Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александра Докучаева
Дорогие товарищи!
Эстонское посольство в Москве не разрешило мне, заведующей отделом диаспоры Института стран СНГ, принять непосредственное участие в Вашей конференции. Растянув на неделю оформление срочной визы (которая должна оформляться в течение суток), в пятницу, в последний день, когда эта виза могла бы еще пригодиться, мне сказали: получите визу в понедельник, то есть, когда конференция пройдет, и само приглашение на нее потеряет всякий смысл.
В связи с этим запретом на приезд в Эстонию Институт стран СНГ распространил Заявление, с которое размещено в Интернете в бюллетене Института № 48.
К сожалению, заочно - передаю приветствие участникам конференции от директора Института - Константина Федоровича Затулина, который желает Вам успешной работы и выражает надежду, что конференция станет заметным шагом на трудном пути консолидации русского населения Эстонии в отстаивании своих политических прав. Только преодолев индиферентное отношение людей к власти, делегировав в нее своих представителей, можно рассчитывать на эффективную защиту прав русского человека, которые сейчас беззастенчиво нарушаются эстонскими властями. Желаем Вам успехов на предстоящих выборах, плодотворной работы по исполнению ваших планов, на благо страны, где вам выпало жить, на пользу российско-эстонским отношениям.
Мы с большим интересом читаем Ваши материалы и готовы разместить их на страницах Информационно-аналитического бюллетеня Института стран СНГ.
Об отношении России к зарубежным соотечественникам
Десятилетний срок, минувший после развала СССР, дал естественный повод подвести итоги развития различных процессов на постсоветском пространстве. Обозначился и новый этап в отношении новой российской диаспоры – российских соотечественников, отрезанных после 1991 года от России ее новыми границами.
В последние годы Перестройки, когда в Москве бушевали митинги с требованием независимости, граждане СССР, жившие в союзных республиках, задавали вопросы: От кого Москва хочет быть независимой? От русских Казахстан и Прибалтики? От Киева – матери городов русских? От тех, кого она направила на работу для поддержания экономики братских республик? От потомков тех, кто селился на просторах расширяющейся Российской Империи?
Сейчас понятно всем, что готовили слом государственного аппарата Советского Союза, который мешал номенклатуре стать собственником того, чем она безраздельно распоряжалась – всего экономического комплекса страны. Российскую номенклатуру не обременял исторический долг России перед народами. Она щедро делилась с националами, отрубая куски от всесоюзного хозяйства вместе с людьми, которые это хозяйство создавали, на нем работали, его обслуживали. Лес рубят – щепки летят. Так, щепками полетели судьбы более 30 миллионов только русских людей, ставших людьми второго сорта в новых суверенных государствах.
В первые годы свободная Россия не хотела слышать о проблемах русских за новыми рубежами. Интерфронты в Прибалтике, межнациональные движения в Молдавии, Казахстане представляли темными, чуть ли не коричневыми, консервативными силами. Но масштаб проблемы пробил стену непонимания. Соотечественники за новыми рубежами обрели определенный статус в российской политике. В 1994 году в первом составе Государственной Думы создается Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. В августе того же года Указом Президента России создается Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, утверждается Концепция государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. В бюджете России появилась строка о помощи зарубежным соотечественникам. Власти приграничных российских областей и, особенно, Москвы начали осуществлять свои программы поддержки соотечественников.
В 1995 году в Государственной Думе созывается Съезд соотечественников из стран СНГ и Прибалтики, который избирает Совет соотечественников при Государственной Думе. Этот экспертный орган по сей день остается наиболее авторитетным представительством соотечественников в России.
Гуманитарная помощь соотечественникам с разной степенью активности велась все эти годы. Направлялись контейнеры с учебниками, созывались курсы повышения квалификации учителей русских школ, приглашались на каникулы дети, в российских санаториях лечили ветеранов, финансовую поддержку получали культурно-образовательные проекты. Но неясным оставался вопрос: каково же стратегическое отношение Российской Федерации к новой российской диаспоре. На исходе 90-х годов из уст политических деятелей вылетело понятие о разделенности русского народа. Намерена ли Россия преодолевать эту разделенность? Если да, то - каким образом?
В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”, где обозначено понимание исторического долга перед гражданами бывшего СССР, которым обещан упрощенный порядок получения российского гражданства, гарантируется всесторонняя поддержка в странах проживания. Казалось, что в России возобладали те силы, которые в соотечественниках видят важную составляющую “русского мира”. У российских соотечественников появилась надежда, что Родина помнит о них и в беде не оставит.
Второй Президент России В.В.Путин в начале 2000 года на первой своей встрече с работниками МИДа назвал проблему соотечественников приоритетной во внешней политике. Кроме того, он не раз подчеркивал, что видит в них резерв для редеющего населения России, призывал переезжать на историческую родину.
Определенным знаком высочайшего внимания к проблеме соотечественников стал состоявшийся в октябре 2001 года Конгресс соотечественников. Но, увы, – только знаком. Ни сам Конгресс, ни тем более последовавшие после него преобразования государственных органов, занимающихся соотечественниками и миграцией, ясности в позицию государства не внесли. Хотя определенную тенденцию обозначили. В исполнительных структурах намечается линия, которая не согласуюется со словами Президента, адресованными к соотечественникам. Эта тенденция подтверждается также новой редакцией закона о гражданстве Российской Федерации, внесенного в Госдуму от имени Президента, в феврале 2002 года уже прошедшего второе чтение.
Что же не на словах, а на деле предлагает Россия своим соотечественникам на постсоветском пространстве: переезжать или оставаться в странах, где застала их судьба?
Создание под крышей МИДа структуры по работе с соотечественниками, с одной стороны, отвечает на многочисленные пожелания самих соотечественников об организации специального государственного органа по их проблемам, а с другой – является четким обозначением, что дела соотечественников – дела зарубежные. Передача милиции всех вопросов миграции и ожидаемое ужесточение отношения к мигрантам, откуда бы они не приезжали, – еще одно свидетельство, что в России переселенцам-соотечественникам ждать режима благоприятствования не приходится.
Новый закон о гражданстве Российской Федерации опускает железный шлагбаум перед соотечественниками из республик бывшего СССР. Он перечеркивает обещания о льготном порядке обретения гражданства России, данные в 1999 году. Отменяется соответствующая статья Федерального закона “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”.
Просить о российском гражданстве в упрощенном порядке, то есть без предварительного получения вида на жительство в России, могут только те, кто по сей день не имеет гражданства. Граждане бывшего СССР, родившиеся на территории РСФСР, при возвращении в Россию, на свою Родину, должны будут как любые иностранцы, сначала получить вид на жительство, промыкаться с ним год, а только потом получат право ходатайствовать о приобретении (а фактически – о восстановлении) российского гражданства. Для всех прочих граждан бывшего СССР, в том числе и для потомков выходцев из России, родившихся за ее теперешними границами, порядок приема в гражданство – общий, как для любых иммигрантов, будь то из Колумбии или Мозамбика. Это значит: сначала – получить вид на жительство, и только по прошествии пяти лет после этого просить о гражданстве. Пока эту просьбу рассмотрят, еще пройдет года два. Ведь все вопросы будут решать в Москве, в аппарате Президента, - дело не скорое.
Таким образом, современная Россия отказывается не только от имперских амбиций, но и от своих обязательств перед людьми, которых или предков которых она послала на укрепление своих окраин. А то и просто никуда не отправляла, а просто отрезала советскими границами, как это случилось с миллионами русских в северных областях Казахстана, в Крыму, на востоке Украины, в Прибалтике. Видно, новый закон о гражданстве писали и принимают “Иваны”, не помнящие родства. Наверно, главная трагедия России, что эти “Иваны” ею сегодня правят.
Что же делать новым зарубежным российским соотечественникам? Самый достойный путь – укреплять свои позиции в странах, где выпало жить. Конечно, Россия не оставит их без своего участия. Надо надеяться, что программы гуманитарной помощи и правовой защиты, о которых шла речь на Конгрессе соотечественников, будут осуществляться. Но все-таки, рассчитывать надо на свои силы. Русские в Эстонии, Литве, Латвии подают сейчас пример своим собратьям из стран СНГ в том, как надо отстаивать свои права. Объединять все политические силы, выступать единым фронтом на выборах, идти во власть. В Прибалтике, на “пороге Европы”, где есть хоть какое-то уважение к праву, сеть надежда, что этот путь – принесет свои положительные плоды.
Успехов Вам на этом пути!
Особенности русских национальных приоритетов в Эстонии
Николай Маспанов, председатель Русской партии Эстонии
Вторая научно-практическая конференция “Русские в странах Балтии: прошлое, настоящее, будущее”, подготовленная и проведенная членами “Круглого стола русских партий в Эстонии” состоялась, а все тревоги с ее подготовкой и проведением позади. Конференция была посвящена теме “Русские национальные приоритеты в Эстонии”. Сроки проведения конференции диктовались приближением ответственного для русского населения в Эстонии периода подготовки к выборам в представительные органы государственной власти.
Заседание конференции прошло 17 марта в Православный праздник “День Прощенного Воскресения” и началось с молебна в Кафедральном соборе Святого Блаженного Князя Александра Невского в Таллинне. К молебну присоединились и молились многие посетители Собора.
В чем заключались тревоги?
Первая конференция в 1997 году была посвящена вопросам самоорганизации русского общества стран Балтии и носила преимущественно практический, прикладной характер. Настоящая конференция ставила перед собой научно-практические цели: на основе накопившегося опыта, научного обобщения и прогноза выделить важнейшие задачи, которые необходимо будет решить, С накоплением фундаментальных исследований, научно доказанных, практических результатов можно будет готовить в дальнейшем теоретическую конференцию по этой проблематике.
Тревогу вызывали впервые примененные принципы организации конференции - максимальная открытость при подготовке конференции и широкая доступность к участию в ее работе, С этой целью в Интернете была открыта домашняя страница конференции www.hot.ee/russconference, где размещены материалы конференции, тезисы, доклады, выступления участников и поступившие отклики. Это сразу придало конференции международный характер, сэкономило много времени организаторам и средств участникам, Фактически в течения двух месяцев конференция шла в Интернете и страсти в виртульном пространстве были не менее бурными, чем непосредственно на конференции.
Последовавший взлом сайта подтвердил опасения. Взломщики разместили на странице вместо материалов конференции оскорбительную надпись. До заявлению оргкомитета полиция безопасности определила хакера и возбудила уголовное дело по признакам пар.72 ч..1 УК (выражение национальной, расовой, религиозной или политической ненависти, возбуждение насилия или дискриминации). Курьезными, если бы не политический подтекст, выглядят опасения Эстонского посольства в Москве, которое побоялось выдать визу участнику конференции из российского Института стран СНГ.
Подготовка и проведение настоящей конференции были первыми совместными политическими шагами всех пяти русских партий навстречу друг другу, что стало проверкой готовности делать такие шаги.
Цели и задачи конференции.
Научной целью конференции была потребность впервые определить, провозгласить и признать основополагающие русские национальные приоритеты в Эстонии в существующих условиях и на длительную перспективу.
Практической целью был анализ путей реализации и поиск методов решения задач, стоящих перед русской диаспорой в Эстонии на современном этапе для ее самосохранения и развития. Кроме того полезна была проверка на зрелость русских политических сил, их готовность к консолидации в предвыборный период, Также необходимо было определить целесообразные формы объединения сил. Подготовка и проведение конференции позволили проверить на соответствие декларируемые цели отдельных партий их реальным политическим действиям.
Политической целью конференции была необходимость дать отпор мифотворчеству вокруг русских партий, вдалбливанию в сознание населения негативных стереотипов о бесперспективности русской политики, о ее бессилии и о ее экстремизме.
Научные задачи конференции состояли в том, чтобы дать реальные оценки современным общественным процессам и социальным экспериментам, в которые оказалась втянутой русская община в Эстонии. Задачей конференции было определение приоритетов в законотворческой работе в Эстонии, чтобы сконцентрировать силы и внимание на борьбе против основных форм дискриминации.
Практическими задачами конференции было определение стратегического направления в деятельности русских политических сил накануне выборов, их идеологической и социальной базы. Привлечение к активной деятельности и реальная апробация интеллектуального потенциала, которым располагает русская община в Эстонии.
Актуальность проблемы.
Актуальность поставленных задач, целей и темы конференции объясняется важностью для настоящего момента выбора пути дальнейшего развития русской общины в Эстонии. Куда двигаться: либо в направлении ассимиляции и растворения вместе с эстонцами в ближайшие века среди новой, возникающей в объединяющейся Европе, европейской нации, либо в направлении сохранения своей национальной самобытности, что поможет сохранению, помимо всего прочего, и живого эстонского языка, и эстонской государственности.
Итоги конференции.
Идея проведения конференции нашла положительный отклик и поддержку в широких кругах общественности Эстонии и за ее пределами. Благодаря Интернету в ней приняли участие представители из многих регионов Эстонии, России, Германии, Латвии, Литвы, Белоруссии. По теме конференции было заявлено свыше 20 докладов. Среди докладчиков были представлены все слои научной и творческой интеллигенции от студентов до академиков. На конференции были представители от всех русских партий в Эстонии и близких к ним по взглядам эстонских партий. В работе конференции приняли участие политики, политологи, члены парламента, депутаты городских и местных собраний, представители общественности. Среди участников конференции было много старшеклассников таллиннских школ и студентов таллиннских Вузов.
На пленарном заседании, по существу, состоялся обмен мнениями и были подведены итоги двухмесячной работы конференции в режиме Интернета. По некоторым вопросам мнения разделились и порой вносились диаметрально противоположные предложения.
Основные выводы.
Конференция подтвердила факт того, что русское население стран Балтии является коренным и не является национальным меньшинством. Государственная национальная и интеграционная политика направлены на ассимиляцию нетитульного населения. Эта недальновидная позиция в первую очередь поставит под угрозу будущее эстонского и латышского языка. Снижение сопротивляемости экспансии объединяющейся европейской культуры и особенно американской массовой культуры при вытеснении “оберегающей” русской культуры оставляет мало шансов для культуры малых народов. Ускорителем процесса послужит вступление в Европейский Союз.
Объединяющими признаками русского населения являются русский язык, русская и национальная культура, а для большинства, единая духовная основа - православие.
Участники конференции пришли к выводу, что основная угроза будущему русского населения в Эстонии таится в принудительной ассимиляции. Были приняты и провозглашены “Русские национальные приоритеты в Эстонии”, которые состоят из восьми основных разделов: защита и развитие русского языка и культуры, защита православия, достижение гражданского равноправия, достижение максимального представительства в выборных и. государственных органах власти, борьба с дискриминацией по национальной принадлежности в социальной сфере, расширение участия русского населения в развитии гуманитарных и торговых связей с Россией, полный пересмотр государственной программы интеграции общества Эстонии, консолидация русских политических сил и русской общины на основе общих национальных приоритетов.
Участники конференции отметили, что русские национальные приоритеты не противоречат интересам всех жителей Эстонии, а наоборот открывают широкие возможности для диалога общин. (Интересен разброс мнений по этому вопросу. Например, в сообщении из Лейпцига некий докторант заявила, что “у русских колонистов нет никакого права иметь национальные приоритеты в Эстонии”. Весьма “ценное” научное пополнение готовят в Германии!)
В сущности, гласное объявление русских приоритетов должно способствовать разработке национально-выверенной государственной внешней и внутренней политики. То, что происходит сейчас: искусственное насаждение двухполюсной (двухпартийной) западной модели государственного политического устройства в Эстонии означает отказ от признания факта существования третьего, русского полюса, на котором находится треть населения страны. Скорейшему переходу от конфронтации к полноправному сотрудничеству будет способствовать совместная разработка русскими политическими силами самостоятельной политической линии, с учетом партнерских возможностей других эстонских партий. Создание трехполюсной модели политической системы в Эстонии потребует построения тонкого механизма баланса сил, взаимного признания приоритетов и гарантированного их выполнения. Реализация такого политического проекта станет гарантом развития демократии в Эстонии. Невозможно строить демократическое общество только для одной его части и правовое государство за счет обнищания и бесправия другой его части.
Соответствуют ли русские партии стоящим перед ними задачам?
Работа конференции показала, что любые политические задачи вполне под силу русским партиям. Процесс их образования можно считать завершенным. Анализ ситуации доказывает, что для реализации поставленных задач необходимо результативно взаимодействовать, консолидировать силы. Создание на основе существующих партий одной имеет много безусловных преимуществ, но может иметь и массу негативных последствий, ответственность за которые бесполезно будет на кого-либо возлагать.
Прежде всего партии должны провозгласить стремление к единению, разработать и признать механизм и программу объединения с полнейшим учетом всего законодательства. Предусмотреть возможные последствия разных вариантов объединения и публично о них объявить. В любом случае это будет совершенно новая партия, но сохраняющая правопреемственность всех вошедших в нее. Учитывая, что на предстоящих местных и парламентских выборах партии, зарегистрированные в 2002 году допущены на выборы не будут, то объединительный процесс надо будет перенести на более поздний срок, но подготовку пора уже вести. Поэтому на предстоящих местных и парламентских выборах партии должны создать единый политический блок, в зависимости от региона и особенностей Закона о выборах идти на выборы под названием одной из партий, одним списком.
Широко распространяемый тезис о бесперспективности русских партий является блефом праворадикальных политических сил. Это объясняется стремлением вступить в Евросоюз и НАТО без “русского вопроса” и русских политических партий, в виде мононационального государства. Иначе это накладывает на страну кандидата много дополнительных обязательств, а этническим меньшинствам гарантирует определенные преимущества, которых они, как правило, не имеют до вступления страны в союз.
Новейшая история вступления в Евросоюз стран Восточной Европы приводит массу примеров грубейшей дискриминации нацменьшинств с целью лишить их политического представительства. Так вели себя официальные власти Венгрии против румынского национального меньшинства. На смену эпохе “холодной войны” пришла “эпоха возрождения национализма”. В новых национальных государствах для подавления воли и устрашения нетитульного населения против него используются методы государственного террора.
Стремление в НАТО объясняется нарастающей боязнью собственного народа, как следствие общего ухудшения экономической обстановки. Эти сведения подтвердили ряд докладов, в том числе, “Русские в странах СНГ и Прибалтики - жертвы двойных стандартов во внутренней и внешней политике” (Ю.Мишин). Участники конференции поддержали Обращение Союза Российских граждан Нарвы “К депутатам Европарламента, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Парламентской Ассамблее НАТО, Парламентской Ассамблее ОБСЕ, Федерального Собрания РФ, а также к органам исполнительной власти Европейского Союза, НАТО, ОБСЕ, Совета Европы и Российской Федерации”.
Практическое значение.
Практическое значение конференции состоит, помимо всего прочего, в имевшем место анализе экономической ситуации в стране. Были указаны очевидные экономические просчеты властей, особенно во взаимоотношениях с Россией, и их влияние на перспективу. Для развития страны эти последствия могут иметь судьбоносный характер и получили название: “Цена глупости” (М.Брошптейн).
Что также было предметом обсуждения.
В докладе М.Петрова о национальных приоритетах было высказано предложение о создании русской национальной автономии на Северо-Востоке Эстонии с центром в Нарве, что является международной признанной формой решения межнациональных конфликтов. Кроме того была высказана инициатива восстановления епископской кафедры в Нарве, Но эти инициативы докладчика в предложенной форме не нашли поддержки у участников конференции.
Исторические аспекты жизни русских в Эстонии были изложены в докладах И.Кириллова, А.Зыбина, Ф.Савихина.
Законодательное сужение правового статуса русского языка в Эстонии раскрыл в докладе С.Середенко,
О русской прессе в Эстонии рассказали Д.Кленский и В.Иванов.
Развитие интеграционной проблематики в Эстонской Республике с 1920-х годов по настоящее время осветил в докладе Т.Тоомсалу.
Анализ предпосылок, потенциала и готовности русских политических сил в канун выборов в докладе дал Н.Маспанов.
С докладом о стратегии и тактике русских общественных и политических сил выступил А. Егоров.
На конференции был продемонстрирован видеофильм А.Танцырева “Полет над морем дурмана”, в котором раскрыта проблема наркомании среди, русскоязычной молодежи.
С докладами на конференции выступили С.Мальцев, Б.Наумов, И.Писарев. В основном из-за ограниченности во времени в Интернете остались доклады В.Водо, А. Докучаевой, А.Лийвак, В.Партхаль и другие выступления. Живая дискуссия в зале разгоралась после каждого доклада. Из содержания дискуссии было видно, что иные мнения достаточно широко известны и понятны, стали уже аксиомами, но из-за национальной зашоренности многие публичные политики боятся говорить о них вслух. Это подтверждает необходимость проведения таких конференций.
Участники конференции приняли Решение “О русских национальных приоритетах в Эстонии”, Обращение “К русским политическим силам в Эстонии”, Резолюцию “О заявлении Института стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции) “В Эстонии боятся русского вопроса”, Коммюнике по итогам работы конференции.
Конференция в основном с поставленными перед ней задачами справилась, Участники приняли решение продолжить работу конференции в Интернете и готовить третью по счету и теоретическую по содержанию конференцию “Русские в странах Балтии: прошлое, настоящее, будущее”. Возможно, ее будут готовить другие люди. Хотелось, чтобы она собрала вместе людей с низким порогом чувствительности к бедам народа, отличающихся альтруизмом, чуждых корыстным интересам, не стоящих в стороне в сложные времена. То есть тех, кого отличают признаки настоящей русской интеллигенции.
Документы
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |