девятнадцатого столетия», поскольку, по его мнению, именно «разоблачавшиеся тогда пороки расцвели в СССР», поэтому возникает один ряд борцов: «от жаждавших свободы декабристов 1825г. до приветствуемых нами сегодня беглецов из Советского Союза». (Вести из зарубежья. «Закон о порабощенных нациях» и расчленение России./Вече(Мюнхен), №44, 1991г. Ссылка на: Наша цель- освобождение. Три речи адмирала Аллана Г. Кэрка. Нью-Йорк, 1952, с.13-17). Этот Комитет финансировался правительством США.
По оценке немецкого историка Х.Е.Фолькмана, Американский комитет однозначно склонялся к тому, чтобы поощрять, прежде всего финансово процесс отделения «российских» национальностей. Эта позиция не в последнюю очередь преследовала цель - вместе с разгромом большевистского господства произвести также расчленение России и тем самым исключить ее как политического и экономического противника Америки. (Volkman H E. Die politischen Hauptstrhmunden in der russischen Emigration in Deutschland nach dem Zweiten Weltkrieg/ Osteuropa. Stuttgart, 1965, Heft 4,April, s.244).
Запад всегда поддерживал сепаратистские политические организации типа «Антибольшевистский блок народов» (США), для которых «борьба с большевиками означала одновременно борьбу с русскими. В политической пропаганде этих сепаратистов Советский Союз идентифицировался с Россией, и советская внешняя политика характеризовалась как непосредственное продолжение империалистической политики царской империи», - утверждает историк Х.фон Римша. (Вести из зарубежья. «Закон о порабощенных нациях» и расчленение России./Вече(Мюнхен), №44, 1991г. Ссылка на: Rimscha H.,v. Die Entwicklung der rujhndischen Emigration nah dem Zweiten Weltkrieg/Europa-Archiv. Frankfurt na. M.,1952, 20, August).
Сепаратизм поощрялся Гитлером и Розенбергом. Творцы закона P.L.86-90 вольно или невольно выполняют ту же функцию. Разница лишь в том, что первые это делали во имя расовой теории, а вторые - во имя демократии и прав человека.
Создание “народных фронтов” в союзных республиках типа БНФ, Саюдис, Рух и т.д. полностью основывалось на законе P.L.86-90.
Этот правовой акт и приобрел военно-стратегическое значение. Так, генерал Максуэлл Д.Тэйлор, бывший начальник штаба армии при президенте Эйзенхауэре и председатель объединенного комитета начальников штабов при президентах Дж.Кеннеди и Л. Джонсоне в 1982г. опубликовал во влиятельной американской газете “Вашингтон пост” статью с обоснованием концепции ядерного удара, при котором “по возможности… цели должны быть ограничены областями с преимущественно этнически Русским населением, чтобы ограничить ущерб в нерусских республиках”… ( Washington Post, 1982, 14 Jan )
Подобный цинизм полностью соответствует духу планов Гитлера в отношении Русского народа.
В развитие P.L.86-90 американский исследовательский фонд «Наследие» в 1989 году подготовил доктрину под названием «Освобождение», суть которой заключалась в разработке технологий развала СССР.
Вопреки воле своих народов, выраженной на референдуме 17 марта 1991 года, творцы Беловежского заговора в декабре 1991 года действовали так, как если бы они исполняли пресловутый закон «О порабощенных нациях». Не удивительно, что первый телефонный звонок из Вискулей о подписании договора о расчленении СССР был направлен именно президенту США Д.Бушу и очень уж напоминал отчет об исполнении закона P.L.86-90.
В 1991 году появилась директива президента Буша, в соответствии с которой все регионы мира должны рассматриваться как области национальных интересов США на период до 2005 года. Тогда же была утверждена и доктрина «Геополитический плюрализм в постсоветстком пространстве», которая подразумевала, в том числе, и силовое сохранение расчлененного СССР с последующей колонизацией постсоветского пространства.
В феврале 1992 года появляется директива Минобороны США №13, рассчитанная на период действия с 1994 по 1999 годы. Согласно этому документу США, как мировой военно-политический лидер, вправе отказаться от коллективных действий в рамках ООН и могут совершать односторонние военные акции по своему усмотрению. Цель НАТО в будущем – вводить так называемые «миротворческие силы» в районы этнических конфликтов и пограничных разногласий на территории от Атлантики до Урала. Особая роль отводится Сибири и русской Прибалтике. Одновременно с этим в 1992 году в Вашингтоне на совместном заседании руководящих органов Всемирного банка и МВФ выработана программа по снижению уровня жизни населения России под предлогом борьбы с инфляцией. Министр обороны США Уильям Пэрри еще в 1995 году заявил, что, если в России произойдет откат реформ, то США применит «военный фактор».
Конечно, после прихода в Кремль нового руководства и особенно после 11 сентября 2001 года вряд ли можно говорить о прямой военной угрозе со стороны США и НАТО. В то же время, нужно понимать, что США по прежнему не заинтересованы в возрождении Великой России и, поэтому надо ожидать усиления «тайных операций», препятствующих «собиранию русских земель», действие которых (т.е. операций) проявляется, в том числе, и в бесконечном торможении белорусско-российских объединительных процессов.
Республика Беларусь с 1994 года перестала вписываться в русло американской внешнеполитической линии, обусловленной пресловутым законом (резолюцией Конгресса США) P.L.86-90, в соответствии с которым Белоруссия, должна по прежнему оставаться «порабощенной нацией» и искать защиты у США против «русского империализма».
Называя Владимира Путина «своим близким другом» президент США вполне мог бы добиться отмены печально известного закона (резолюции) P.L. 86-90 и тем самым действительно показать всему миру, что США на деле, а не на словах больше не считают Россию своим врагом. А без подобных шагов вряд ли можно всерьез воспринимать уверения в дружбе со стороны «дядюшки Сэма».
Что же касается белорусско-российского объединения, то несомненно интересным и поучительным представляется, в первую очередь, правовой опыт вхождения в состав Российского государства Финляндии и части собственно Польши. В любом случае, уже сейчас необходимо опубликовать все проекты “Конституционного акта” Союзного Государства и развернуть открытую дискуссию по проблемам объединения Белоруссии и России на всенародном уровне.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |