Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Молодежь Эстонии",,
13 января 2003
Андрей Арюпин, руководитель отдела правовой помощи Центра информации по правам человека
Недавно Союз Отечества распространил воззвание ко всем партиям Эстонии заключить соглашение, по которому после мартовских выборов в Рийгикогу в стране не будут изменены принципы в отношении языковой политики и политики в области гражданства.
Осуждая в своем заявлении популизм правящей коалиции, Союз Отечества занимается, однако, тем же самым, утверждая, что если не защищать существующую политику, будут поколеблены основы национального государства. Более того, по мнению представителей названной партии, нынешняя политика Эстонии в этих областях полностью соответствует международным принципам. А вот любое ее изменение приводит к «подрыву авторитета Эстонии как среди эстонцев, так и неэстонцев».
Эстония действительно достигла некоторого улучшения в сфере защиты прав национальных меньшинств. Так, были отменены дискриминационные языковые требования для кандидатов в депутаты Рийгикогу и местных самоуправлений. Спустя два года после решения Государственного суда было решено прекратить применение годовой иммиграционной квоты в качестве основания для отказа в виде на жительство членам семей жителей Эстонии. Была принята программа интеграции эстонского общества, выполнение которой немного повысило стабильность эстонского общества.
В то же самое время в Эстонии остался неразрешенным целый блок серьезных проблем, касающихся положения живущих в стране представителей национальных меньшинств. На первом месте идет проблема отсутствия какого-либо гражданства у огромной массы жителей Эстонии. Отсутствие равных возможностей в экономических и социальных сферах для граждан и неграждан приводит к социальному разделению и расслоению, что, в свою очередь, может стать основой возникновения межэтнических конфликтов.
Несмотря на поправки правительства к Закону о гражданстве, требования для получения гражданства и порядок сдачи экзаменов все еще представляют серьезный барьер для получения гражданства для тех жителей Эстонии, кто желает стать гражданином. Спустя почти 8 лет после принятия нового Закона о гражданстве около 12 % всего населения являются апатридами, или лицами без гражданства. Почти каждый второй живущий в Эстонии по виду на жительство не имеет гражданства.
Другой серьезной проблемой эстонского общества является неоправданно низкая представленность неэстонского населения в государственных структурах и на общественных постах. Ведь даже в учреждениях, отвечающих за претворение в жизнь программы интеграции, неэстонцы почти не представлены. Всем также известна проблема «стеклянного потолка» для неэстонцев. Суть этой проблемы заключается в том, что, несмотря на достаточное владение эстонским языком и наличие гражданства, неэстонцы тем не менее практически не занимают руководящие посты в государственных структурах. Именно поэтому многие молодые неэстонцы, получив образование, стремятся покинуть страну и эмигрировать. Таким образом, результатом проповедуемой Союзом Отечества политики становится отток молодых кадров из страны при просто ужасающем демографическом положении в Эстонии.
Хотелось бы также спросить авторов воззвания, почему за последние несколько лет количество натурализуемых граждан постоянно падает? И это происходит на фоне многомиллионных поступлений в бюджет государства от различных иностранных государств, включая всем известную программу помощи PHARE.
Существующее сегодня положение в области языка разумным не назовешь. Выглядит странно, когда закон запрещает использовать язык национального меньшинства на вывесках и табличках в Ида-Вирумаа, где большинство населения составляют неэстонцы. Каким образом можно объяснить отсутствие на русском языке аннотаций к лекарственным препаратам, продаваемым в Эстонии? А есть еще такие пожилые люди, которые вообще не понимают эстонского и в силу своего возраста не в состоянии выучить язык. Возьмут ли на себя радетели такой языковой политики ответственность за жизнь и здоровье людей, которые могут пострадать в результате всего этого?
Здесь следует упомянуть и проблему завышенных языковых требований в частном секторе, и решение аннулировать действие старых языковых категорий, и вынуждение жителей Эстонии вновь пройти экзаменационное сито. Действующая языковая политика, о сохранности которой пекутся авторы воззвания, лишила огромное количество налогоплательщиков удостоверяющих их уровень владения государственным языком документов, которые были получены ими в свое время в соответствии с требованиями эстонского законодательства, за которые ими была уплачена госпошлина, для получения которых они прошли языковые курсы, за которые ими были также уплачены немалые деньги. Кто компенсирует людям затраченные средства? А кто им гарантирует, что после мартовских выборов заключившие соглашение партии не решат запустить новую систему оценки владения эстонским языком и жители Эстонии опять не должны будут сдавать экзамены?
Для простых жителей Эстонии это означает, что все вышеперечисленные проблемы, а также множество других будут существовать в Эстонии еще, как минимум, 4 года, если, конечно, представители заключивших соглашение партий пройдут в Рийгикогу и будут иметь большинство голосов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |