Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
3 февраля 2003
Анатолий Гордиенко
Совет Безопасности ООН дал понять, что российские миротворцы останутся в зоне грузино-абхазского конфликта. Не дождавшись от Совета Безопасности ООН желаемой активизации в урегулировании проблемы Абхазии и выдавливания из мирного процесса России, в Тбилиси не исключают принятия в ответ неких "драматических решений". Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе в беседе с журналистами не исключил, что Тбилиси все-таки может принять решение о выводе российских миротворцев из Абхазии. Сейчас, добавил Джапаридзе, в решении абхазской проблемы наступает решающий этап, когда Грузия должна быть "готова ко всему".
Весьма прозрачный намек на возможное развитие событий озвучил по возвращении из Киева президент Грузии Эдуард Шеварднадзе: "Я, - сказал он, - не знаю, что произойдет, если миротворцы уйдут". Обеспокоенность Шеварднадзе понятна: альтернативы тем же Коллективным силам СНГ по поддержанию мира (КСПМ) нет.
Накануне состоявшегося в конце прошлой недели очередного заседания Совбеза ООН руководство Грузии, судя по всему, решило действовать на "абхазском направлении" по красивой, но весьма рискованной наполеоновской формуле: "Требуй невозможного - получишь максимум!" Отсюда и небывало жесткая позиция Совета национальной безопасности Грузии, и непривычный для такого рода собраний демарш Эдуарда Шеварднадзе, впервые в практике Содружества воспользовавшегося в столице Украины правом вето и добившегося исключения из обсуждения вопроса о мандате российских миротворческих сил в Абхазии, и шумное обсуждение абхазской проблемы в парламенте Грузии, где даже приняли "за основу" корявое, несогласованное постановление, в котором Россию обозначили как сторону грузино-абхазского конфликта.
Словом, делалось все, чтобы на подтолкнуть мировое сообщество к применению в отношении этой бывшей грузинской автономии 7-й главы Устава ООН, предусматривающей введение в действие так называемого "механизма принуждения к миру". Естественно, с вводом в зону грузино-абхазского конфликта международных миротворческих сил, которые и заменят-де там Россию. Говорили, правда осторожно, о появлении в проекте резолюции СБ ООН по Абхазии неких "новых элементов", способных переломить-таки ситуацию в пользу Грузии. В общем, ждали некоего прорыва.
Оказалось - напрасно. Вместо этого СБ ООН в своей резолюции # 1462, принятой единогласно и без каких-либо дебатов, в очередной раз призвал грузинскую и абхазскую стороны искать мирные пути решения проблемы. О действиях России в резолюции нет ни слова. Более того, Совет Безопасности на очередные шесть месяцев - до 31 июля 2003 года продлил мандат Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ).
Последнее весьма важно. По сути, этим пунктом резолюции Совбез ООН независимо от того, какое решение в феврале примет официальный Тбилиси, дал "добро" на дальнейшее пребывание в зоне грузино-абхазского конфликта КСПМ. Связь тут прямая. Руководство МООННГ уже не раз заявляло, что в случае вывода из зоны конфликта подразделений КСПМ пребывание там военных наблюдателей ООН станет невозможным, так как именно действующие в Абхазии под эгидой СНГ российские десантники являются гарантами их безопасности. И если, отмечается в ооновской резолюции, грузинская сторона все-таки решит не продлевать мандата КСПМ, СБ ООН оперативно, уже в середине февраля, вернется к рассмотрению мандата МООННГ. И еще: ожидалось, что позицию Тбилиси изложит в своем выступлении на заседании в Нью-Йорке посол Грузии в ООН Реваз Адамия, однако ему там слова вообще не предоставили.
В общем, Грузию в очередной раз поставили на место. Желающих менять Россию в зоне грузино-абхазского конфликта снова не оказалось.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |