Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Деркач В.А. (Председатель республиканского общественного объединения «Гражданское единство»
С сожалением приходится констатировать, что естественное стремление наших народов к воссоединению в прежде единое государство федеративного типа изначально было использовано российскими политтехнологами всего лишь как тактический ход, обеспечивающий в критическую для России минуту продление полномочий первого президента России путем переизбрания его на второй срок. Наши «союзные страдания», так поспешно начатые «сверху» и оформляемые в дальнейших договорных документах, наиболее выпукло проявились после подписания некорректного, логически противоречивого Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
Подписанию таких важных обязательств должны были предшествовать синхронные во времени гражданские инициативы и мероприятия всех общественных сил с обеих сторон, способствующие объективному выражению волеизъявления народов двух стран по столь судьбоносному для всех вопросу. Это позволило бы избежать неясностей и путаницы в видении перспектив Союзного государства.
Сказанное в такой же мере касается и проекта Конституционного Акта, определяющего, опять же на основе Союзного договора, государственное устройство Союзного государства и его правовой системы. Неудивительно, что через три недели один из подписантов этого документа вынужден был сложить с себя президентские полномочия.
Однако не стоит драматизировать ситуацию, ибо наши «проблемы роста» сродни проблемам строительства Евросоюза. В 80-е годы интеграционные процессы в Европейском Сообществе пребывали в коматозном состоянии, но распад мировой системы социализма придал им новое ускорение и динамику. И хотя нынешний век открыл для нас антиинтеграционную риторику ряда национальных политиков европейских стран, объединение Европы продолжается не только «вширь», но и «вглубь», продолжая процессы десуверенизации стран Европы, субъектов международных отношений. Это лишнее подтверждение тому, что реформы и преобразования, инициированные сверху, могут быть достигнуты в благоприятных обстоятельствах при условии компромисса и решительности политических руководителей в достижении намеченной цели. Если руководители в этом, конечно, искренне заинтересованы.
В нашем же случае, сегодня со всей очевидностью следует, что не система надгосударственных институтов в конечном счете в силах обеспечить белорусско-российское единение, а союзное гражданское общество, способное к вызреванию через гражданские институты наших стран.
В соответствии с действующим законодательством в Республике Беларусь зарегистрированы и функционируют свыше 1000 общественных объединений с республиканским статусом, в том числе 18 политических партий, 39 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 19 женских организаций. В то же время по пальцам можно пересчитать те общественно-политические структуры, которые в своих программных документах и практической работе реализуют или хотя бы предусматривают объединительные тенденции наших народов. Хотя многие из них положительно оценивают идею союзного гражданского общества.
Чтобы понять и верно оценить создавшуюся ситуацию, надо учитывать тот факт, что с начала 90-х годов значительная часть белорусских общественных организаций формировалась под концептуальным управлением со стороны агрессивного Запада. Обеспечивая свою деятельность крупной финансовой поддержкой извне, национал-оппозиция сумела захватить важное идеологическое поле – «гражданское общество», пытаясь противопоставить общество государственной власти.
Парадокс, но получив поддержку подавляющего большинства граждан Республики Беларусь на президентских выборах 94-го года, референдуме 96-го года и президентских выборах 1991 года, политическое руководство страны оказало себе «медвежью услугу». Недвусмысленно продемонстрировав ничтожность самозваных лидеров квазигражданского общества из числа оппозиции, государственная власть, в условиях убедительных побед снизила заинтересованность в развитии и стимулировании социальной активности гражданских институтов.
Незавершенность формирования, не говоря «неразвитость», гражданского общества в Республике Беларусь, привела к тому, что идея объединения наших народов превратилась в предмет торга политических элит двух государств, и как следствие, вызвала существенные разногласия.
Не хотелось бы считать, что идея белорусско-российского единения лишь фарс политиков, перерастающий в трагедию народов, но обстоятельства заставляют учитывать и это. Иначе чем объяснить, что извечные враги нашего Союза, в частности Объединенная гражданская партия Беларуси, пытаются вклиниться в интеграционное пространство Союзного государства, находя себе союзников в лице Союза правых сил.
Кому это выгодно и почему?
В свое время Карл Маркс, парируя политическое кредо иезуитов «Цель оправдывает средства», мудро ответил: «Цель, для которой используются неправые средства – не есть правая цель». От себя добавлю: как задуманный результат, эта, неправая цель -принципиально недостижима. Это ответ и правым и всем, кто пытается играть в «союзные игры».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |