Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ольвия-пресс,
14 февраля 2003
Укрепление стабильности и безопасности на нашей земле всегда было высокой целью приднестровской политики, мерой ответственности за сохранение мира и спокойствия на берегах Днестра Мы смогли пройти тяжелый путь от вооруженного противостояния к цивилизованному политическому диалогу, от ненависти и вражды к сотрудничеству. Уровень доверия, достигнутый к маю 2001 года в переговорном процессе между Молдовой и Приднестровьем, позволял ясно обозначить перспективы урегулирования.
Спустя всего несколько месяцев, к августу 2001 года, политические намерения молдавских властей радикально изменились. Последовал резкий отказ от продолжения переговоров. Надуманные предлоги не могли скрыть очевидного факта - новой стратегией Молдовы стало жесткое давление на Приднестровье. Были отвергнуты итоги многолетней работы, проигнорированы основополагающие документы переговорного процесса. Молдавскую прессу заполнили призывы к насилию. Все последующие события неуклонно приближали стороны к новой конфронтации. В этой сложной ситуации только усилия посредников заставили молдавскую сторону вернуться за стол переговоров. Мы высоко оцениваем эти усилия и особо отмечаем принципиальность консолидированной позиции Российской Федерации, Украины и Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в отношении концепции федерализации, ставшей закономерным итогом длительного поиска реальных путей урегулирования.
Приднестровье предприняло активные меры для продвижения такой концепции. Проделана необходимая работа, позволившая детализировать многие аспекты федеративной идеи, приблизив ее к существующим реалиям. Так, при поддержке посредников была закреплена формула договорной федерации, которая до недавних пор не находила понимания в Молдове. Появление новой инициативы В.Воронина может означать готовность молдавского руководства обратиться к реальной федеративной тематике. Выступление Президента Молдовы расценено в Приднестровье в качестве первого, четко зафиксированного намерения молдавской стороны строить свои отношения с Приднестровьем в рамках общего государства, создаваемого на федеративной основе. Заявленная решимость молдавского руководства отказаться от прежних амбиций и присоединение Молдовы к идее создания федерации, фундаментом которой выступит безусловное соблюдение всех ранее достигнутых договоренностей, принятие демократических принципов справедливого разрешения многолетних противоречий, разработка конституционных механизмов нашего будущего федеративного государства, позволяет надеяться на приближение сроков окончательной нормализации отношений сторон.
В этой связи приднестровская сторона полагает, что декларируемая Молдовой приверженность современным европейским стандартам разрешения конфликта требует подкрепления практическими шагами. Наметившаяся эволюция в молдавской позиции должна привести к конкретным результатам, которых ожидают наши граждане. Приднестровье открыто равноправному диалогу. Нам видится необходимым комплексное и последовательное развитие федеративной идеи на принципах равенства субъектов, создания действенной системы гарантий, договорных отношений между сторонами. Мы будем продолжать разработку будущего соглашения на уровне политических представителей и отраслевых экспертов. Параллельно с этим мы готовы к созданию конституционных комиссий Молдовы и Приднестровья. Сегодня мы инициируем проведение встречи высшего политического руководства сторон в целях разработки мер и создания условий для воплощения в жизнь заявленных Республикой Молдова федеративных намерений, определения базовых конституционных механизмов и надеемся на поддержку этого предложения посредниками.
Ответственность за судьбы будущих поколений, за судьбы народов Приднестровья и Молдовы обязывает нас проявить политическую мудрость и волю. История дает нам шанс соединить усилия для создания современного, демократического федеративного государства - неотъемлемой составной части единого европейского пространства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |