Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

13 - 19.01.2003 Белорусский рынок

Перспективы отношений Беларуси с ЕС

Несмотря на откровенный скептицизм Европы в отношении возможности плодотворного сотрудничества с нынешней белорусской властью, курирующий в белорусском МИДе вопросы внешнеэкономической деятельности и отношений с Европой заместитель министра иностранных дел РБ А. Михневич полагает, что в наступившем году следует ожидать улучшения отношений между Беларусью и Евросоюзом.

- Каковы, на ваш взгляд, основные итоги белорусской дипломатии в минувшем году на европейском направлении?

- Основным достижением внешней политики в 2002 г. можно назвать закрепление благоприятных тенденций в сфере торгово-экономических отношений нашей страны с партнерами в Европе. С целью продвижения интересов белорусских экономических субъектов на европейском рынке был организован целый ряд форумов и контактно-кооперационных бирж, дней белорусской экономики за рубежом. Состоялись визиты делегаций национальных деловых кругов в ФРГ, Венгрию, Австрию, Италию (Сицилия) и Бельгию.

Сложнее протекал процесс по нормализации политического диалога с государствами - членами Европейского Союза. Наша страна традиционно выступает за развитие со всеми странами - членами ЕС равноправного и взаимовыгодного сотрудничества во всех областях. Уже сегодня ЕС является вторым по величине торговым партнером Беларуси, уступая только России. После расширения его доля во внешнеторговом обороте нашей страны возрастет практически в два раза. Очевидным представляется, что в ближайшем будущем роль ЕС в международных делах будет неуклонно возрастать.

Однако последние шаги, предпринятые рядом стран - членов ЕС в отношении нашей страны, свидетельствуют о необъективности и непоследовательности их "белорусской" политики. Принимаемые в рамках ЕС решения диаметрально расходятся с ранее сделанными заявлениями о контрпродуктивности политики изоляции нашей страны и необходимости корректировки соответствующих подходов.

В связи с этим белорусская сторона осуждает попытки использовать методы откровенного силового давления с целью принудить нашу страну к выполнению откровенно ультимативных требований. Эта ситуация приводит к тому, что стратегические перспективы партнерства между Беларусью и ЕС становятся заложниками конъюнктурных политических соображений.

- Как вы можете охарактеризовать сегодняшние взаимоотношения Беларуси с международными организациями?

- В 2002 г. белорусские делегации участвовали в работе 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Беларусь явилась инициатором двух проектов резолюций: "Интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство" и "Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия", которые были приняты на сессии. Работа белорусской делегации позволила добиться отражения национальных интересов в итоговых документах Генеральной Ассамблеи.

В ходе Международной конференции по финансированию развития экспертам Беларуси совместно с коллегами по СНГ удалось включить в итоговый документ мероприятия положения, отражающие специфические интересы и потребности стран с переходной экономикой. Значительная работа была проведена белорусскими специалистами по обеспечению принятия новых стратегий Всемирного банка и ЕБРР по Беларуси на ближайшие 2 года. Нам удалось снять имевшиеся в отношениях с ЕБРР противоречия и выработать взаимоприемлемые позиции по ряду спорных вопросов.

Достижением является и то, что Республика Беларусь была избрана в Административный совет МОТ в качестве заместителя постоянного члена на период 2002-2005 гг.

В рамках сотрудничества с международными институтами ставилась приоритетная задача мобилизации международного содействия для решения проблем преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Во время визита заместителя генерального секретаря ООН, координатора ООН по международному чернобыльскому сотрудничеству Кендзо Ошимы в Республику Беларусь в апреле 2002 г. обсуждалась проблема перехода от оказания гуманитарной помощи к соци ально-экономической реабилитации и обеспечению устойчивого развития пострадавших районов.

Важным направлением деятельности белорусской дипломатии в 2002 г. стало участие нашей страны во Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Мы добились включения в итоговые документы саммита пункта о необходимости оказания международного содействия странам, пострадавшим в результате крупных техногенных катастроф, что является важным дополни- тельным фактором для привлечения международной помощи в целях ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

В 2002 г. была одобрена программа технического сотрудничества Международного агентства по атомной энергии с Беларусью на 2003-2004 гг. с объемом финансирования более 1 млн. USD из бюджетных источников и 300 тыс. USD - из дополнительных. Кроме того, по инициативе Беларуси для реализации в 2003-2004 гг. принят региональный (Беларусь, Россия, Украина) "чернобыльский" проект на сумму около 3 млн. USD.

В конце прошлого года наконец был достигнут консенсус по поводу открытия в Беларуси нового офиса ОБСЕ. Решение вопроса по офису ОБСЕ станет в какой-то мере отправной точкой по нормализации отношений и с Парламентской ассамблеей ОБСЕ, и с Советом Европы, и с Европарламентом и, возможно, с Евросоюзом. Это наши следующие шаги.

- Изменилась ли за прошлый год политика Беларуси в отношении США?

- Я думаю, что в первую очередь США надо было бы более внимательно отнестись к Беларуси, к нашему месту в Европе, к нашему потенциальному союзу с Российской Федерацией. Мы не маленькая по европейским меркам страна, с нашим экономическим и политическим потенциалом нужно считаться. Я не считаю, что политика Беларуси в отношении США в прошлом году изменилась.

Наши отношения с Америкой остаются стабильными. Мы не увидели новых мер, ограничивающих экономическое сотрудничество США с Беларусью. А в политическом плане договоренности с Европой в отношении присутствия ОБСЕ отразятся и на наших отношениях с США.

Беларусь всегда заявляла, что мы поддерживаем движение человечества против терроризма как недопустимой формы решения каких-либо вопросов.

- Какими вы видите перспективы белорусской внешней политики в 2003 г., учитывая предстоящее расширение ЕС€

- Белорусский МИД будет продолжать предпринимать усилия по нормализации отношений с ЕС по основным направлениям, включая восстановление полноценного политического диалога и обеспечение благоприятных условий для торгово-экономического сотрудничества.

Сегодня в рамках самого Евросоюза существует консенсус относительно того, что будущее Беларуси, которая является частью европейской цивилизации, неразрывно связано с будущим единой Европы. Наша страна вносит важный практический вклад в поддержание политической, экономической, межэтнической стабильности в регио- нальном и общеевропейском масштабе, обеспечивает бесперебойное функционирование ключевых транспортных и энергетических магистралей, способствует сдерживанию нелегальных миграционных потоков и трансграничного криминала.

Именно понимание объективного вклада нашей страны в поддержание стабильности и сотрудничества на континенте, равно как и соответствующей роли других государств-соседей будущего "ЕС-25", подтолкнуло Брюссель к изучению путей поступательного сближения с ними в рамках концепции так называемой расширенной, или "большой Европы".

В целом мы приветствуем расширение Евросоюза и включение в него новых членов. ЕС становится более сбалансированной организацией, законодательство которой достаточно интересно, и приближение этого правового поля к границам Беларуси воздействует на нас. Нам есть чему поучиться у Евросоюза, особенно его решению экономических проблем. Среди экономических плюсов будущего расширения ЕС то, что импортный тариф в ЕС ниже, чем в ряде других стран. Сегодня такой тариф в Латвии или Польше выше, чем в среднем по ЕС. В то же время в отношении Литвы и Эстонии положение будет явно ухудшено. На нас могут автоматически сказаться антидемпинговые санкции по пяти видам товаров. Наша задача сегодня - максимально устранить негативные последствия в ходе двусторонних и многосторонних переговоров.

К сожалению, у нас ужесточился визовый режим со странами - кандидатами в ЕС. Тем не менее нам уже удалось договориться с Литвой о смягчении визового режима. Бюрократически процесс выдачи виз будет более сложным, но материально для большинства граждан он практически не изменится. Так, ходатайство о визе теперь нужно будет подавать, но эта виза будет бесплатной для лиц в возрасте до 16 лет, граждан 70 лет и старше, инвалидов 1-й группы, граждан обеих стран для посещения могил близких родственников и для других категорий лиц, предусмотренных статьей 9 Временного соглашения между правительством РБ и Литовской Республики.

Этот же вопрос мы сейчас прорабатываем и с Польшей. Мы проводим интенсивные консультации с тем, чтобы облегчить получение виз, которые будут введены с 1 июля. Понимание по этому вопросу достигнуто. Например, в области транзитных виз мы обеспечим максимально благоприятный режим и для поляков, и для белорусских граждан. Стоимость виз будет минимальной. Порядок получения многократной и длительной визы - годичной и, возможно, даже пятилетней - будет упрощенным. Польша, как и Беларусь, очень заинтересована в решении этого вопроса, учитывая культурные связи между нашими странами.

Тем не менее, несмотря на очевидную заинтересованность в поддержании и развитии контактов с Беларусью, Запад по-прежнему упорно игнорирует целый ряд наших инициатив, таких, как, например, налаживание взаимодействия в сфере борьбы с нелегальной миграцией.

Замалчивание необходимости диалога с Беларусью может в конечном итоге привести к нагромождению большого числа нерешенных проблем на восточных границах расширенного ЕС, а в этом не заинтересована ни одна из сторон.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ