Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Мороз Л.Н. (Институт государства и права НАН Беларуси)
Включение в преамбулу Договора о создании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г. нормы, что образование данного государства «позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств» детерминировало приоритет социально-экономической направленности этого межгосударственного акта.
Однако по причинам отсутствия обстоятельных системных научно-прикладных обоснований порядка российско-белорусского экономического объединения, эти процессы не получили должного развития, что способствовало гипертрофированной активизации обсуждения политических вопросов об управлении создаваемым государством, т.е. вопроса о власти. Вместо необходимости безотлагательного оздоровления, подъема и расширения интеграции экономик объединяющихся государств, начались меркантильные «разборки» о бедности и богатстве, об экономических выгодах и потерях сторон, за которыми, между прочим, стоят братские народы.
В этой связи необходима более активная практическая реализация заложенного в указанном объединительном Договоре приоритета социально-экономического объединения Беларуси и России как базиса для построения единого неделимого (а не одного) Русского государства, с сохранением входящими в него субъектами своих органов власти и управления по форме, например, дореволюционной России, в которую входили Царство Польское и Княжество Финляндское.
В качестве исходных факторов для экономической интеграции Беларуси и России служат исторически сложившиеся межгосударственное разделение труда, специализация и кооперирование производства. Требуется только их углубление и дальнейшее развитие на союзных началах.
Одними из главных и наиболее взаимосвязанных целей Союзного государства по Договору являются: создание единого экономического пространства (ЕЭП) для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; формирование единой правовой системы объединенного государства.
Без единой правовой системы, основным элементом которой должно быть унифицированное и гармонизированное союзное законодательство, не может быть не только ЕЭП, но и так называемых «рыночных механизмов».
В анализируемом Договоре, помимо ст ст. 19-30 Раздела III «Принципы формирования единого экономического пространства», на регулирование становления и развития данного пространства направлены также многие другие, разобщенные статьи и нормы. Необходимо обосновать методологическую системообразующую основу формирования и структурные элементы ЕЭП Союзного государства. В договоре они «размыты».
Системообразующей основой рассматриваемого ЕЭП должно стать объединение на национально-государственных и союзном уровнях трудоресурсного капитала государств-участников с их природно-ресурсным и техногенно-ресурсным капиталами при верховенстве публичных интересов над частными интересами.
Трудоресурсный капитал составляет все трудоспособное население, которое необходимо соединить и производственно связать с природными и техногенными ресурсами для осуществления социально потребной трудовой деятельности. Природно-ресурсный капитал образуют имеющиеся в государствах природные ресурсы, служащие объектом приложения труда и источником получения техногенно-ресурсного капитала. К техногенно-ресурсному капиталу относятся блага, созданные или существенно опосредованные человеческим интеллектом и трудом, используемые для удовлетворения различных надобностей и нужд.
Верховенство публичных интересов над частными интересами при создании анализируемого ЕЭП обусловлено даже гипотетической невозможностью сопоставления индивидуальных и корпоративных приватных потребностей или нужд с потребностями и нуждами народов государств-участников как носителей суверенитета. Это неопровержимо подтверждается откровенным выводом Дж. Сороса, согласно которому «доктрина капиталистической вседозволенности опирается на утверждение, что общему благу лучше всего служит раскованное преследование собственных интересов. Если эта вседозволенность не будет сдерживаться признанием того, что общий интерес должен иметь превосходство над частными интересами, наша нынешняя система, которая, хоть и, будучи несовершенной, квалифицируется как открытое общество, подвержено разрушению» (Soros G. The Capitalist Treaty/Atlantic Monslcy, February, p. 45, 1997).
Далее, структуру ЕЭП Союзного государства должна составлять совокупность взаимосвязанные элементов.
Извечным вопросом человечества является вопрос о собственности. В России предусмотрены частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности, а в Беларуси признаны государственная и частная собственность. Вне правового поля остались собственность церковных и общественных организаций, кооперативов, акционерных обществ и иных объединений, что порождает нестабильность правового режима указанных «модификаций» собственности. Поэтому необходимы единообразные и юридически равные формы и виды собственности, признаваемые на территориях государств-участников, равноправие физических и юридических лиц на приобретение не запрещенных законом объектов собственности, на владение, пользование и распоряжение такими объектами. Наиболее оправданы сосуществование государственной, церковной, общественной и частной форм, акционерной, кооперативной и иных видов ассоциативно-корпоративной собственности, а также легитимация собственность Союзного государства для обеспечения ведения общих его дел, формирования союзного бюджета.
Любое, а тем более агонизирующее сообщество должно если не планировать (в чем, собственно, нет ничего плохого), то хотя бы предвидеть перспективы своей жизнедеятельности. Например, многие из субъектов бывшего Союза ССР, занимающие климатически рисковые географические пространства и имеющие потенциально трудноподъемные издержки производства, в условиях далеко сверхнормативного износа основных фондов, скудости оборотных средств, инвестиций и дороговизны жизни населения не должны, а обязаны предусмотреть возможные полезные и негативные последствия вступления в ВТО.
В этой связи настоятельным велением жизни являются прогнозы наиболее перспективных направлений, а также основные показатели структурной политики, макроэкономического и социального развития создаваемого государства. Надо предвидеть свое предназначение или высокоразвитого общества, или сырьевого придатка.
Единственным источником здорового интеллекта на земле выступает пока-что не развращенные материальным благополучием и не свихнувшиеся на вещизме не грамотные, а умные мыслящие индивиды и личности в пределах постсоветского пространства, многие из которых, к сожалению, находятся в бедственном положении и живут сугубо на энтузиазме. История не простит нам преступного выдавливания умов нищетой и серостью, а также упущенного шанса сформировать российско-белорусское и в целом восточнословянское общее научное, технико-технологическое и информационное пространства.
Аксиоматично, что стабильность в обществе прямо пропорционально зависит даже от относительной самодостаточности его членов, обеспечиваемой их социально востребованным трудом. Устойчивость государственных институтов зиждется на экономическом базисе, формируемом физическими и юридическими лицами. Поэтому в Союзном государстве должны быть закреплены свобода экономической деятельности, не противоречащая законодательству, интересам других лиц и государств-участников, единые правила конкуренции и защиты прав потребителей, многообразие организационных форм хозяйствования, основанных на одних или смешанных формах и видах собственности, общий рынок со свободным перемещением товаров, работ, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности субъектов хозяйствования. Следует исключить из товарооборота средневековый и потенциально криминогенный бартер.
Большая протяженность и неудобства рельефа территорий многих постсоветских республик обуславливают трудности комплексного использования разных видов транспорта и высокие транспортные затраты в себестоимости продукции (работ, услуг), межгосударственные таможенные эксцессы и др. Беларуси и России необходимы объединенные транспортная и энергетическая системы, взаимосвязанные системы связи и телекоммуникации с унифицированными внутрисистемными тарифами, дифференцируемыми с учетом условий выполнения и качества транспортных услуг, включение в трубопроводный транспорт ответвлений от магистральных трубопроводов. Все транспортные системы следует рассматривать как единый коммуникационный комплекс, звенья которого должны взаимодополнять друг друга при выполнении транспортных работ и оказании аналогичных услуг на всех стадиях жизненного цикла процесса перевозок - «от» и «до». Это возможно путем формирования в государствах-участниках одинаковых единых транспортных отраслей.
Освобождение цен в условиях гиперинфляции, экспансии мало - или необеспеченных иностранных валют, высоких издержек и налогов, законодательных пробелов породили ценовой беспредел. Необходима единая ценовая политика, основанная на реальных издержках производства и реализации продукции (работ, услуг) и товаров, на спросе и предложении этих ценностей.
Одним из признаков реальности бытия государства являются его деньги. В Союзном государстве должны иметь место единая денежная единица (валюта), единый (а не один) эмиссионный центр в лице Центробанка России и Нацбанка Беларуси, выпускающих союзные деньги на условиях и в объемах, определяемых Межбанковским валютным советом, минимизация и последующее прекращение оборота иностранных валют на внутреннем рынке, постепенный выход из долларовой системы платежей, укрепление курса союзной валюты. Рано или поздно, но доллар рухнет либо преднамеренно будет заменен другой американской валютой. Тогда у многих вместо почитаемых «баксов» останутся зеленые фантики.
Парадоксом, бедой для властей и Клондайком для правонарушителей является отсутствие необходимых достоверных сведений об имеющихся у государств-участников естественных, техногенных и демографических ресурсах. Эннократно «проверенные» и «перепроверенные» «мюнхгаузенские» статистические данные служат конъюнктурному манипулированию приближенными или отвлеченными показателями, особенно неточными в процентном или кратном выражении. Требуются единые системы кадастров природных ресурсов, природоохранных кадастров, кадастра недвижимого и движимого имущества, регистров трудовых ресурсов, единообразные показатели их составления и ведения. В кадастрах должна производиться экономическая оценка природных, техногенных и даже трудовых ресурсов как национального достояния и базиса ЕЭП. В кадастры следует включать сведения о: а) физических количественных и качественных характеристиках и свойствах учитываемых благ; б) направлениях, целях и порядке использования этих благ; в) экономической ценности и стоимости последних; г) их экологических параметрах; д) правовом режиме (собственность, пользование, управление и др.) подвергнутых кадастровому учету благ. На основании указанных показателей по стобальной шкале оценивается и рассчитывается конкретная величина (20; 35; 43; 52,2 и т.д.) учтенного в кадастре балла.
Без кадастров в России, например, долго не будут знать сколько у нее имеется и осталось разведанных канувшей в Лету «Союзгеологией» запасов нефти, газа, угля, сланцев и других полезных ископаемых. Ясно одно, что из-за отсутствия восстановления минерально-сырьевой базы через 4-6 лет нечем будет заполнять российские, белорусские и украинские газо- и нефтяные трубы, мазутные цистерны, угольные вагоны-контейнеры и другие сырьевые емкости, т.е. братьям-словянам наступит энергетическая труба. О полной самодостаточности и полном суверенитете могут говорить только жители африканских и других тропических стран, поскольку у них совсем другая структура потребностей и возможностей.
Поскольку в мире нет налоговых систем, а существуют волюнтаристские, субъективные, отпотолочные размеры фискальных поборов с физических и юридических лиц на абстрактные государственные надобности, безотлагательно нужны: единообразные виды немногочисленных налогов и единые принципы налогообложения, единый расчетный метод исчисления налогов на основе экономических показателей деятельности налогооблагаемых субъектов, единые основания, условия и механизмы предоставления и лишения налоговых льгот; отдельные рентные налоговые платежи за пользование землей, недрами, лесами, водами, атмосферным пространством, флорой, фауной соответственно как средством производства, операционным базисом или кладовой естественных благ, а также компенсационные платежи за загрязнение этих ресурсов и окружающей среды.
Исчисление любых налогов должно производиться по универсальной и корректируемой для конкретных платежей формуле: Н = (ВВ-СП)'МЗ/ВД'ВФ/Бу, где:
Н - налог; ВВ - валовая выручка; СП - себестоимость продукции (работ, услуг);
МЗ - материальные затраты; ВД - валовой доход; Бф - балльность фактическая объекта налогооблажения; Бу - балльность условная объекта налогооблажения по кадастровой оценке.
Почти на всем постсоветском пространстве большинство налогов взимается по «сквозному», «котловому» принципу в центральный бюджет государства, а затем тратиться центром по своему усмотрению. Однозначно, что назрел переход от уплаты основных налогов в центральный бюджет государства к уплате налогов в местные бюджеты, с отчислением в вышестоящий бюджет, в том числе Союзного государства, обоснованной части полученных на местах налогов. Необходимы также единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений, переход от принципа взимания твердых ставок таможенных пошлин к принципу расчета размеров этих пошлин на основе реальных экономических показателей экспортных или импортных операций, безтарифная внутренняя торговля.
Неотъемлемым признаком государственных образований являются их бюджеты как централизованные фонды для обеспечения функций указанных образований. Бюджеты формируются из предусмотренных законодательством источников и утверждаются высшими органами представительной власти.
Бездефицитный бюджет Союзного государства должен формироваться за счет ежегодных и периодических корректируемых налоговых отчислений государств-участников, использования собственности указанного государства, других законных источников. Для определения источников, периодичности внесения, корректировки платежей в бюджет Союзного государства и утверждения этого бюджета безотлагательно необходимо проведение выборов в Парламент Союзного государства Беларуси и России.
Ассоциативные формы и виды собственности, вводимые в Союзном государстве, предполагают общий рынок ценных бумаг, единые основания, условия и механизмы его регулирования.
Общеизвестно, что развитие, а тем более оздоровление агонизирующей экономики требуют огромных средств. В Глубокском районе Витебской области на озере «Шо» имеется одноименная деревенька «Шо», в которой находится географический центр (сердце) Матушки-Европы. При таком выгоднейшем географическом и геополитическом положении, трезвом взвешивании «за» и «против», десятимиллионная Беларусь, как сердце Европы, может обратиться к ее членам и своим географо-геополитическим собратьям с просьбой об иностранных инвестициям. Благо то, что ряд высокоразвитых Европейских стран уже неоднократно предлагали Беларуси инвестиционную помощь. Белорусское руководство, верное белорусско-российским объединительным договоренностям, вежливо отклонило эту помощь. Если Союзное государство не состоится, Беларусь вынуждена будет искать пути, формы и способы интеграции в Заподно-Европейское экономическое, политическое и, естественно, военное пространства. Свойство белорусской «памяркоунасщ» здесь сработает классически и безотказно, причем не в обиду россиянам. Контраргументом этому могут быть только единая белорусско-российская инвестиционная политика, ориентирующаяся на изыскание внутренних, а затем, при необходимости, иностранных инвестиций, последовательное выполнение межгосударственных договорных обязательств.
Становлению ЕЭП Союзного государства будут, несомненно, способствовать единые стандарты, эталоны, метрические системы и исчисление времени, геодезия и картография, банки данных, системы учета и отчетности.
Рассмотренные материальные ресурсы государств-участников как уже отмечалось, должны быть органически соединены с интеллектуальными и трудовыми ресурсами через согласованное развитие науки, образования и социальной сферы, включая вопросы занятости, миграций, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования населения.
Наконец, любые экономические теории, идеи, принципы, категории, объекты, ценности всегда находятся в статическом состоянии, «омертвлены» и для приведения их в движение требуются императивные государственные предписания в виде правовых норм. В этой связи уже с момента ратификации Договора о создании Союзного государства должно было разрабатываться унифицированное, а в последующем научно обоснованное, технико-юридически грамотное, действенное союзное законодательство, обеспечивающее эффективное функционирование и дальнейшее совершенствование рассмотренных элементов ЕЭП. Разрабатывать нормативно-правовые акты о последнем и других вопросах Союзного государства должны только высококвалифицированные отечественные юристы, экономисты с привлечением историков и других специалистов узких отраслей знаний. Однако не следует принимать потенциально неработающие нормативно-правовые акты, например, типа Налогового кодекса.
Таковы наиболее принципиальные аспекты ЕЭП Союзного государства. Детальное исследование проблем данного пространства требует значительного времени для изучения фактических организационных, экономических и нормативно-правовых материалов, относящихся к созданию Союзного государства России и Беларуси. Следует вплотную заняться конструктивным решением этих проблем во благо воссоединения братских русского и белорусского народов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |