Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
525-я газета,
14 февраля 2003
Азаде Балаева
Как сообщалось, на днях состоялись переговоры между президентами Франции и России Жаком Шираком и Владимиром Путиным, на которых затрагивалась и карабахская проблема. Ж.Ширак высказался за урегулирование чеченского конфликта в рамках соблюдения территориальной целостности России и уважения прав человека, однако в связи с карабахским конфликтом ничего не сказал о соблюдении территориальной целостности Азербайджана, ограничившись лишь замечанием о возможности урегулирования на основе соглашения между Азербайджаном и Арменией. Ж.Ширак отметил также совпадение позиций Франции и России по карабахскому конфликту. Впрочем, и без того известно покровительственное отношение обеих этих стран к армянским захватчикам, и даже их попытки использовать армян против Азербайджана и Турции. Достаточно указать, что именно Франция первой официально признала фальшивый "геноцид армян", а ныне ее вето препятствует военной помощи НАТО Турции в преддверии ожидаемой военной кампании против Ирака.
Если вспомнить, что и Франция, и Россия являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, занимающейся посредничеством в карабахском конфликте, то перспективы урегулирования проблемы представляются достаточно туманными. Отмечая наличие двойного стандарта в отношении Азербайджана, политолог Эльдар Намазов сказал, что переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта и позиция сопредседателей МГ в отношении проблемы далеки от приемлемого. "Двойной стандарт в отношении карабахского конфликта очевиден. Невозможно объяснить, почему против одной страны-агрессора оперативно создается коалиция и агрессия пресекается, а в отношении другого агрессора демонстрируется странная симпатия". По мнению Э.Намазова, Азербайджан в такой обстановке должен делом доказать, что ни в коем случае не пойдет на уступки, не позволит нарушить свою территориальную целостность. "К примеру, предложение о территориальном обмене способно породить впечатление о готовности Азербайджана отдать свою землю.
Мы должны видеть как ошибки, так и проявления двойного стандарта со стороны международных организаций, и точно прикидывать собственные шаги". Э.Намазов повторил свою точку зрения о том, что решающее слово в решении карабахской проблемы принадлежит азербайджанскому народу, международные же организации могут сыграть лишь вспомогательную роль.
Конфликтолог Ариф Юнус также не ждет ничего конструктивного от стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Заостряя внимание на недавнем заявлении сопредседателя МГ от США Рудольфа Перины о том, что карабахский конфликт существенно отличается от абхазского и приднестровского, А.Юнус отметил, что все три страны-сопредседателя выступают с единых позиций. "Они дают понять, что независимость Абхазии и Приднестровья не состоится, по карабахской же проблеме конкретной точки зрения пока нет. Это означает, что Азербайджан не сумел отстоять свои права на международной арене. В последние два года наши позици еще более ослабели". По мнению конфликтолога, интерес к нашей стране вызывают нефтяной фактор и ее геополитическое положение между мусульманским и христианским миром, однако карабахский конфликт на этот интерес не воздействует, армянская же сторона умело склоняет чашу весов в свою пользу". По мнению А.Юнуса, заявления стран-сопредседателей МГ свидетельствуют о неправильной внешнеполитической линии Азербайджана:
"С нами не считаются, и это грозит в конечном счете потерей Карабаха". По словам А.Юнуса, Азербайджан на переговорах постоянно идет на компромиссы, создавая впечатление, что у него имеется потенциал уступок, в то время как благодаря своей роли в антитеррористической коалиции и нефтяным ресурсам именно Азербайджан нужен Западу. "Почему-то мы думаем, что слепое следование воле Америки и Запада в целом принесет нам пользу. Однако проявление слабости в любом случае может обернуться только вредом. Армяне же резко протестуют против любого процесса, хоть в малейшей мере ущемляющего их интересы". По мнению А.Юнуса, карабахский конфликт фактически является частью обширного геополитического процесса. Конфликтолог подчеркнул необходимость коренного пересмотра внешнеполитического курса Азербайджана.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |