Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Народная газета»,,
15 января 2003
Николай Сергеев
В республике уже довольно долго ведется разговор о необходимости разработки концепции национальной идеи, которая в дальнейшем могла бы содействовать сплочению белорусского общества и более успешному развитию государства. Но в то же время следует понимать, что национальная идея не может быть "изобретена" какой-либо общественной или политической группой, так как она являет собой естественное мироощущение народа, которое присуще ему в течение всей его исторической жизни.
Национальная идея, государство и общество.
В истории многие народы и государства имели свои национальные идеи. Одни из них были удачны, другие -- нет. Удачная национальная идея, несомненно, способствует осуществлению иногда весьма грандиозных планов, а неудачная -- неизбежно заканчивается крахом. И хорошо, если фиаско касается только творцов идеи, а не всего общества и государства, как это было в СССР.
Одной из наиболее удачных в истории воплощенных национально-государственных идей была выдвинутая при Иване III, великом князе Московском, политическая доктрина "Москва -- Третий Рим". Тогда после падения Византии ответственность за православный мир перешла к Москве, и итогом претворения этой идеи стало превращение северо-восточной Руси в мощнейшую державу, влияющую на развитие всего человечества.
Национальная идея, даже если она заявлена одной фразой, -- это целая система исторически устоявшихся взглядов большинства народа на свое местоположение в пространстве и во времени, на свое этническое происхождение и самосознание и, наконец, на устройство своей внутренней жизни. Это основополагающие элементы национальной идеи, которые объединяют отдельные личности в единый народ. В то же время национальная, т.е. присущая данному народу идея далеко не всегда совпадает с государственной идеологией. Иногда они вступают в жесткое противоречие. И в этом случае государство неизбежно терпит крах. Пример тому -- судьба Речи Посполитой, которая в свое время на территории Белой Руси и Украины жестоко подавляла православное западно-русское начало. Все это обернулось глубоким отчуждением белорусов и украинцев от этого государства, и в итоге оно прекратило свое существование. Нечто подобное произошло и с Советским Союзом, в котором народ оказался фактически отстраненным от управления государством.
Когда же национальная идея и государственная идеология идут в одном направлении, то общество и государство начинают расцветать, так как в этом случае народ воспринимает государство не как аппарат насилия, а как свое общее дело.
Национальная идея как система.
Какие же составляющие входят в понятие "национальная идея"?
Во-первых, это пространство, т.е. территориальное, культурное и этническое местонахождение народа. Исторически неоспоримо, что Белая или Западная Русь является частью Русского мира. Даже в те времена, когда после татарского нашествия и литовских, и польских завоеваний различные части Руси оказались в разных, враждебных друг другу государствах -- Московской Руси и Речи Посполитой, Русская земля как этнокультурная и территориальная общность белорусов, великороссов и малороссов (украинцев) в сознании нашего народа была едина. В самые тяжкие времена Речи Посполитой западнорусская Густынская летопись (ХVII век) писала: "Вестно есть всем, яко сии все -- Москва, Белая Русь, Волынь, Украйна, Подоля... единокровны и единородны, ибо суть и ныне общеединым именем Русь нарицаются". И чувство единства русских (восточных) славян и поныне является важнейшим элементом сознания современных белорусов. Именно поэтому наш народ последовательно выступает за единство с Россией.
В настоящее время понятие Русский мир уже является не только этно-территориальным, но и культурно-цивилизационным и объединяет сотни миллионов человек, проживающих в разных уголках земного шара.
Во-вторых, самосознание, т.е. осознание своей принадлежности к тому или иному народу и этнической общности. Самосознание является стержневым элементом национальной идеи. В последнее время много говорилось о восстановлении национального самосознания, которое за последние десятилетия действительно было в значительной мере искажено и размыто.
После разрушения СССР процесс искажения национального самосознания белорусов был, к сожалению, не только не прекращен, но и принял совершенно болезненные формы, переходя в русофобию, т.е. ненависть к самим себе и своим предкам. А ведь восстановление национального самосознания означает в первую очередь не что иное, как вновь начать в полной мере осознать себя тем, кем осознавали себя наши предки, т.е. тот народ, который испокон веку проживал на Белой Руси. И здесь ответ однозначен, о чем говорят все отечественные и зарубежные исторические источники. Коренной народ Белой Руси во все времена своей истории называл себя русским народом и никогда не отделял себя в этническом смысле от великороссов и малороссов. За долгие века нашей драматической истории неоднократно находились силы, которые направлялись извне и пытались (по выражению Ст. Шушкевича) дерусифицировать наш народ, т.е. лишить наш народ основы.
Еще в 17-м веке польский хроникер писал: "Ну чего они хотят от этого благородного народа? Никаким образом я это понять не могу, чтобы Руси на Руси не было. Так это вещь невозможная, никакой разум, никакое насилие не могут заставить, чтобы Руси не было на Руси".
В первой половине ХХ столетия известный русский философ уроженец Витебщины Николай Лосский дал емкое определение национального самосознания белорусского народа как "органичного и естественного сочетания местного (т.е. белорусского) и общерусского сознания". И совсем не случайно классик белорусской литературы Максим Богданович писал, что мы, белорусы, третий народ русского корня.
Третья составляющая национальной идеи -- это взгляд на устройство своей внутренней жизни. В последние годы в общественное сознание постоянно внедряется порочная мысль о том, что наш народ не имеет традиции демократического устройства общества, и ему якобы извечно присуща любовь к диктатуре и тоталитаризму. Это, конечно же, в корне неверно. Еще домонгольская Русь в политическом отношении являла собой союз самоуправляемых вечевых земель, которые находились в общем владении княжеского дома Рюриковичей. Юридически Русь представляла собой единое правовое пространство со своим Основным законом "Русской правдой" (гражданский и уголовный кодексы того времен). "Русская правда" не знала телесных наказаний и тюрем. В качестве покарания использовались различные виры (штрафы) и изгнания (крайняя форма). Русское общество тех времен -- это сообщество свободных людей, где очень высоко ценилась личная свобода. Многие не знают, что слово "гражданин" (гражданин от слова "град, город") пришло к нам из тех былинных времен.
Вече просуществовало в северных русских землях -- Новгородской и Псковской республиках -- до конца 15-го--начала 16-го века. Вечевая традиция была настолько сильна, что почти без изменения воплотилась в казачьем самоуправлении, действовавшем вплоть до революции 1917 года. В Западной и Южной Руси вече было упразднено после литовских и польских завоеваний, а в Восточной -- после татарских.
В западнорусских землях, подчиненных Литве в 14-м веке, вначале сохранялся старорусский вечевой порядок, однако после унии с Польшей литовско-русское государство стало перестраиваться по польскому образцу и со временем окончательно превратилось в чуждую белорусам Речь Посполитую, т.е. польско-литовское католическое государство. Так, например, в Полоцке вечевые порядки были отменены в 1498 году польским королем и великим литовским князем Александром Ягеллоном.
В Московской же Руси, начиная с Ивана IV Грозного, принципы народоправства стали возрождаться в форме земских всесословных соборов, которые пользовались высоким авторитетом и просуществовали до начала 18-го века. Затем наступила эпоха абсолютизма, которая завершилась 1917 годом.
В нашем народе на протяжении всей его истории неистребимо живет стремление самому определять свою судьбу, непосредственно участвовать в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Вече и соборы -- это исконные традиции нашего народа.
Вечевая демократия и информационное общество.
Современная парламентская демократия имеет ряд серьезнейших недостатков, которые способны привести к значительному отчуждению народа от участия в управлении государством. Так называемые предвыборные технологии, во многом основанные на прямом или косвенном обмане избирателей, способствуют тому, что депутатами парламента и других правительственных органов могут стать и становятся не наиболее достойные граждане, а лица, на которых делают ставку определенные финансовые, информационные или криминальные круги.
Поэтому в современном информационном обществе необходимы государственно-общественные институты, которые бы непосредственно выражали мнение народа по значимым вопросам жизни общества или территорий. Они не заменяют собой правительственные органы, парламент и местные советы, которые занимаются законодательной деятельностью, а представляют собой, как говорили в старину, "Совет всея Земли", т.е. непосредственный совет руководства государства (территории) с лучшими представителями всех слоев общества.
Действующая белорусская Конституция (ст.37) создает предпосылки для формирования в нашей республике более совершенной общественно-политической системы, основанной на принципах вечевой демократии, необходимыми звеньями которой являются: законодательные органы (парламент, Советы), народные собрания (республиканские и местные) и общие голосования (референдумы) всех уровней.
Таким образом, в основе национальной идеи нашего народа должны лежать принципы, вытекающие из его истории и традиционного мировоззрения и которые можно кратко выразить следующей триадой: "Белая Русь -- Русский мир -- вечевая демократия".
(Беседовала Элла Чазова)
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |