Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
интернет-журнал "Civil.Ge",
30 января 2003
28 января 2003 года председатель Парламента Грузии во время краткого перерыва, объявленного на внеочередном заседании законодательного органа, обсуждавшего бюджет на нынешний год, председатель парламента Нино Бурджнадзе согласилась дать интервью интернет-журналу "Civil.Ge". Большая часть наших вопросов была связна с недавним визитом грузинской парламентской делегации в Москву, и личным осмыслением будущего российско-грузинских взаимоотношений председателя Парламента Грузии.
Нино Бурджанадзе заявила, что улучшение российско-грузинских взаимоотношений должно стать приоритетом номер один для Грузии, но, в то же время грузинские политические деятели не должны забыть, что эта проблема лишь второстепенная или даже третьего разряда для их российских коллег. Бурджанадзе сказала, что она видит дефицит общения грузинских и российских лидеров и что дефицит контактов между сторонами является главным препятствием для продвижения сотрудничества между двумя странами.
Председатель парламента также отметила, что взаимоотношения с Россией улучшатся, если будут выполнены некоторые условия по отношению к Абхазии, мандата российских миротворческих сил в зоне конфликта.
По поводу политического пейзажа в Грузии накануне парламентских выборов Нино Бурджнадзе сказала, что существует опасность дестабилизации обстановки. Она призывает политические партии более ответственно относится к своим действиям с точки зрения интересов государства. Бурджанадзе пока еще не решила, с какой политической силой будет сотрудничать перед выборами.
Вопрос: 20-24 января парламентская делегация Грузии во главе с вами, провела переговоры с представителями законодательной и исполнительной власти России. Какие тенденции и настроения заметны у российских властей, особенно в исполнительной ее части, по отношению к Грузии?
Ответ: Встречи с представителями исполнительной власти были более позитивными и плодотворными, чем в Госдуме, где по отношению к Грузии звучали более радикальные и резкие заявления. У представителей российской исполнительной власти я таких настроений не заметила.
Наоборот, прозвучали заявления, что все должно быть сделано для улучшения российско-грузинских взаимоотношений. Хотя, трудно сказать, насколько искренне такое расположение исполнительных властей России.
Но, считаю, что есть люди в высших эшелонах российских властей, которые прекрасно понимают, что продолжать взаимоотношения между Грузией и Россией в существующем виде уже нельзя. Они понимают, что для России не выгодно иметь под боком слабого и раскромсанного на кусочки соседа в лице Грузии. Такие настроения можно было увидеть четко.
Но остаются темы, в связи с которыми трудно получить согласие представителей российских властей на компромисс. Например, все тот же вопрос о российских военных базах, остающихся на территории Грузии, для вывода которых Россия настойчиво требует срок в 11 лет, тогда как мы твердо убеждены, что 3 лет вполне достаточно.
Я глубоко уверена, что можно уладить все существующие проблемы. А для этого нужен серьезный и глубокий диалог между сторонами. Естественно есть вопросы, по которым позиции России и Грузии могут и не сблизиться, но также есть целый ряд проблем, по которым можно снять напряжение и договориться.
На сегодняшний день в любой сфере во взаимоотношениях России и Грузии везде проблемы трудности. Необходимо, чтобы по всем вопросам между Тбилиси и Москвой были налажены активные контакты.
Считаю, что в этом смысле мой визит в Москву имел позитивные результаты, но было бы заблуждением считать, что одним этим визитом можно было решить все проблемы. Результаты моего визита, скорее всего, покажут себя позднее.
Существующее на сегодняшний день напряжение во взаимоотношениях Грузии и России, в определенном смысле, является следствием сильного влияния на политические круги России людей с имперским менталитетом, которые считают, что с Грузией можно говорить на языке силы, что, по моему мнению, никак до прогресса не доведет.
С другой стороны, налаживанию взаимоотношений с Россией мешает и некоординированность действий грузинских властей. Грузинские власти сами пока что четко не смогли определить, что являются нашими приоритетами, по каким вопросам может Грузия сотрудничать с Россией, и по каким вопросам мы ни в коем случае не пойдем на компромисс перед Россией.
Улаживание взаимоотношений с Россией для нас проблема №1, так как Россия может и создает нам уйму серьезных проблем.
Но, а для России отношения с Грузией вовсе не являются первостепенной проблемой. Для многих российских политиков, которые во время переговоров в Москве уделили нам много времени и слушали нас со вниманием, проблема взаимоотношений с Грузией стоит на втором, а то и на третьем плане.
Поэтому у нас должны быть ежедневные, постоянные контакты с российскими властями, и мы должны сообщать им наши претензии. К сожалению, мы не делаем этого. Пойдите и спросите представителей наших исполнительных властей, спросите министров, сколько раз они побывали за последние 2-3 года в России? А потом спросите, сколько раз бывали в других местах.
Я не хочу, чтобы меня поняли так, будто бы я призываю их ездить только в Москву, а не на Запад. Для нас также важны западные приоритеты и также важны визиты в Страсбург, Брюссель и Вашингтон. Но это не означает, что про Москву должны забыть. Еще раз повторю, что необходимо вести активные контакты, активный диалог с Москвой.
В: Какую позицию должны занять власти Грузии в связи с российскими миротворческими силами, размещенными в зоне абхазского конфликта под эгидой МНГ? Власти Грузии не раз обвиняли миротворцев в бездействии.
О: Я уверена, что главной проблемой во взаимоотношениях Грузии и России остается абхазский конфликт. Если Россия сделает конкретные позитивные шаги на пути урегулирования абхазской проблемы, фон российско-грузинских отношений сразу же измениться в лучшую сторону и об этом я не раз заявила российским политикам во время визита в Москве.
Что касается российских миротворческих сил, должны быть выполнено три условия, чтобы их мандат был продлен. Среди них: зона безопасности должна быть расширена на весь Гальский район Абхазии, чтобы вынужденные переселенцы смогли вернуться хотя бы в Гальский район. Второе - должна быть прекращена выдача российских паспортов населению, проживающему на территории Абхазии. Между прочим, представители российского правительства обещали мне, что выдача российских паспортов в Абхазии будет приостановлена. И третье - должно быть прекращено железнодорожное сообщение между Россией и Абхазией, которое Россия восстановила в одностороннем порядке, без согласования с грузинской стороной, что еще раз подтверждает агрессивные действия сто стороны России.
Если все эти условия будут выполнены, я не вижу никакой причины, по каким можно отказать в продлении мандата российским миротворческим силам. Между прочим, когда я об этом сказала в парламенте, со стороны депутатов я не заметила никаких возражений. Я уверена, что, несмотря на принятое парламентом постановление о выводе российских миротворцев из Абхазии, в случае выполнение вышеперечисленных условий депутаты не станут возражать против продления мандата российским миротворцам в Абхазии.
О неэффективности существующего формата миротворческой операции свидетельствует и то, что со времени ввода российских миротворцев в зону конфликта (1994) до сегодняшнего дня погибло 1700 мирных жителей.
В: Как вам представляется территориальное устройство Грузии? Какое место должна отводиться Абхазии в будущей модели территориального устройства Грузии?
С: Это вопрос тесно связан с урегулированием абхазского конфликта. Мы должны знать, каково будет территориальное устройство нашей страны, чтобы соответственно предложить абхазам статус в рамках Грузии.
В принципе, я разделяю идею федерального устройства, за чем должно последовать создание двухпалатного парламента, что мне кажется, будет позитивным шагом.
Мы готовы дать Абхазии максимально широкую автономию, какая бы модель этого в мире не существовала, чтобы эта нация (абхазы) смогли обеспечить сохранение своей самобытности. Грузия к этому готова. О каком максимуме может идти речь - это уже предмет переговоров. Мы, грузины и абхазы должны сесть вместе и решить совместно только лишь с абхазами, как подойдет этот максимум грузинской реальности, грузино-абхазским взаимоотношениям.
Но проблему создает тот факт, что абхазы настаивают на позиции - "мы выиграли войну и почему мы должны идти на какие-то компромиссы", и вследствие этого даже попытки вести переговорный процесс натыкаются на тупик.
Я не раз говорила абхазам, что эту войну выиграли не абхазы. Войну выиграли русские, а абхазы и грузины проиграли.
В: После местных выборов, проведенных в 2002 году, во время которых противостояние между различными партиями достигло кульминации, во время которых было зафиксировано бесчисленное количество нарушений, перед приближением парламентских выборов оппозиционные партии были вынуждены создать Кодекс действий, который, по их мнению, будет способствовать нормальному проведению выборов. Как вы относитесь к этой идее, и как вы думаете, существует ли опасность, что перед выборами в стране обстановка может накалиться чрезмерно?
О: Если учесть опыт прошлогодних местных выборов, очевидно, что перед приближением парламентских выборов в стране правда существует опасность дестабилизации.
Я разделяю то беспокойство, которое часто высказывается, когда речь идет о возможной дестабилизации перед выборами. Не исключено, что и внешние силы попытаются использовать создавшуюся ситуацию для провоцирования беспорядков в стране.
Власти должны сделать все, чтобы избежать этого. Но, и политические силы со своей стороны не должны способствовать дестабилизации. Нельзя, чтобы партийные интересы превалировали над государственными интересами.
Сказать честно, я скептически смотрю на Кодекс по этике действий, который подписали оппозиционный партии, хотя полностью разделяю идеи, зафиксированные в этом документе. Просто я уверена, что никто не будет следовать этому кодексу.
В: Вы решили уже, с какой политической партией будете сотрудничать перед приближающимися выборами?
О: Нет, пока нет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |