Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Gazeta.kz,
11 февраля 2003
Ольга Стеблова
Весь прошлый год между правительством Казахстана и иностранными инвесторами, работающими в добывающей промышленности республики, особенно в нефтяной, шла острая борьба за стабильность заключенных ранее контрактов.
Началась она раньше, еще с 2000 года, когда цены на нефть взмыли вверх и прибыль, получаемая иностранными компаниями стала расцениваться в Казахстане как "сверхприбыль".
Но в последнее время борьба обострилась из-за того, что период высоких цен на нефть с одной стороны продолжался, с другой все начали опасаться, что очень долго это не продлится и если решать этот вопрос радикально, то решать надо сейчас.
Апогеем противостояния стала широко известная история с СП "Тенгизшевройл" (ТШО) вокруг замораживания двух его проектов по расширению добычи на месторождении.
Борьба закончилась достижением компромисса. Опять же главным его проявлением стало урегулирование конфликта вокруг ТШО, хотя, как отмечают большинство экспертов, не ясны очень многие моменты в том, на каких же условиях заключен компромисс, а если так, то насколько он устойчив.
Похоже, что обе стороны, и правительство, и иностранные инвесторы, не считают что в их борьбе поставлена точка. Сегодняшняя ситуация с непонятными перспективами мировой экономики не располагает к тому, чтобы эта борьба продолжалась в острой форме. Положение дел на мировом рынке нефти может измениться так быстро из-за того или иного исхода войны в Ираке или усугубления кризисных явлений в американской (а значит, и мировой) экономике, что сейчас "ломать копья" нет смысла. Но все готовы к тому, что вопрос новых правил при перераспределении прибыли от экспорта добытой в Казахстане нефти, может быть вновь поднят.
Министр финансов Какимжанов в январе выступая в парламенте заявил, что правительство однозначно поддерживает за стабильность экономических отношений, то есть в данном случае - контрактов с инвесторами, "за стабильность принятых условий", но в то же время "обеспечивать баланс интересов - это задача правительства номер один". Вопрос о стабильности контрактов еще не исчерпан, таков лейтмотив высказываний официальных лиц в последнее время.
Что же может оказаться в арсенале правительства, если борьба вновь возобновится? В принципе, может вновь быть поднят вопрос о введении механизма природной ренты, когда тот, кто пользуется продуктивными природными ресурсами, выплачивает государству определенную фиксированную и независящую от мировых цен на эти ресурсы плату. До сих пор в Казахстане этого вида платежей не было, хотя по мнению ряда наших экономистов он мог бы увеличить доходы государства очень значительно. Некоторые даже говорят о 20-25% увеличения доходной части бюджета. Проблема в том, что у этой идеи много противников, ведь природные ресурсы добывают не только иностранные, но и влиятельные отечественные компании. А распространять действие механизма ренты только на иностранные компании невозможно.
Так что вряд ли Казахстану в ближайшее время придется получать деньги от природной ренты. Хотя о возможности ее введения в новых контрактах с иностранными инвесторами говорится на официальном уровне. Но новым крупным контрактам взяться не откуда, кроме как по причине разработки шельфа Каспия. А ее скорость слишком связана с изменениями на мировом нефтяном рынке. Так что этот механизм, скорее всего, будет введен, но неизвестно когда.
Вероятно, что на ближайшее время главным рычагом давления на иностранных инвесторов, при чем не только в нефтедобывающей сфере, но в первую очередь в ней, останутся вопросы экологии. Здесь у добывающих компаний наиболее щекотливое положение - осуществлять их деятельность абсолютно беспроблемно практически невозможно. Даже компании, действительно внимательно следящие за экологическими вопросами и много делающие для нормальной работы, бывает, "попадаются". Известно, как в конце прошлого года Атырауский областной суд оштрафовал СП ТШО на 11 млрд. тенге за нарушение экологических норм связанных с хранением серы. Вероятно, этот прецедент не долго будет оставаться единственным.
Другим же способом воздействовать на оппонентов у казахстанского правительства останется давление на них через такие рычаги, как парламент, пресса, общественные организации. Когда нужно, этот традиционно малоэффективный путь может оказаться вполне действенным. Неслучайно недавно один из членов правительства говорил депутатам: "поверьте, нефтедобывающие компании, особенно иностранные, прислушиваются достаточно внимательно к голосу депутатов, и чем больше будет ваших справедливых вопросов к ним по глубоким темам, тем легче нам будет работать с ними".
Систематическое и последовательное давление на инвесторов с этих позиций может быть, заставит их пойти на определенные уступки в части незыблемости контрактов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |