Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
Белорусское правительство все последние годы проводило достаточно активную политику, нацеленную на переориентацию внешнеэкономических и внешнеторговых связей с восточного направления на западное и юго-восточное. Власти республики рассматривают экспорт товаров, произведенных в Белоруссии, как главную составляющую всей внешнеэкономической стратегии и ведущий фактор развития национальной экономики. За прошлый год в ценовом выражении экспорт белорусских товаров увеличился на 8,9%, но со странами, не входящими в Содружество независимых государств, внешнеторговый оборот РБ увеличился более, чем на 18%, на 23% возрос объем вывезенных туда товаров, тогда как в страны СНГ экспорт сократился почти на 1%. Увеличилось почти на 390 млн. далларов США положительное сальдо в торговле Белоруссии со странами вне СНГ; импорт из этих стран увеличился на 11,8%(в РБ ввезено товаров на 2764,1 млн. долл.).
В целом за 2002 г. республика сумела сохранить, несмотря на неблагоприятные прогнозы экспертов, общий объем экспорта в союзную Россию на уровне предшествующего 2001 г. В РФ вывезено товаров на 4053,9 млн. долл. Это объясняется, прежде всего, снижением с лета 2002 г. тарифов на грузоперевозки по российским железным дорогам товаров из РБ, благодаря заключенному с правительством РФ соглашению. Однако экспортные поставки в Украину белорусских товаров упали сразу на 36%(на 150,2 млн. долл.), что рассматривается в республике как весьма тревожный сигнал.
Настойчивое внимание правительства к развитию экпортноориентированного сегмента товарного производства вызвано необходимостью обслуживания государственного долга Белоруссии, в первую очередь за поставляемые республике энергоресурсы, а также для покрытия закупок импортных технологий, товаров и услуг. Признаваемый официально правительством РБ государственный внешний долг государствам и международным финансовым структурам (России, Германии, США и МБРР, МВФ) составляет сейчас 773,4 млн. долл. Объективные потребности в модернизации промышленного комплекса, в поддержании качества продукции белорусских предприятий, предназначенных на экспорт, ограниченность потенциала национальной научно-технической базы все более втягивают Белоруссию в зависимость от импорта последних научных разработок, современных технологий, высокотехнологичного оборудования, программ, производственных линий, модулей и т.п.
Кроме того, нельзя забывать, что в Белоруссии - небольшой стране, бедной на полезные ископаемые, с ограниченной сырьевой базой - доходы от экспорта продукции республиканских предприятий всегда будут оставаться основным источником поступления твердой валюты. Это обстоятельство заставляет республиканскую властную элиту постоянно искать все новые и новые рынки сбыта продуктов белорусского производства. Сегодня, например, Белоруссия экспортирует свои товары в 124 государства мира. Республика экспортирует 95% произведенных на ее территории грузовых автомобилей и тракторов, 80% волокон и нитей, более 90% калийных удобрений, 75% металлорежущих станков, 80% холодильников и 70% морозильных камер. С 2000 г. в стране действует национальная программа развития экспорта. Вместе с тем, необходимо отметить, что если за первый год исполнения прогнозных показателей данной государственной программы был достигнут прирост в 1 млрд. долларов США, то в 2002 г. – всего 0,3 млрд. долл. Удивительно, но Белоруссия, этот «сборочный цех» бывшего СССР, из года в год сокращает поставки зарубеж именно промышленной продукции – машин, оборудования, средств транспорта, все меньше в общем объеме продаж образцов продуктов высоких технологий. Зато неуклонно растет доля внешней торговли минеральными продуктами, которая за прошлый год составляла уже почти 21% всего экспорта РБ, и эта тенденция, видимо, сохранится в 2003 г.
Традиционным рынком сбыта товаров белорусского производства является Россия, с которой республику еще с советских времен связывают тысячи хозяйственных связей. Более того, структура производственных мощностей, сама организация промышленного производства Белоруссии, прежде всего в машиностроении, изначально строились в соответствии с разделением труда в рамках Единого народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР. Продукция белорусских промышленных предприятий в тот период предназначалась преимущественно для внутреннего потребления в субъектах союза республик, что во многом объясняет не только устойчивые представления о качественных характеристиках такой продукции, но и нынешние трудности с переориентаций производственных комплексов в уже независимой Белоруссии, упорно стремящейся сменить свои экспортные векторы. Значительно увеличились за последнее время внешнеторговые связи Белоруссии с Германией, Нидерландами, Италией, Соединенным Королевством.
Столкнувшись с жесткой конкуренцией со стороны мировых производителей машиностроительной продукции, прежде всего на рынках Восточной и Центральной Европы, белорусское правительство сегодня пытается продвигать товары ведущих предприятий РБ на пространства Юго-Восточной Азии, на рынки стран Дальнего и Ближнего Востока. В этих целях активно используется и политика создания там совместных предприятий с последующим продвижением их продукции на региональный рынок. Так, ведущее республиканское унитарное предприятие Белорусский металлургический завод(БМЗ) создает совместное предприятие в Китае, Минский автомобильный завод(МАЗ) приступил к организации СП в Китае и Вьетнаме, БелАЗ наладил сборочное СП в Китае. Далеко не случайно именно эти предприятия были определены руководством РБ в качестве главных площадок для иностранных инвестиций в 2002-2003 гг.: только за прошлый год БМЗ, например, освоил иностранных инвестиций на сумму 117,1 млн. долл. (из общего объема по республике, который составил в 2002 г. 134 млн. долл.).
Тем не менее, доля в товарообороте РБ соседней России с ее необъятным рынком сбыта и налаженной системой взаимовыгодной промышленной кооперации остается пока весьма значительной. По таким товарным группам как трактора и карьерные самосвалы, холодильники, электротехническая продукция у Белоруссии на ближайшую перспективу вообще нет альтернативы российским потребителям.
Самым устойчивым торговым партнером республики среди российских регионов сегодня является Москва. Экспорт белорусских товаров в столицу России достигает 43% от всего объема ввозимых в Россию товаров из РБ. По оценке белорусской стороны доля товарооборота Москвы с Белоруссией составляет 37% всего товарооборота РФ с РБ, специалисты правительства Москвы называют другую цифру – 38%. Роль Москвы в укреплении экономического и торгового взаимодействия с Белоруссией особо заметно возросла в связи с уменьшением экспортно-импортных операций предприятий РБ с другим основным белорусским экономическим партнером – Тюменской областью. Общий товарооборот Белоруссии с Тюменской областью за прошлый год упал почти на 20%, экспортные операции сократились на треть. Это соответственно сказалось и на отрицательном сальдо внешней торговли РБ с Тюменской областью – порядка 1,2 млрд. долл.
В 2002 г. Москва сумела резко нарастить массу продаваемых в регионах Белоруссии товаров, в основном за счет масштабного увеличения поставок продуктов питания (популярных в РБ полуфабрикатов, продуктов быстрого приготовления), качественной и недорогой одежды, обуви, черных и цветных металлов и металлоизделий, средств транспорта, химических волокон, шкур и кож, хлопка. Белорусские экспортеры не смогли удержать свои позиции в московском регионе, снизив показатели практически по всем товарным группам, - коммунальная техника, троллейбусы, автобусы, холодильники, мебель, часы, двигатели, грузовые автомобили. Лишь благодаря позиции московского правительства, объявившего режим наибольшего благоприятствования поставкам из РБ продовольственных товаров: мяса птицы, сухого молока, масла, яиц, удалось избежать значительного увеличения размера отрицательного сальдо в товарообороте Москвы с Белоруссией (он не превысил 60 млн. долл.). Тем не менее, итоги прошлого года убеждают в том, что во внешнеторговом взаимообмене Белоруссии и Москвы впервые появился тревожный элемент несбалансированности.
В целом товаропроводящая структура белорусского экспортного потенциала в других российских регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, не сложилась в полном виде, поскольку в ней явно отсутствуют сетевые узлы, рассчитанные на продвижение оптовых партий, что не позволяет расширять номенклатуру поставляемой продукции, снижать транспортные и складские издержки, осуществлять текущий мониторинг. Самой крупной базой перевалки оптовых партий белорусских товаров остается Москва, через которую они попадают в другие регионы России. В российской столице успешно работают специализированные торговые представительства – торговый дом ЗАО «Милавица», пять торговых домов концерна «Беллесбумпрома», филиал РУП «МАЗ» и другие. Вместе с тем, формы торгового взаимодействия на перспективу нельзя ограничивать только данными структурами или административными представительствами. В то же время, учитывая фактор огромного переизбытка готовой промышленной продукции на складах предприятий РБ в настоящее время, правительству Москвы необходимо предвидеть наплыв крупных партий белорусских товаров, которую производители будут стремиться реализовать на столичном рынке, образуя цену с учетом минимальной рентабельности или вообще с нулевой рентабельностью, исключая при этом продажу партий товаров через любые дилерские сети.
Опыт торгово-экономического сотрудничества московского правительства с белорусскими партнерами крайне важен, поскольку Москва за все время существования независимой Белоруссии выступала как единственный регион, имеющий столь значительную долю во всем товарообороте России с РБ: за весь этот период она никогда не была меньше 32%. Вместе с тем, долгие годы взаимодействия руководства Москвы в торгово-экономической сфере выявили ряд факторов, которые не только осложняли партнерство с союзной республикой, но и, порой, препятствовали расширению и углублению региональных связей. В первую очередь здесь необходимо выделить то обстоятельство, что в целом экономика Белоруссии не подверглась серьезному реформированию, сохранив черты хозяйственной системы советского типа с централизованным государственным управлением. Президент и по его поручению правительство РБ жестко контролируют национальную экономику и внешнеторговую деятельность, определяют и изменяют в произвольном порядке правила хозяйственной деятельности, принципы взаимодействия с иностранными компаниями и региональными структурами, диктуют порядок управления национальными и совместными субъектами хозяйствования и формализуют права собственности на них.
В Белоруссии президент, а не правительство, фактически является не только высшим руководителем, но и главой исполнительной власти. Глава государства определяет концепцию развития республиканской экономики, полномочия и задачи органам хозяйственного управления, директорскому корпусу, имеет право вмешиваться в деятельность, внешнеторговую, производственно-кооперационную, финансовую политику предприятий, фирм и других организаций экономического блока. За проводимый им хозяйственный и внешнеэкономический курс президент РБ практически не несет ответственности ни перед одной инстанцией государства, не может преследоваться по закону, предаваться суду, сохраняя иммунитет. Любые действия в экономической сфере, включая кадровые вопросы, назначение главы правительства и его членов, руководителя Центрального банка Беларуси, президент не обязан согласовывать и ни перед кем не отчитывается.
Засилие командно-административной системы управления белорусской экономикой не способствует ускорению темпов развития свободного предпринимательства. На протяжении ряда лет республиканским руководством осуществлялись определенные попытки реформирования экономики, включая АПК, но все они не выходили за рамки ССТ, не затрагивали принципов доставшейся в наследство Белоруссии хозяйственной структуры. Стремление избегать радикальных экономических мер, изменения форм собственности, масштабных трансформаций, объективно привели к тому, что эти попытки модернизации не увенчались успехом. В республике на правительственном уровне не разработаны проекты программ серьезных экономических и социальных реформ, стратегия преодоления негативного воздействия на развитие экономики административно-командного аппарата. Москва же в этом контексте, как известно, является передовым регионом России, где интенсивно осуществлялся все последние годы успешный переход к рыночной экономике, свободному предпринимательству, и где достижения экономической, социальной и политической трансформации, демократизация общества наиболее заметны.
Разность экономических систем Белоруссии и московского региона, на самом деле, не исключает устойчивого торгового взаимообмена между ними, но, что очевидно, заставляет рассматривать перспективу более серьезной, глубокой экономической кооперации субъектов хозяйствования Москвы с союзной республикой как неблагоприятную. Ясно и другое, поддерживать и далее сбалансированность в экспортно-импортных операциях на региональном уровне будет все труднее и труднее в силу снижения конкурентноспособности белорусских товаров на московском рынке. Кроме того, белорусская сторона не имеет внятного сценария перевода торгово-экономических связей с Москвой, кооперации с московскими предприятиями на новый качественный уровень. Максимум к чему стремится белорусское правительство сегодня – это простое наращивание экспортных потоков в московский регион машиностроительной продукции и продовольствия, вплоть до подключения к реализации этой задачи посольства Республики Беларусь в РФ, помимо торговых домов и филиалов белорусских предприятий, действующих в российской столице. Белорусские дипломаты в Москве, как показали в частности мероприятия диппредставительства РБ в столице 4-6 марта, озабочены преимущественно продвижением продукции машиносторительного комплекса республики на московский рынок и в другие регионы РФ, «минимизацией отрицательного торгового сальдо».
Не исключается и товарная экспансия из Белоруссии продукции, продаваемой по демпинговым ценам. Более того, прикрываясь стремлением к сбалансированности торгово-экономических связей с Москвой, белорусское правительство, как представляется не остановится в 2003-2004 гг. перед введением протекционистских барьеров для ряда товарных групп из московского региона. Активное применение мер протекционистского характера в регулировании товарооборота, импорта предусмотрено во внешне- экономической политике правительства РБ, признается оправданным с точки зрения усиления роли белорусских товаропроизводителей на внутреннем рынке Белоруссии. Республиканское руководство при этом ссылается на то, что даже принципы Всемирной торговой организации (ВТО) не препятствуют защите внутреннего рынка, национального производителя, используя протекционистскую политику, обеспечивающую, в том числе, приоритетные условия для экспорта отечественной продукции.
Не следует упускать из внимания и другое: благополучная в социально-экономическом отношении Москва – это наиболее острый раздражитель для правительственных идеологов пути дальнейшего экономического развития Белоруссии, которые считают, что только государство способно регулировать и направлять национальную экономику, ограждая ее от любого проникновения извне. Государственный аппарат, с их точки зрения, вполне способен, не прибегая к радикальным мерам, посредством постепенных управленческих решений и отдельных новаций способствовать выходу белорусской экономики из кризиса, ликвидировать зависимость от поставок энергоносителей и сырья, справиться с проблемой затоваривания, сбыта промышленной продукции республиканских предприятий и поднять в результате этих действий уровень жизни всего населения Белоруссии. В настоящий момент по официальным данным число граждан республики, живущих ниже черты малообеспеченности, составляет 3 млн.393 тыс. человек.
Московские бизнесмены, финансисты при другом курсе правительства Белоруссии могли бы стать для экономики этой республики именно той новой движущей силой, которая стимулировала бы подъем белорусской экономики, дала бы заметный толчок предпринимательской активности. Однако этому мешает, прежде всего, отрицательное отношение руководства РБ к возможности перехода государственных предприятий в собственность других владельцев, иностранных хозяев. Президент и правительство Белоруссии, осознают потребность в акционировании средних и крупных предприятий, но придерживаются при этом концепции «национальной приватизации», фактически бесплатной приватизации их подавляющей части самими управленцами, до 5% белорусскими бизнесменами и до 2% членами трудовых коллективов. Контрольный пакет при этом остается, естественно, у государства. Такая политика, при которой потенциальные акционеры смогут покупать по явно завышенным ценам (они выступают определенной компенсацией за на деле бесплатные акции) отдельные пакеты «не играющих» акций, не вызовет, скорее всего, интереса у московской бизнесэлиты. Для них в этом случае не остается возможности реально влиять на хозяйственную и коммерческую деятельность акционированных подобным образом предприятий, контролировать их модернизацию, вводить современные методы управления производством и сбытом продукции. Сам процесс распыления, «растекания» собственности делает и весьма проблематичными ожидания акционерами высоких дивидендов не только в настоящем, но и в будущем.
Правительственная программа приватизации опасна и для самой экономики республики. Снижение патронажа, поддержки государством акционированных предприятий, которые могут не получить взамен финансов, инвестиционных вливаний со стороны иностранных акционеров, на которые так рассчитывают сейчас администраторы, может привести их к падению конкурентноспособности продукции, и даже к банкротству. Сейчас в республике наиболее острой остается проблема сбыта готовой продукции, остатки продукции на складах ряда предприятий превышают 100% среднемесячного объема производства, в целом по Белоруссии числится более 1 трлн. единиц складских запасов, 67% от среднемесячного объема производства. Нарушение устоявшейся производственной кооперации, прогнозируемая неспособность субъектов хозяйствования адаптироваться к новым условиям экономической деятельности объективно вызовут не только очередную волну кризисных явлений, но и интенсивные инфляционные процессы, девальвацию национальной валюты. Белоруссия, напомним, остается лидером на постсоветском пространстве по темпам роста курса твердых валют по отношению к национальной валюте – белорусскому рублю. За год курс, например, доллара США вырос на 27%, прирост рублевой массы составляет в среднем 4,2% в месяц.
Стремясь избежать стихийной, нерегулируемой приватизации, глубокой и быстрой трансформации экономики с негативными последствиями для социума и для своих собственных интересов, республиканское руководство самой стратегией «национальной приватизации» провоцирует дальнейшее углубление экономического кризиса. Впрочем, и это следует отметить, правительственная программа национальной приватизации из-за слабой проработанности во многих своих параметрах не дает полного видения последствий ее реализации. Вот почему республиканское руководство, несмотря на утверждения о полной готовности документальной базы к проведению уже в апреле с.г. инвестиционных конкурсов, медлит и колеблется, что заставляет думать о возможности очередного откладывания сроков ее осуществления.
Есть, правда, определенность в принципиальных подходах правительства к тактике акционирования, когда акции продаются иностранным покупателям только за твердую валюту, совершенно исключается практика приобретения новыми владельцами отдельных производственных сегментов с целью превращения их в дальнейшем в самостоятельный хозяйственный модуль. Для этого, в частности, белорусским правительством уже проведена работа по защите на будущее существующих технологических цепочек в наиболее привлекательной для потенциальных акционеров отрасли глубокой переработки нефти («Нафтан» + «Полимир»), а также в сфере производства искусственных волокон( «Химволокно» + «Азот»). Однако единых правил для акционирования предприятий нефтехимии пока нет, что, возможно, объясняется потерей интереса всеми потенциальными иностранными акционерами, включая московских, после обнародования правительством начальных цен на пакеты акций ряда белорусских предприятий. Российскими бизнесменами, прежде всего, были признаны неприемлемыми явно завышенные республиканским руководством курсы акций таких предприятий как «Белшина» и «Химволокно»(г.Могилев). Теперь правительство вынуждено будет реконструировать эти предприятия, в первую очередь «Белшину», вытесненную с рынка шин массового стандарта и находящуюся в критическом состоянии, за счет госбюджета.
Сдерживающим обстоятельством является и обязательная практика акционирования, при которой акционер (при том, что государство сохраняет за собой не менее 51% акций) вынужден сразу выполнить инвестиционные проекты на конкретном предприятии, а также взять на себя затраты, связанные с сохранением рабочих мест, увеличением зарплаты, регулярным завозом всего комплекса ресурсов, поддержанием градообразующих функций данного субъекта хозяйствования и защитой окружающей среды. Существуют у московских бизнесменов и реальные опасения, связанные с судьбой потенциальных инвестиций: всех насторожила ситуация, сложившаяся с компанией «Балтика», а также последние события вокруг вложенных ранее компанией «Славнефть» в реконструкцию Мозырьского НПЗ(РБ) 39 млн. долл. США. Правительство Белоруссии, как известно, отказалось принять схему возврата этих средств (вексели с гарантией погашения до 2005 г.), предложенную новым руководством «Славнефти», предложив взамен оформить эти инвестиции путем выпуска новой эмиссии акций Мозырьского НПЗ.
Поскольку Москва, в отличие от других российских регионов, импортирует в основном готовую продукцию белорусских предприятий – продукцию машиностроения, продовольственные товары (в то время, как половина экспорта Белоруссии в Россию – это полуфабрикаты и сырье для промышленных предприятий), то в построении планов долгосрочного сотрудничества с РБ ей необходимо исходить из следующих факторов. Прежде всего учитывать неуклонное снижение платежеспособности предприятий республики, поскольку на сегодня отношение финансовых средств на счетах субъектов хозяйствования РБ к кредиторской задолженности составляет в среднем 11%. Кроме того, в связи с низкой инвестиционной активностью вряд ли стоит ожидать в обозримой перспективе технологической и технической модернизации производственной базы РБ, что отразится на конкурентноспособности белорусской промышленной продукции, которая уже сегодня по ряду параметров не удовлетворяет возросшим требованиям московского потребителя.
Процесс выравнивания условий хозяйствования в рамках Союзного российско-белорусского государства явно затянулся, на практике сохраняются барьеры во взаимной торговле в виде нетарифных и тарифных ограничений (на алкоголь, лекарственные препараты, сахар и др.), продолжает осуществляться таможенные оформление и контроль, не ограничиваясь при этом товарами, происходящими из третьих стран. Это подталкивает белорусское правительство к интенсификации процедуры вступления республики в ВТО. Именно это направление рассматривается республиканским руководством как приоритетное. Такое положение изменит в ближайшем будущем всю структуру взаимоотношений Белоруссии с московским регионом, поскольку республика будет стремиться использовать в полную силу все совокупные меры по защите своих экономических и внешнеторговых интересов с помощью уже механизмов ВТО.
Коренная реструктурализация промышленного комплекса в республике не проведена. Потребности в продуктах питания за счет собственного сельскохозяйственного производства не могут быть удовлетворены полностью. Жесткая денежно-кредитная политика государства не подкрепляется другими мерами в сфере фискальной, в ценообразовании, валютном регулировании, взвешенной бюджетной политикой, снижением уровня государственных расходов на социальные программы и др. Нарастание макроэкономической несбалансированности может привести Белоруссию к дестабилизации национальной валюты и финансовому кризису. Одним из его последствий, как представляется, станет закрытие российским бизнесменам доступа к внутреннему валютному рынку республики, ограничение импорта из РФ, запрещение методов сращивания белорусской собственности с российской, замораживание всех выплат по российским кредитам.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |