Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
Известно, что в Российской империи не было ни закона о русском языке, ни законов об употреблении местных языков и наречий. Но и в царской России, и в советские времена активно велась дискуссия по вопросу, должен ли русский язык иметь статус государственного языка.
До начала 90-х годов XX века русский язык официально не объявлялся государственным, однако по своей роли в жизни страны, безусловно, являлся таковым фактически. Лишь в апреле 1990 года в ст. 4 закона СССР «О языках народов СССР» было установлено, что «с учетом исторически сложившихся условий и в целях обеспечения общесоюзных задач русский язык признается на всей территории СССР официальным языком СССР и используется как средство межнационального общения».
В России, многонациональной и многоязычной стране, (где функционирует около 150 языков, в три раза больше, чем во всей Европе), где русский язык на протяжении длительного времени способствовал становлению и обогащению языков многих народов, статус русского языка - это вопрос межнациональных отношений.
Русский язык фактически является основой духовной культуры не только русского народа, но и других народов, населяющих нашу страну Он объединяет их, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление культуры. Престиж страны, ее восприятие в других культурах во многом зависит от состояния русского языка.
Русский язык занимает достойное место в ряду мировых языков, отличаясь развитой лексикой, богатством фразеологии, гибкостью и способностью выражать новые явления культуры, науки и общественной жизни. Одновременно он — один из мировых языков, язык международного общения, один из рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. В современном мире русским языком в той или иной степени владеют более 450 млн человек, по распространенности он занимает шестое место после китайского, хинди, урду, английского и испанского.
В последние годы проявились и некоторые негативные тенденции в языковой сфере, связанные с русским языком.
Первая — повсеместное небрежное отношение к русскому языку, употребление сленга, снижение речевой культуры, неоправданное заимствование иностранных слов. Особенно опасно, что эти тенденции, проникая в сферу государственного управления и средства массовой информации, наносят не только ощутимый моральный вред, но и могут при определенных условиях нанести ущерб национальной безопасности.
Вторая тенденция имеет международный характер. Это националистические настроения в некоторых странах на постсоветском пространстве, где искусственно принижается значение русского языка, отрицается его роль как языка-посредника. (В этой связи на Форуме настоящего бюллетня опубликованы материалы о языковой ституации На Украине, в Казахстане и Белоруссии..) Падает престиж русского языка и в дальнем зарубежье, зачастую сокращается его изучение и преподавание: если, например, в 1982—1983 учебных годах русский язык изучали в 101 стране 23 млн студентов и школьников, то в 90-е годы их количество сократилось в два раза. Наблюдаются дискриминационные тенденции по отношению к русскому языку в ряде международных организаций.
По указанным причинам в последнее время одними из важнейших приоритетов в культурной политике российского государства стали поддержка позитивных процессов, наметившихся в развитии русского языка, и преодоление негативных тенденций.
В настоящее время в России установилась вполне определенная внутригосударственная сфера — языковая политика, призванная комплексно формулировать и рассматривать вопросы той части государственного строительства, которая затрагивает языковые процессы в стране. Куратором русского языка по президентской линии стала супруза Президета России Людмила Путина, филолог по образованию. При ее участии открываются Центры русского языка, как это было в прошлом году в Армении. Она выступает в защиту классического русского языка, языка Пушкина и критикует намечаемую реформу, как «несвоевременную и конъюнктурную». По мнению Путиной, "нынешняя реформа направлена на упрощение правил (ударения, произношения, правописания), а государству необходимо выработать определенную политику сохранения и продвижения русского языка. Язык существует в экономическом, политическом и культурном аспектах, поэтому политика продвижения русского языка необходима для дальнейшего развития всего нашего государства".
Важным направлением языковой политики государства является законодательное обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Впервые статус государственного языка России был законодательно закреплен за русским языком в ст. 3 закона РСФСР «О языках народов РСФСР» в 1991 году, а затем подтвержден ст. 68 Конституции РФ:
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Основное назначение государственного языка состоит в осуществлении обмена информацией во всех областях общественной деятельности. В «Кратком этнологическом словаре» 1994 года государственный язык лаконично определен как язык, использование которого законодательно предписано в официальных сферах общения. Именно поэтому понятия «русский язык» и «русский язык как государственный язык Российской Федерации» не тождественны. Первое, более широкое, охватывает все многообразие русского языка, с которым мы имеем дело в повседневной жизни и в межличностных отношениях, а второе включает в себя лишь ту часть русского языка, которая должна употребляться в официальных сферах общественной жизни, а также в иных, предусмотренных законами, случаях.
В феврале 2003 года была сделана попытка законодательного закрепления правил функционирования в России русского языка как государственного. Закон, принятый 5 февраля в Госдуме, устанавливает, что в сферах, перечисленных в ст.3 (деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, общественных организаций любого уровня, в СМИ (кроме специально учрежденных для иных языков)) русский язык как государственный язык Российской Федерации используется в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации. Статья 4 закона устанавливает государственные гарантии поддержки и защиты государственного языка Российской Федерации и обязанности государства по обеспечению права граждан на пользование русским языком как государственным языком Российской Федерации.
Закон предписывает федеральным органам государственной власти в пределах своей компетенции осуществлять контроль за соблюдением законодательства о государственном языке, принимать меры по защите и поддержке государственного языка (ст.4), гарантирует гражданам право на пользование государственным языком (ст.5), предусматривает ответственность за нарушение законодательства, касающегося использования русского языка как государственного в России (ст.6).
Принятие этого закона, по замыслу законодателей, будет способствовать консолидации российского общества, обеспечит необходимые условия для функционирования русского языка в различных сферах жизни, создаст условия для более четкого и организованного проведения языковой политики, поможет избежать различного рода недоразумений и конфликтов на языковой и национальной почве, окажет влияние на дальнейшую интеграцию русской культуры в культуры других стран и народов.
Но 12 февраля Совет Федерации отклонил с созданием согласительной комиссии для доработки закона. По мнению сенаторов закон был "слишком скоропалительно" принят Госдумой, результатом чего стало огромное количество "огрехов" в тексте документа. "В частности, если принять закон и ввести его в действие, то придется менять в Конституции около 30 терминов, не соответствующих тексту этого закона", - считает спикер Совета Федерации Миронов. Он отметил, что сенаторы разделяют "озабоченность" депутатов Госдумы и согласны с ними в том, что русский язык необходимо защищать. "Сам шаг правильный, но закон был принят слишком скоропалительно", - полагает спикер. Наиболее дискуссионными стали два положения закона:
п.3 статьи 1 - «Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации» (хотя кто еще утвердит единообразие использования грамматических правил в официальной документации, наименовании должностей, учреждений, ведомств и пр.?);
п.6.ст.1 - «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается употребление просторечных, пренебрежительных, бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии соответствующих аналогов в русском языке».
Для того, чтобы читатели бюллетеня смогли сделать собственное заключение об этом законе публикуем его текст в разделе «Правовая информация».
Закон встречен неоднозначной реакцией со стороны законодателей и руководителей субъектов федерации. Губернатор Саратовской области Д.Аяцков считает, что Саратовская область должна быть первой, где начнет свое действие закон о русском языке. По словам губернатора, эффективнее всего Закон будет действовать там, где его предваряет мощная научная база. Именно такой огромнейший потенциал сложился в стенах саратовских вузов. Работы местных языковедов, ратующих за чистоту родного языка, известны во всем мире. "Работу над ошибками будем проводить все вместе: от механизатора в рваном зипуне, живущего "на задворках" губернии до главы области, - заявил Дмитрий Аяцков, - если надо, сядем за парты, но сохраним наш "великий и могучий". Это не приказ, а призыв. С культуры языка начинается культура всеобщая, культура каждого. А культура - это здоровье. И в год здоровья вылечить общество от бескультурья - самая актуальная задача".
В то же время Президетн Татарстана М.Шаймиев категорически против закона прошедшего Госдуму. О его реакции сообщает REGIONS.RU 17 февраля 2003 г., 20:42.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |