Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Страна.Ру,
4 февраля 2003
Наталья Талалай
Россия и Украина самостоятельно утвердили план работы международного газотранспортного консорциума "на первый период". Немцам же вновь пообещали «посидеть на троих», но уже где-то в конце марта.
В пятницу в Киеве был утвержден план работы международного газотранспортного консорциума на ближайшее время. В заседании наблюдательного совета международного газотранспортного консорциума приняли участие вице-премьеры Украины и России Виталий Гайдук и Виктор Христенко. Украинский вице-премьер заявил, что к 15 апреля должны быть сделаны оценки, предложения по финансовому и бизнес-планам, оценки технического состояния международного газотранспортного консорциума.
Похоже, что Москва и Киев уже самостоятельно распланировали работу консорциума, однако по предварительным договоренностям, в его управлении должны были участвовать три стороны. Намеченная на 3-4 февраля нынешнего года встреча высокопоставленных представителей России, Германии и Украины по вопросу создания международного консорциума, в ходе которой планировалось обсудить большинство экономических вопросов по управлению украинской газотранспортной системой, была перенесена на неопределенное время.
Теперь же вице-премьер России Виктор Христенко заявляет, что трехсторонняя встреча Украина-Россия-Германия на высоком уровне по вопросу международного газотранспортного консорциума состоится в конце марта. "Мы рассчитываем, исходя из утвержденного графика работы, что в конце марта мы в группе высокого уровня с нашими немецкими коллегами сможем посидеть на троих", - сказал Христенко. Вместе с тем, вице-премьер РФ затруднился назвать место проведения встречи.
Говоря о причинах переноса запланированных на начало февраля трехсторонних переговоров, инициатором которого выступила российская сторона, вице-премьер РФ заявил, что перенос встречи был связан с тем, что российской стороне «требовалось определенное время для завершения подготовки всех вопросов, связанных с деятельностью консорциума". "Для того, чтобы нам предложить нашим европейским партнерам мысли и идеи, необходимо предъявить их достаточно осмысленно, квалифицированно, а еще лучше просчитано».
А тем временем посол Германии в Украине Дитмар Штюдеман заявил, что в деле привлечения западных компаний к международному газотранспортному консорциуму практически не происходит никаких подвижек, и, несмотря на решение руководителей Украины, России и Германии, принятое в прошлом году, сейчас над консорциумом работают только две стороны.
По сути именно так все и происходит, поскольку, несмотря на заявления президента Украины Леонида Кучмы о том, что участие Германии в газотранспортном консорциуме он назвал «решенным фактом», его зарегистрированными участниками являются лишь российский «Газпром» и украинский «Нефтегаз».
Однако, несмотря на перенос переговоров, посольство Германии в Украине заявляет о том, что немецкая сторона и в дальнейшем подчеркивает свою заинтересованность в этом проекте и предлагает вскоре согласовать новую дату встречи.
По мнению директора аналитических программ Центра Разумкова Владимира Сапрыкина, тот факт, что ранее запланированная трехсторонняя встреча не состоялась, говорит о том, что на сегодня «Украина и Россия не готовы к участию немецкой стороны» по вопросу создания международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины.
По мнению эксперта, в работе газотранспортного консорциума обязательного должна участвовать третья сторона в лице Германии или кого-либо из европейских стран, поскольку «сегодня не решен вопрос заполнения возможной финансовой дыры, которая может появиться при начале работы консорциума», а реальные инвестиции могут прийти только от западных партнеров.
«На сегодня для полноценного обеспечения работы газотранспортного консорциума нет денег ни у Украины, поскольку в таком случае, она бы сама смогла управлять газотранспортной сетью, и нет средств для такого масштаба инвестирования и у России», - отметил эксперт.
Кроме того, участие третьей стороны в работе газотранспортного консорциума необходимо для обеспечения открытости работы данного предприятия. Эксперт также подчеркнул, что присутствие Германии в управлении консорциумом необходимо также для того, чтобы Россия и Украина не принимали определенные политические решения, которые будут идти в ущерб экономическим интересам одной из сторон.
Комментарий:Кирилл Фролов
В действительности, германская сторона должна проявить понимание к российским интересам на Украине. Украина-должник России, а не Германии и Россия должна добиться справедливости. Максимум справедливости- это собственность России на газотранспортную систему Украины. Мнение эксперта центра им. Разумкова понятно, ибо этот центр превратился в лоббистскую структуру Запада на Украине.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |