Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Кремль.Org",
24 января 2003
Кирилл Фролов
Перспективы развития взаимоотношений России и Украины зависят, прежде всего, от политической воли руководства России реализовать свои национальные интересы. Российская политика по отношению к Украине должна строиться на "трех китах": на демократизации Украины и ее переходе к системе выборности губернаторов. Реальная демократизация - естественный противовес экспансии галицийского шовинизма и авторитарно-националистических тенденций. Второй кит - это статус русского языка, как государственного. Отказ официального Киева от государственного статуса русского языка - это не только вызов нормам европейского права, но и обскурантизм, отказ от собственной истории. И третий кит - церковное единство в лоне Московского Патриархата. Русская Православная Церковь является единственной нерасчлененной структурой на постсоветском пространстве с духовно-административным центром в Москве. Ее интеграционный ресурс колоссален. Украинская Православная Церковь, неотъемлемая и неотделимая часть Русской Церкви, является доминирующей конфессией Украины (количество ее приходов больше, чем у раскольников и униатов, вместе взятых), ее духовенство и народ не желают отделяться от Московского Патриархата. Проблема раскола в Православии на Украине является надуманной. Представляется очень важным, чтобы президент России, посещая Киев, встретился со Священноначалием и верующими Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, признавая таким образом, многовековой фактор духовного единства и значимости православной цивилизации.
Для взаимовыгодного сотрудничества двух государств упор должен быть сделан на отмеченных выше принципиальных моментах, а также на геополитической и геоэкономической ориентации Украины. Черномырдин прав в своем утверждении, что вступление в ЕвразЭС - благо для Украины. Это более важно, чем создание зоны Свободной торговли. В этом контексте некоторые шаги украинского руководства вызывают беспокойство. А именно - дискуссия о выводе Черноморского флота России из Севастополя и назначение В.Горбулина - одного из последовательных сторонников скорейшего вступления в НАТО, советником Леонида Кучмы. Скорейший вывод ЧФ России - необходимое условие вступления Украины в НАТО, и поэтому мы имеем право предполагать, что дискуссия вокруг Черноморского флота инициирована на высоком уровне в украинском руководстве. Ничего не скажешь, хорошее начало "Года России"!
Такие же беспокоящие тенденции происходят и в гуманитарной политике. У нас есть основания согласиться с лидером "Русского блока" Александром Свистуновым, что оказываемое на него давление (вызовы на допросы, бесконечные проверки налоговой службы) имеет политическую подоплеку. Русские общины Украины сомневаются в чистоте цифр итогов переписи населения, опубликованных недавно. Русское население Украины велико - более 10 миллионов человек. Его лидеры имеют право на встречу с Президентом России. Равно как лидеры семисоттысячного народа закарпатских русинов, признанного во всей Европе и США, но не признанного на Украине.
Постулирование гуманитарных проблем в российско-украинском диалоге является не "вмешательством во внутренние дела Украины", но проявлением озабоченности в вопросе прав и свобод, что логично для демократического государства. В связи с этим, проявление политической воли Москвы будет воспринято нормально, ведь украинская власть демонстрирует откровенную слабость.
Говоря о предстоящих выборах президента на Украине, любой кандидат на этот пост нуждается в поддержке России. Она должна быть обусловлена всеми теми принципиальными вопросами, о которых я говорил. Любые шаги по поддержке нынешнего президента Украины должны быть предприняты только учитывая конкретные шаги в гуманитарной, внешней и внутренней политике Кучмы.
Необходимо отметить, что активное присутствие российского бизнеса на Украине должно приносить и политический эффект. Ныне мы имеем абсурдную ситуацию, когда при участии российских инвесторов функционируют антимосковские СМИ (ряд центральных телеканалов на Украине, например, "Интер" и другие). Необходима инвентаризация такой деятельности. В свою очередь, в своей кадровой политике "капитаны" российского бизнеса на Украине должны опираться на актив пророссийских и православных организаций, русских общин. Диаспоральный потенциал используется во всем мире. В США ведущие бизнесмены сверяют механизмы внешнеэкономической политики в Госдепе.
Главный вопрос - прорыв в российско-украинских отношениях - это вопрос наличия политической воли в Москве, и осознания Россией своих национальных интересов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |