Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Союз-инфо,
20 января 2003
В воскресенье вечером Владимир Путин впервые в качестве президента России посетит Минск, где встретится со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко. После чего в понедельник состоится заседание Высшего Госсовета Союзного государства, где лидеры двух стран планируют принять союзный бюджет и утвердить новых членов (руководителей нескольких ключевых комитетов Госдумы РФ) комиссии по разработке Конституционного акта СГ. На повестке дня - не самые спорные и злободневные вопросы. Почему? Означает ли это, что в оставшееся после “официальной программы” время рабочего визита российского президента в Беларусь следует ожидать новых неожиданных заявлений или других политических сюрпризов? Как расценивают предстоящий визит Путина в Минск белорусские и российские политологи?
Россия может потерять рычаг влияния на Беларусь
Александр Федута, политолог, президент Общественного объединения “Социальные технологии” (Беларусь):
Между президентами России и Беларуси существуют вопросы, которые нужно решать в нормальном рабочем ритме. Раз в год члены Высшего Госсовета обязаны встречаться. На январь этого года вопросов накопилось много. К примеру, пока не было официальной письменной реакции белорусской стороны на предложения по формам интеграции, которые поступили от Путина еще в августе прошлого года.
Что же касается повестки дня ВГС, в частности союзного бюджета, то, скорее всего, этот документ утвердят, но в ходе обсуждения могут быть затронуты такие острые вопросы, как недоплаты в него белорусской стороны. Россия предлагала погашать бюджетные задолженности свой союзницы, а потом записывать эту сумму в счет внешнего долга Беларуси. Но согласие Лукашенко на это не получено.
Путин может предложить Лукашенко новую модель объединения
Александр Фадеев, эксперт по Белоруссии Института стран СНГ:
Рабочая встреча Путина и Лукашенко могла пройти еще в декабре, но была отложена. Видимо, белорусской стороне дали время на выработку собственной позиции в вопросах объединения, а Путин в декабрьской телевизионной конференции практически дезавуировал свои предложения от августа-2002, но пока не выдвигал новых, приемлемых для обеих стран. Россия, видимо, сама еще не определилась, на каких условиях она желает сотрудничать с Белоруссией, ибо озвученные Путиным три варианта взаимно исключают друг друга.
Пока однозначной стратегии нет. Мне кажется, Москва не считает приоритетными отношения с Минском. В таком случае нынешняя встреча президентов будет носить чисто протокольный характер. Если же такая стратегия уже родилась, встреча станет весьма интересна с политической точки зрения: мы услышим новые, взвешенные предложения по форме союзного сближения, сможем наблюдать реакцию на них белорусской стороны. Не последует таких предложений - значит, Россия отложила решение политических вопросов в отношениях с Белоруссией как минимум до весны. Это можно будет объяснить тем, что новая стратегия объединения пока в стадии разработки.
Весьма странно, что в повестке ВГС не самые актуальные темы. Союзный бюджет, считаю, быстро утвердят. Он не связан с экономической интеграцией двух стран, так как из него планируется финансировать, в основном, национальные программы. Что же касается утверждения новых членов комиссии по разработке Конституционного акта, то я не вижу необходимости в пополнении данной комиссии. Работу над Основным законом следует доверить единому, избранному народом парламенту. Пока же вопрос о выборах в него отложен на неопределенный срок. Самое лучшее, что сегодня можно сделать, это поставить ребром вопрос о выборах работоспособного единого парламента, который бы разработал проект Конституции СГ. А тратить деньги на выборы очередного декоративного парламента ни России, ни Белоруссии просто не по карману.
Москва не намерена ссориться с Минском
Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок:
Сюрпризы на встрече Путина и Лукашенко могут быть только при условии, если президент России снова повторит свои прошлогодние предложения, к примеру, об объединении по типу Евросоюза. Это может вызвать очередной бурный протест со стороны Лукашенко. Но, кажется, Москва сегодня не намерена ссориться с Минском, и потому решения острых политических вопросов откладываются в долгий ящик.
Об этом говорит и повестка дня Высшего Госсовета. С бюджетом все давно ясно: он так мал, что долгого обсуждения просто не стоит. Расширять комиссию по Конституционному акту тоже не вижу смысла: этот документ планировали вынести на референдум еще в прошлом году, но пока “воз и ныне там”.
Союз функционирует по-прежнему на идеологической основе дружбы и добрососедства, а “деньги - врозь”. Если поднять вопрос о недоплате Белоруссии в союзный бюджет, Лукашенко обидится. Если заговорить о введении единой валюты с одним эмиссионным центром, президент Белоруссии снова скажет “нет”. Вот и вынесли в повестку те вопросы, которые не могут принципиально обострить только-только наладившиеся отношения между президентами.
Решать судьбу союза от лица России будет уже новая Госдума
Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции (Беларусь):
В Белоруссии от встречи Путина и Лукашенко политологи не ждут сенсаций. Сегодня можно сказать, что за последнее время изменился сам принцип белорусско-российского сотрудничества. Раньше говорили о дружбе, общем культурном пространстве, сходстве менталитетов, а сегодня больше считают деньги. Это не разрушило Союза, но во многом его изменило. Поэтому помимо тех тем, которые стоят в повестке ВГС, могут быть поставлены на обсуждение и вопросы невыполнения Беларусью некоторых финансовых обязательств. В частности, проблемы недоплаты в союзный бюджет. Однако в не слишком жесткой форме, чтобы президенты не испортили отношения между собой.
Что касается новых кандидатов из числа депутатов Госдумы для пополнения комиссии по Конституционному акту, то утверждение их пусть и не формальность, но и не чересчур важное событие. Хотя присутствие новых экспертов может повлиять на содержание будущего Основного закона Союзного государства. Соотношение сил в Госдуме изменилось: теперь в ней больше “экономистов”, чем сторонников интеграции по модели “братской дружбы”. Мне кажется, главными вопросами в союзных отношениях, в том числе и утверждением закона о выборах в союзный парламент, будет заниматься уже новая Госдума, сформировавшаяся после выборов, а нынешняя нижняя палата российского парламента рассматривает российско-белорусские отношения как один из “электоральных факторов”.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |