Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

IWPR,
17 февраля 2003

Москва "наводит мосты" с Ташкентом

Санобар Шерматова

Россия собирается объявить две радикальные исламские группировки, давно досаждающие Узбекистану, вне закона, явно стремясь таким образом заслужить расположение президента Каримова.

6 февраля Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ) представила в Генпрокуратуру списки организаций, которые будут официально признаны террористическими. В их числе значатся Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и "Хизб ут-Тахрир" (Партия исламского освобождения), что не может не радовать Ташкент.

На территории России ни одна из этих двух организаций не замечена, однако Узбекистан считает их крайне опасными и ведет с ними беспощадную борьбу.

30 января в Ташкент неожиданно прибыл глава администрации президента России Александр Волошин.

Согласно официальной версии, целью визита было передать поздравительное послание Владимира Путина президенту Исламу Каримову по случаю 65-летнего юбилея последнего. Однако до сих пор такая форма поздравлений практиковалась Кремлем крайне редко. По устоявшейся традиции президенты стран СНГ обычно ограничиваются телефонным звонком юбиляру.

Личное поздравление через посланника ценится в государствах Центральной Азии и считается высшим проявлением "восточной дипломатии".

Путин не случайно выбрал для этой миссии именно Волошина, который вступил в должность главы президентской администрации еще при Ельцине. Не занимавший в прошлом видных государственных постов, Волошин, тем не менее, пользуется огромным влиянием в неформальной иерархии российского политического Олимпа. К тому же, в отличие от Путина, его связывают с Исламом Каримовым давние дружеские отношения.

Некоторые источники указывают, что истинная цель визита Волошина – обсуждение ряда инициатив по расширению сотрудничества между Москвой и Ташкентом в сфере безопасности.

Как известно, после несостоявшегося в конце прошлого года переворота в Ашгабате Советы безопасности России и Туркмении подписали соглашение о сотрудничестве в области безопасности, которое должно стать основой для заключения более широкого межгосударственного договора.

В представлении российских властей подписание с Ташкентом аналогичного договора, существенно расширяющего рамки взаимодействия спецслужб двух стран, отвечало бы обоюдным интересам.

"Россия заинтересована в улучшении отношений с Узбекистаном", - заявил недавно в Госдуме депутат Вячеслав Игрунов.

Каримов ранее уже искал содействия Москвы в борьбе с боевиками ИДУ, провозгласившими своей целью свержение в Узбекистане действующей власти и превращение этой страны в исламское государство.

После распада СССР Ташкент, Москва и Душанбе создали альянс по противодействию распространению ваххабитской идеологии, однако Ташкент всегда беспокоило "стремление России доминировать в отношениях со своими бывшими братскими республиками".

Узбекистан вновь обратился к Москве за помощью после серии терактов в центре Ташкента в феврале 1999 года, вину за которые возложили на ИДУ, и после вторжения боевиков этого движения в южные районы Кыргызстана. Со стороны России тогда не последовало никаких действий, и Каримов "обиделся" на Кремль.

После терактов 11 сентября в США Вашингтон обратился к Узбекистану с просьбой оказать содействие в борьбе с радикальным движением "Талибан" в Афганистане. Ташкент позволил американским военным разместить на своей территории авиабазу, и соответственно возросла финансовая помощь Узбекистану со стороны Белого дома.

В настоящее время Россия предпринимает всяческие усилия, с тем чтобы разрушить стратегическое партнерство между Вашингтоном и Ташкентом и вернуть свое былое влияние в Центрально-Азиатском регионе, которое особенно пострадало за последний год из-за охлаждения отношений с Таджикистаном.

Москва оказалась не готова подкрепить свое сотрудничество с Душанбе значительными финансовыми вливаниями.

Нет достоверных сведений о том, чем закончился разговор президента Узбекистана с посланцем Кремля. Но спустя неделю после визита Волошина в Ташкент ФСБ России объявила о начале процедуры признания террористическими ряда организаций, действующих в России и за ее пределами.

По мнению некоторых наблюдателей, Волошину могло быть дано также деликатное поручение - проверить достоверность слухов об ухудшении состояния здоровья узбекского лидера. Следовало также развеять подозрения об участии российских спецслужб о развернутой в последнее время в Интернете антикаримовской кампании.

В конце прошлого года в нескольких Интернет-изданиях с интервалом в один-два дня стали появляться статьи, которые вполне можно отнести к разряду так называемой "серой" пропаганды, когда часть известных, не вызывающих сомнения фактов смешивается с утверждениями, которые трудно проверить в силу закрытости информации, и просто с ложными сведениями.

Например, автор одной статьи красочно описывает разговоры, которые якобы происходили в кабинете президента между Каримовым и чиновниками высокого ранга, во время которых подчиненные откровенно шантажировали президента и таким образом добивались нужных им должностей и привилегий. Подозрение в авторстве пало на российские спецслужбы.

Упорные слухи об ухудшении здоровья президента ходили в Узбекистане еще с августа прошлого года. Один журналист осмелился даже впрямую спросить президента, здоров ли он, нарушив тем самым все принятые в обществе условности.

Каримов тогда отшутился, пригласив всех, кто сомневается в его отличном самочувствии, сыграть с ним в теннис.

Из дипломатических источников в Ташкенте стало известно, что в январе этого года Каримов выезжал в Германию по "медицинским показаниям", однако неизвестно, лечился он или просто проходил обследование.

При том, что упомянутые интернетовские публикации (которые уже прекратились) носят ярко выраженный "домашний" характер и явно свидетельствуют о том, что автор вхож в высшие эшелоны власти Узбекистана, России, судя по всему, было важно убедить Каримова, что за всем этим нет "руки Москвы".


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ