Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Русские в Казахстане

Продолжаем публикацию «Информационно-аналитического обзора о положении русских соотечественников в Казахстане - 2002 год», опубликованного на сайте «Содружество» (ЗАО ИНФО-ТАСС «Санкт-Петербург»). Обзор подготовлен Ф.Мирогловым - руководителем независимого информационно-исследовательского центра «Русский обозреватель» (г. Алма-Ата).

Новый Закон о гражданстве РФ

В отличие от пассивной реакции на мероприятия связанные с языковой политикой РК, принятие Государственной Думой в феврале 2002 года, нового Закона о гражданстве РФ, внесённого на рассмотрение законодательной власти президентом РФ, вызвало со стороны организаций российских соотечественников, бурю публичных протестов и возмущений. Принятый Закон, ещё более усложнил, и без того непростой, процесс получения российских паспортов длившийся 6-9 месяцев. Теперь желающие переселиться в Россию соотечественники из стран СНГ (а Путин в своём выступлении подчеркивал, что в РФ заинтересованы в переселении исключительно граждан бывшего СССР) в течение пяти лет должны будут проживать с видом на жительство (ожидание его выдачи предусмотрено в течение 1,5 лет), а по правам и возможностям, будут приравнены к иностранцам из Африки, Юго-Восточной Азии и прочим гражданам дальнего зарубежья.

Кроме чисто эмоциональных причин, вызвавших бурю возмущения, и потоки в МИД и Администрацию президента РФ, всевозможных заявлений и писем, ещё одним из основных мотивов недовольства, стала перспектива отмены механизма посредничества (платных услуг), части организаций соотечественников контролируемого их руководством, а также различных туристических фирм, в деле оформления российского гражданства.

Схема официального посредничества при оформлении российского гражданства с разрешения МИДа РФ, функционирует с 1997 года. При этом руководители организаций соотечественников подписывали соглашение, регулирующее порядок оформления оплаты услуг. Цена услуги составляла от  80 до 300 долларов США за паспорт, в зависимости от срока оформления, правового положения клиента и т.д. На данный момент, в связи с отсутствием инструкций к новому законодательству, приём документов на оформление российского гражданства временно прекращён.

Глава Русской Общины Казахстана, по данному поводу собрал пресс-конференцию. “Юрий Бунаков, назвал российскую законодательную власть “антирусской”, связав изменения законодательства о гражданстве с действиями “мировой закулисы” - газета “Панорама”. “Если раньше, я говорил, что наше положение на голову лучше, чем в других республиках бывшего Союза, за исключением Белоруссии, то теперь я говорю, что в Казахстане наше положение, даже лучше, чем в России”, - резюмировал своё выступление по государственному телеканалу “Хабар” Ю.Бунаков.

При этом, необходимо отметить, что разработка и принятие более жесткого Закона о гражданстве РФ, было инициировано самим президентом Путиным, на политику которого, после октябрьской встречи 2000 года с представителями организаций российских соотечественников в Астане, они возлагали большие надежды. Пропрезидентская партия “Единая Россия” и её фракция в Государственной Думе “Единство”, единогласно поддержали законопроект. Фракция “Единство” в полном составе проголосовала за принятие закона, отклонив все предлагаемые поправки в отношении любых послаблений или льгот для соотечественников ближнего зарубежья (голосование по фракциям.

“Вся эта сфера, превратилась в чёрный бизнес, от которого страдает и СНГ и все простые люди” –  так объяснил Путин свою позицию по данному вопросу на Саммите глав СНГ в Алма-Ате. При этом, ни он, ни кто из прибывшей на саммит в Алма-Ату российской делегации, не изъявили желания в официальной или неофициальной обстановке, встретится с соотечественниками.

“Закон о расчленении русского народа” – так охарактеризовал его депутат Государственной Думы от блока народно-патриотических сил Виктор Алкснис, приехав на встречу с соотечественниками в Алма-Ату. Следует отметить, что приезд в Казахстан депутата Государственной Думы для встречи с соотечественниками (простыми гражданами), произошёл впервые за десять лет с момента разрушения Союзного государства.

16 ноября 2002 года президент России подписал Указ о создании президентской Комиссии по вопросам гражданства, представляющей совещательный орган, рекомендации которого будут напрямую поступать главе государства. Согласно Указа, новая Комиссия будет осуществлять предварительное рассмотрение всех заявок на получение и восстановление российского гражданства, а также предоставлении политического убежища.

Миграция

Миграция населения в 2001 году осталась на прежнем уровне. Согласно российским источникам в 2001 году из Казахстана в Россию уехало более 80 тысяч граждан.  Количество покинувших республику в 2002 году на данный момент не определено, но можно с уверенностью констатировать, что на миграционный процесс существенно повлияло принятие Закона о гражданстве РФ. В течение второй половины года, посольство РФ, не принимало документы на соискание гражданства из-за отсутствия инструкций и разъяснений нового законодательства. В связи с этим, многие потенциальные переселенцы отложили переселение в РФ, до прояснения ситуации.

В дальнейшем, развитие событий может идти двумя путями. Либо власти РК и РФ объявят о верховенстве над новым Законом о гражданстве РФ, межгосударственных соглашений об упрощённой форме приёма гражданства при переселении граждан из Казахстана в Россию и обратно. Либо получить гражданство можно будет только по схеме изложенной в новом Законе, что сопряжено с большими трудностями и бесправным положением переселенцев в РФ. Однозначно ясно лишь одно, получить гражданство РФ, не выезжая в Россию, будет практически невозможно.

Причины миграции из Казахстана остались прежние.

Отъезд граждан имеющих детей школьного и студенческого возраста. В школах урезаны программы изучения русского языка, литературы и других предметов. Совместная история в отношении России трактуется в основном с  негативной точки зрения. Низкое качество обучения по новым казахстанским учебникам. Запрет на использование учебников российских издательств.

Невозможность поступления на бюджетную форму обучения, по причине малого числа выделяемых государством мест, а также непрозрачности процесса поступления. У закончивших ВУЗ  нет перспектив на государственной службе (этноориентированная кадровая политика), а также в научной и культурной сферах деятельности, по причине их кризисного состояния.   

Желание молодёжи, при возможности проходить службу в армии РФ, даже при перспективе попадания в зону боевых действий.

 Отъезд граждан лишённых льгот (выход на пенсию через 12 лет, надбавки к ней и) за работу на вредном производстве (шахтёры, металлурги и т.д.). По тем же причинам уезжают и уволенные в запас военнослужащие.

Решение об отъезде принимается и по ряду психологических причин. Изоляция в культурной сфере и информационный отрыв о России. Прекращение трансляции РТР, радио “Маяк”, сокращённое вещание ОРТ, жёсткие ограничения для ретрансляции российских телеканалов, языковая политика в СМИ. Ономастические изменения под лозунгом “восстановления исторической справедливости”.

Сильным фактором сдерживающим миграцию, является большая разница в стоимости жилья в РФ и РК, а также отсутствие материальных средств на переезд.

Большая часть отъезжающих из северо-восточных областей Казахстана, предпочитает расселяться в близлежащих регионах Сибири, продолжая при этом поддерживать связи с местом прежнего проживания. Переселенцы из южных, юго-восточных и западных областей в основном предпочитают европейскую часть РФ.

Таблица 1

Миграция русского населения из Казахстана в Россию

Год

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

всего

Выехало

170129

283154

160883

120427

174616

186397

89998

109343

80000

1374947

Таблица 2

Сокращение численности населения (в целом и отдельных национальностей)
в Казахстане

национальности

1989 г.   млн.

1999 г.  млн.

Сократилось на %

Всего

16.464

14.953

9,1%

Русские

6.227

4.608

25,9%

Украинцы

0.896

0.547

38,9%

Белорусы

0.182

0.111

38,7%

Немцы

0.957

0.353

63,1%

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ