Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ольвия-пресс,
10 января 2003
Пражский саммит НАТО и саммит ЕС в Копенгагене коренным образом изменили равновесие сил в Восточной Европе, в том числе и в нашем регионе. На фоне «бегства» России из Приднестровья границы Североатлантического альянса и Евросоюза вплотную приближаются к границам СНГ.
Молдова, балансировавшая прежде между Востоком и Западом, теперь не только открыто заявила о своих стратегических устремлениях в ЕС и НАТО, но и начала предпринимать активные действия в этом направлении. Сразу после пражского саммита указом президента Республики Молдова была сформирована Национальная комиссия по европейской интеграции, задача которой состоит в обеспечении условий для подготовки вступления РМ в ЕС. Как заявил молдавский премьер Тарлев, европейская интеграция останется приоритетным направлением внешней политики Молдовы. Синхронно с официальными властями РМ в том же направлении действует и оппозиция. ХДНП планирует начать сбор подписей для референдума по вопросу о вступлении Республики Молдова в Евросоюз и, несмотря на нейтральный статус Молдовы, в НАТО.
В Приднестровье с осторожностью отреагировали на изменение геополитического климата. Возможность вступления Приднестровья в Евросоюз, о которой заявляет появившаяся недавно в Тирасполе общественная организация «За Европу. Взаимопонимание и сотрудничество» (ЕВС), не отражает настроений основной массы населения, которое традиционно ориентируется на Россию и Украину. К тому же большинство европейских политиков отрицают возможность вхождения в ЕС государств СНГ. Можно было бы не обращать внимания на ЕВС, очередную политическую однодневку, если бы само существование этой организации не могло быть использовано в пропагандистских целях различными политическими силами в РМ, в том числе праворадикальными, которые всеми силами декларируют свое стремление в Европу.
Представитель президента РМ на переговорах по приднестровскому урегулированию Василий Стурза уже отметил существование «здоровых сил» в Приднестровье, намекая, что ЕВС – единственная сила в Приднестровье, с которой можно вести диалог по приднестровскому урегулированию. Однако любые попытки молдавских политиков поддержать новые организации в Приднестровье обычно производят обратный эффект, население теряет интерес и доверие к таким политическим формированиям.
Россия дольше всех держала дипломатическую паузу. И вот, 2 января в министерстве иностранных дел РФ заявили, что после выполнения Россией своих обязательств по вывозу военного имущества из Приднестровья, российское военное присутствие в регионе сохранится. Москва преподнесла Приднестровью настоящий новогодний сюрприз.
Россия вновь занимает активную позицию по урегулированию приднестровской проблемы. Фактически Москва уже давно отказалась от безоговорочной поддержки молдавской стороны в переговорном процессе, деструктивная позиция которой отчетливо проявилась в отказе подписать 5 декабря Декларацию о намерениях. После саммита в Праге руководство РМ взяло курс на силовое решение приднестровского вопроса, однако все попытки Кишинева интернационализировать проблему путем привлечения к ее разрешению США и ЕС теперь не имеют перспектив, российский контингент остается в регионе для обеспечения мира и стабильности. Более того, как следует из текста заявления МИДа, Россия будет настаивать на выполнении соглашений, достигнутых в рамках урегулирования, а это совпадает с позицией приднестровской стороны.
Еще больший политический эффект приобретает заявление российского МИД по проблеме приднестровского урегулирования в свете позиции Украины. На последней встрече в пятистороннем формате, проходившей 17 – 18 декабря в Москве, украинская сторона выступила с сенсационной инициативой, которая, в частности, предусматривает существование Приднестровья «в форме республики в ее нынешних проявлениях и характеристиках» до достижения окончательного урегулирования. Представители России не выдвинули никаких возражений против обсуждения этой инициативы.
Мы давно начали привыкать к предательской позиции российского МИДа, которая обусловлена наличием людей Козырева в его аппарате. Более взвешенные, учитывающие национальные интересы России шаги МИДа, как правило, связаны с новыми людьми. Человеком Путина в МИДе, безусловно, является Вячеслав Трубников. Он курирует приднестровский вопрос больше года. Можно предположить, что заявление МИД – результат его деятельности. В. Трубников еще месяц назад заявлял, что Россия намерена сохранить свое присутствие в регионе вплоть до окончательного разрешения приднестровского конфликта, но вместе с тем говорилось, что «с последним российским боеприпасом уйдет и последний российский солдат». Россия, таким образом, связывала свое участие в переговорном процессе с вывозом своего военного имущества. Теперь эта странная ситуация преодолена.
Безусловно, только российское военное присутствие способно гарантировать мир в Приднестровье.
Заявление российского МИД имеет непосредственное влияние не только на разрешение приднестровского вопроса, но и на геополитическую обстановку в регионе в целом - Россия восстанавливает баланс сил в регионе. Решение Москвы сохранить свое военное присутствие в Приднестровье можно расценить как полноценный ответ на процесс расширения НАТО.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |