Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая Молдова,
18 февраля 2003
Александр Исаев
Инициатива Владимира Воронина о создании новой Конституции нашего государства совместно с представителями Приднестровья, открывающая перспективу к реальному воссоединению страны - стала и кульминацией Общественного договора.
Вспомним: в обращении президента "К Общественному договору", которое обозначило начало диалога власти с гражданским обществом, глава государства назвал три фактора нестабильности, которые действуют "здесь и сейчас" и которые угрожают самой государственности Республики Молдова: проблема территориальной целостности, нежелание некоторых политиков признавать само право нашего государства на существование, разобщенность власти и общества. Приднестровская проблема была названа первой в перечне угроз для молдавского государства. Это главная и самая важная проблема страны, а "хронический и затяжной характер этой проблемы создает обстановку сомнений в оценках пределов суверенитета молдавского государства и неуважение к нему как со стороны граждан Республики Молдова, так и со стороны международной общественности" - было сказано в обращении. Гражданское общество в нашей стране - единственный фактор стабильности. Поэтому естественно, что эффективное решение приднестровской проблемы может и должно быть найдено в рамках Общественного договора. Оно и было найдено: по крайней мере, так можно будет сказать, если выяснится, что руководство Приднестровья реально намерено участвовать в разработке новой Конституции нового государства и слова, прозвучавшие с левого берега, будут подкреплены делом.
Переговоры вокруг урегулирования приднестровской проблемы, которые вели только политики, и вели "по определению" в закрытом режиме, шли десяток лет и не принесли стране ничего. Инициатива по совместному созданию новой Конституции, Конституции небывалого еще на молдавской земле государства, резко меняет ситуацию. По существу, создание Конституционной комиссии с участием депутатов, народных представителей с обоих берегов Днестра, означает, что переговоры выходят на качественно иной уровень. За решение проблемы берется все общество в целом - поручая разработку новой Конституции своим выборным представителям.
Эти переговоры, так же "по определению", не могут быть ни закрытыми, ни тайными - им обеспечена широкая огласка и полная прозрачность. Два человека могут удержать в тайне предмет переговоров. Когда за столом сидят двадцать два депутата двух представительных органов власти, о тайнах говорить бессмысленно: фактически, это немногим отличается от того, чтобы усадить за стол переговоров четыре миллиона человек.
Разница лишь в том, что такие переговоры никогда не превратятся в хаотическую и бесплодную дискуссию. Дискуссия изначально поствлена в жесткие рамки: формат переговоров - Конституционная комиссия, а на "выходе" ее работы должен быть создан Основной закон - Конституция восстановившего целостность государства.
Связь между Общественным договором и Конституцией - прямая и непосредственная. Фактически, Конституция и трактуется как Общественный договор, Социальный пакт: это договор всех со всеми о правилах жизни, которой общество считает возможным и необходимым жить.
Граждане Соединенных Штатов гордятся тем, что две сотни лет они живут с одной и той же Конституцией, внося в нее лишь поправки, не меняющие сути дела. Им есть, чем гордиться: двести лет назад они сумели договориться между собой, и договориться так хорошо, что "передоговариваться" не пришлось.
У нас все иначе: наша действующая Конституция, по большому счету, есть Конституция неработающая. Она была создана в расколотом надвое обществе, в стране, разорванной на две части - и для ТАКОЙ страны. Можно ли назвать реально действующим договор, который "был подписан" без участия доброй трети нашего общества? Каким может быть будущее этого документа? Собственно говоря, мы уже живем в этом будущем и видим его собственными глазами.
Чем дольше сохранится это положение и чем больше поправок будет вноситься в Конституцию, тем меньше у нас будет оснований гордиться собой. Никакие поправки, сколько бы их ни было, не изменят сути дела. Договор "подписан" не всеми, и до тех пор, пока он не станет по настоящему Общественным - результатом согласия всего общества, всех со всеми - надеяться на то, что жизнь по этому договору будет удачной, нет никаких оснований.
Треснувшую стену не замазывают штукатуркой, да и "стяжкой" ее можно скрепить лишь на короткий срок. Небольшого сотрясения хватит, чтобы такая стена рухнула - чтобы этого не случилось, стену нужно сложить заново, из прочных, крепких кирпичей.
Именно эта задача, задача заключения настоящего, прочного Общественного договора, уже десять лет стоит перед нашим обществом. Настоящая, прочная Конституция, под которой стоит подпись ВСЕГО народа страны - станет решением проблемы, главным и окончательным результатом урегулирования.
Окончательным потому, что Конституция - это документ, который подписывается не двумя политиками и не двадцатью двумя депутатами. Она подписывается всем народом, и эту подпись уже нельзя отозвать, сославшись на "изменившиеся обстоятельства" или "иную социально-политическую ситуацию". Конституция одобряется референдумом, и результаты совершившегося референдума так же прочны и неизменны, как если бы они были высечены на камне. Момент принятия Конституции - это момент создания государства, и это нужно ясно осознавать, почему Конституция - более важный символ государства, как герб, гимн и флаг. Конституция - это одновременно и сам Общественный договор, и условие его непрерывного развития. Диалог между властью и гражданским обществом, который был инициирован президентом Молдовы, опирается на Основной закон страны. И создание новой Конституции, которая будет действовать на всей территории страны, фактически есть восстановление целостности диалога: не между властью и общественностью правобережья Днестра, но между властью нового государства и всем обществом, без исключения.
Общественный договор неполон, когда часть нашего общества в нем не участвует. Результаты такого договора нестабильны в масштабе всей страны, и такой диалог несвободен, как несвободны мы в расколотой стране, где самое легкое потрясение может быть опасным. Новая Конституция - это свобода. Шаг к новой Конституции - это шаг к свободе. Мы не знаем, каким будет новое государство, сколько депутатов будет в составе его парламента, каким будет его ВВП и с кем будет сражаться в следующий раз его футбольная сборная.
Но мы знаем, что это государство будет свободным. Свободным от раскола, от зависимости со всех сторон, от колючей проволоки, натянутой там, где она меньше всего нужна. От тотального цинизма, неопределенности и неуверенности в самом существовании своей страны. О разбитом кувшине говорят: "Как было - не сделаешь". Эта фраза была негласным лозунгом последних десяти лет, девизом, который никто не произносит, но которому подчинено все и вся.
Этот девиз устарел: он тесен для нашей страны и для нашего общества, которое стало мудрее, как всякий человек, которому крепко досталось на его веку, и все по голове. Теперь актуально другое ремесло, когда из обломков металла рождается новый сплав, которого раньше не было в природе - без трещины, без изъяна.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |