Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Л.Евдокимов (эксперт Фонда национальной и международной безопасности)
Подходя к анализу современных геополитических процессов в любом регионе мира, в том числе интеграционных процессов между Белоруссией и Россией, следует, прежде всего, оценивать их через призму событий, произошедших 11 сентября прошлого года в США.
Более года прошло с момента чудовищного по своему цинизму террористического акта в Соединенных Штатах. Однако ясности в оценке глубинных причин этого варварского факта до сих пор нет. Никто до сих пор не взял на себя ответственность за этот теракт, никто не выдвинул характерных для террористических действий политических, экономических или иных требований к правительству США, и, наконец, даже через полгода, крайне скупа доказательная база причастности Бен Ладэна и «Аль-Каеды», и уж, тем более, афганского или иракского народа, к этому варварскому преступлению. Напротив, все чаще в печать и на телевидение выбрасывается информация о причастности совсем других сил к произошедшим в сентябре прошлого года в США событиям. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл называл их «наднациональными», экс-руководитель Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов - «транснациональными», но в любом случае, это мировая сила «новой формации». Для этих сил США – обычное национально-государственное образование, которое можно использовать для достижения своих целей по установлению мирового господства.
Следствием терактов в сентябре прошлого года стало втягивание США в военный конфликт по всему миру, поскольку «террористы» или их «пособники», снабжающие террористов оружием, могут находиться в любой точке земного шара. С этого момента США превратились в подобие «двух колесного велосипеда», который обязан в силу геополитических и экономических законов все время ехать без права на остановку.
В этой ситуации традиционное международное право, традиционные законы рыночного ценообразования и экономики в целом, традиционная культура, мораль и этика, как и многое другое традиционное, отходит на второй план, и уступает первенство «наднациональным» интересам «борьбы с международным терроризмом» и по установлению мирового господства. США в данном случае выступают только механизмом по реализации этих планов.
Можно сделать уверенное предположение, что в ближайшие годы руками США будет реализована концепции по установлению политического и экономического контроля над «неуправляемыми» территориями, районами залегания основных мировых запасов природных ресурсов и путями их транзита в страны потребители, закрепление военных баз и формирований в ключевых регионах планеты.
Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что и Россия, и Белоруссия, интересуют «транснациональное» правительство только в форме полуколониальных управляемых образований: Россия как источник углеводородного сырья, а Белоруссия как путь его транзита в Европу. И ни при каких обстоятельствах Запад не согласится на объединение Беларуси и России в Союзное государство. Причем в отношении Беларуси со стороны Запада может реализовываться два сценария.
Первый, в котором заинтересованы транснациональные мировые и европейские структуры, управляемый кризис с целью смещения легитимного руководства страны и установления «послушного» политического режима без перехода в неуправляемую фазу.
Второй сценарий, в котором заинтересованы национально ориентированные силы в США, предусматривает формирование очага неуправляемого конфликта с целью формирования еще одного района конфликтогенности на европейском континенте и создание трудностей с обеспечением Европы, прежде всего Германии, энергоресурсами.
В этих условиях совершенно очевидно, что при любом варианте развития событий США и страны западной Европы будут, по-прежнему, оставаться последовательными противниками белорусско-российского объединения.
У Белоруссии есть возможность выбирать между Востоком и Западом. Даже если не учитывать этнокультурные и исторические традиции, преимущества от сотрудничества с Востоком очевидны, и это понимает Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Запад заинтересован в существовании на территории Белоруссии «транзитного» государства с устойчивой управляемой политической системой, немногочисленной, но хорошо оплачиваемой «политической элитой», слаборазвитой экономической, научной и образовательной системами и дешевой рабочей силой из среды коренного населения. Иными словами, это путь полуколонии.
Россия же заинтересована в существовании на территории Белоруссии сильного, стабильного и максимально интегрированного политически и экономически с Россией государства, основная задача которого совместное с Россией самодостаточное поступательное развитие во всех областях.
В противодействие этой тенденции атлантическая геостратегия исходит из категорического недопущения усиления влияния России. Для этого руками США Россию будут постепенно выдавливать из Средней Азии, с Кавказа, и попытаются окружить кольцом дружественных США государств на Западе, и в дальнейшем расчленить ее на полуколониальные управляемые государственные образования, чтобы она прекратила свое существование как великая держава без малейших шансов на возрождение.
Процесс формирования Союзного государства, который в значительной степени усиливает геостратегические позиции России на западном направлении, в эту стратегию совершенно не вписывается.
Реализации геополитических установок США по доминированию на постсоветском пространстве объективно препятствует и современная внешняя политика Республики Беларусь.
Беларусь практически остается единственным государством, которое не вошло в Черноморско-Балтийский санитарный кордон, уже почти отделивший Россию от стран Европы. Две части этого кордона - прибалтийские страны (Литва, Латвия, Эстония) и страны ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) - оказались разорваны в самом центре, где проходит геостратегический коридор на Россию.
В этих условиях можно предположить, что США приложат максимум усилий, чтобы установить в Белоруссии подконтрольный управляемый политический режим, взять под свой контроль нефте- и газопроводы из России в Западную Европу как для оказания давления, как на Россию, так и на своих «строптивых» европейских союзников, а, кроме того, отделить Россию от Европы «санитарным кордоном».
По механизму реализации сценарии в Беларуси могут быть разыграны самые разнообразные: управляемый экономический кризис с постепенным переносом требований в политическую сферу, межнациональных противоречий («польский» сценарий), объявление Беларуси государством – пособником международному терроризму и т.д. США жизненно необходим контроль над территорией современной Белоруссии.
Нельзя не обратить внимания на то, что сценарии как уже состоявшихся, так и планируемых учений НАТО в Европе имеют враждебную как по отношению к России, так и по отношению к Белоруссии направленность, а цель их - освоение существующих ТВД и отработка силового разрешения возможных межнациональных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве.
Реально оценивая угрозу своим национальным интересам со стороны нарождающегося Союзного государства, США предпринимают беспрецедентные в международной практике шаги по дискриминации Беларуси, чинят всяческие препятствия внешнеполитической деятельности официального Минска. Запад блокирует оказание экономической помощи и выделение кредитов, не признает легитимности выборов в белорусский парламент, постоянно ставит вопрос в ООН и ОБСЕ о нарушении прав человека в Беларуси. Одновременно США через свои лоббистские политические партии и движения в Беларуси и России пытаются максимально затормозить процесс интеграции двух стран изнутри.
Для России интеграция с Белоруссией - единственный шанс сохранить возможности геополитического влияния на западном направлении в начале XXI века. И хотя интеграционные процессы идут непросто, руководство обоих государств осознают отсутствие альтернативы процессу единения.
Сотрудничество Беларуси и России в сфере экономики требует не создания совместных предприятий, а восстановления десятилетиями существовавших экономических связей, что при выработке общих правил хозяйствования может в короткий промежуток времени дать значительный экономический эффект, и уже дает подобный эффект на региональном уровне.
В результате создания Союзного государства появилась возможность использования безопасного и экономически выгодного экспортного коридора. Таким естественным коммуникационным коридором из России в Центральную и Западную Европу, а также в Калининградскую область стала территория Беларуси. Она же представляет собой прямой автомобильный и железнодорожный выход на запад через Брест. Около 80 проц. российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС осуществляется сегодня через Беларусь.
Еще более важным является сотрудничество в военной области. Оно позволяет решать ряд важных для обоих государств задач оборонного и геополитического характера: противостоять планам создания Черноморско-Балтийской конфедерации как “санитарного кордона”, отрезающего Россию от Запада; рациональнее решать проблемы Калининградской области; использовать потенциал белорусской армии; обеспечивая безопасность на важном в транспортном и коммуникационном отношении “европейском перекрестке”; создать надежное геополитическое ядро в рамках СНГ; интегрировать белорусский и российский ВПК; и, наконец, создать общее и единое оборонное пространство.
Дальнейшее укрепление Союза Беларуси и России – это важный шаг на пути объединения славянских и других народов бывшего СССР и восстановления былой геополитической роли Евразийского континента в мире. Положительные результаты в белорусско-российском сближении, вне всякого сомнения, могли ли бы оказать положительное воздействие на другие республики бывшего Советского Союза, в первую очередь Украину, Армению и Казахстан.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |