Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Росбалт",
11 февраля 2003
Яна Амелина
На днях мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о создании в столице Центра гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московского дома соотечественника (МДС).
Путь от идеи, высказанной директором Института стран СНГ Константином Затулиным весной прошлого года (он и назначен директором МДС), до начала ее воплощения оказался довольно коротким.
Правда, прежде чем новое заведение откроет свои двери для соотечественников, нужно дождаться, чтобы пока еще не найденные инвесторы привели в порядок выделенное МДС здание в Столешниковом переулке - оно нуждается в капитальном ремонте.
В планах директора МДС - открытие приемной для решения разнообразных вопросов, возникающих у соотечественников, в частности, касающихся их репатриации и трудоустройства в России, создание интернет-газеты. Этот Дом, по словам К. Затулина, станет посредником в осуществлении контактов соотечественников с госструктурами на московском и федеральном уровнях. Московский дом соотечественника должен способствовать самоорганизации русской диаспоры за рубежом, осознанию ею своих интересов.
Всё это невозможно без финансовой поддержки, которую обещает Москва в рамках своей программы поддержки соотечественников на 2003-2005 годы, а также создаваемый сейчас Попечительский совет МДС. Правда, российские предприниматели пока настороженно относятся к предложениям войти в него.
Как известно, после расформирования в октябре 2001 года Министерства РФ по делам Федерации, национальной и региональной политики, регулирование миграции отошло в ведение МВД, а 25 миллионов зарубежных соотечественников "распределили" между МИДом и правительственной комиссией по их делам - это не считая Росзарубежцентра и московской мэрии. Получилось точь-в-точь по пословице - "у семи нянек дитё без глаза". Лучше всего это иллюстрирует распределение предназначенных для соотечественников казенных денег.
В 2001 году значительная часть из 120 миллионов рублей, выделенных Правительственной комиссии по делам соотечественников (ПКДС) из государственного бюджета, стала "резервом экономии средств" и вернулась в бюджет: чиновники так и не сумели найти им применение.
В 2002 году ПКДС пыталась распределить между соотечественниками в государствах СНГ и Прибалтики уже целых 135 миллионов рублей. Сделать это сумели только в декабре, по быстрому списав остаток средств в посольства России в этих странах (но 301 тысяче рублей применения все же не нашлось). На оказание информационной, правовой и экстренной гуманитарной помощи туда отправили 77,5 млн. рублей.
Они пошли на организацию школьных олимпиад по русскому языку, литературе и естественным наукам, а также ряда научно-практических конференций, выставок и литературных вечеров, проведение конкурса "Лучший учитель русской словесности", закупку видеокассет и компьютерных программ по обучению русскому языку и литературе. За этот же счет оказывалась медицинская помощь ветеранам и оформлялась подписка для пенсионеров из ближнего зарубежья на "Российскую газету", приходящую, правда, с большим опозданием.
Остальные деньги израсходовали в России. 37 млн. рублей потратили на закупку и поставку в СНГ и Прибалтику учебников и другой литературы на русском языке. 16,7 млн. руб. ушли на проведение курсов повышения квалификации для учителей русских школ в институтах и университетах Ростова, Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы и Омска. На курсах в России побывали 886 учителей из всех республик бывшего СССР, кроме Киргизии - местные преподаватели повышали квалификацию на базе Славянского университета в Бишкеке.
Без малого 17 млн. руб. ПКДС потратила на организацию оздоровительного отдыха в России детей - эта забота коснулась 1076 ребят. Эти три статьи расходов - единственные, финансирование которых так или иначе обязательно осуществляется на протяжение уже нескольких лет.
Наконец, в конце декабря в Московской области прошла конференция под названием "Интеллектуальный мост Москва-Запад. Проблемы и перспективы", затраты на которую составили 2,5 млн. рублей. "Тема конференции - странная для соотечественников, - прокомментировала это мероприятие заведующая отделом диаспоры Института стран СНГ Александра Докучаева, - разве что, как намек на то, что с принятием драконовского закона о гражданстве Россия для соотечественников становится не матерью, а в лучшем случае - мостом на Запад".
В 2003 году распределению Правительственной комиссией по делам соотечественников подлежат уже 210 миллионов рублей. На литературные вечера и мероприятия, посвященные юбилейным датам Великой Отечественной войны, предусмотрено 32 млн. руб., на учебники - 60 млн. руб., на "учение и лечение" (поддержку русской культуры, конкурсы типа "Лучший учитель", оздоровительный отдых, экскурсии по России, медицинскую реабилитацию ветеранов, школьные олимпиады, курсы повышения квалификации учителей и т.п.) - 88 млн. руб. Всё остальное уйдет на всю ту же подписку, гуманитарную и правовую помощь остро нуждающимся соотечественникам.
Построчное распределение сметы по предложениям, поданным организациями соотечественников через посольства России, еще только готовится. Однако уровень большинства мероприятий, к сожалению, поражает своей незначительностью. В Азербайджане, к примеру, просят деньги на проведение встреч с ветеранами, субботник на братском кладбище и даже на "возложение цветов и проведение традиционной встречи у памятника А.С. Пушкину". Не способны сделать это самостоятельно и на Украине. А в Грузии, оказывается, без помощи России не могут поставить ограду вокруг памятника Пушкину в Тбилиси. Там же считают необходимым подписаться за счет Москвы на газету "Аргументы и факты".
Интересно, что, скажем, в Таджикистане тамошние русские нацелены только на детский отдых, учительские курсы и "проведение мероприятий по поддержке и пропаганде русской культуры в течение года" - других заявок от них не поступало. Многие просят денег на изготовление русских народных костюмов, покупку музыкальных инструментов, поддержку своих печатных изданий.
Разумеется, предложения русских организаций зарубежья вовсе не исчерпываются приведенными выше примерами - соотечественники из многих государств, в особенности прибалтийских и той же Украины, представили вполне разумные и разносторонние программы. Однако немалое количество пустяковых заявок должно заставить Правительственную комиссию задуматься над изменением порядка их приема, повышением обоснованности финансовых требований, чтобы не поощрять за счет российских налогоплательщиков возможную симуляцию "бурной деятельности".
Как отметил Константин Затулин, в России как не было, так и нет единого органа, занимающегося проблемами соотечественников. Разумным выходом из создавшегося положения могло бы стать создание Госкомитета по делам соотечественников и миграции. Концентрация всех средств и материальных возможностей, а также всей ответственности за решение этих двух взаимосвязанных проблем в одних руках - лучшее решение в том случае, если российское государство действительно намерено налаживать постоянную работу с русской диаспорой постсоветского пространства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |