Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Местные выборы и «партия власти»

Владислав Лосев (Минск)

2 марта в Белоруссии состоялись выборы в местные советы, которым и власти, и оппозиция придавали особое значение, так как и те и другие рассматривали эту политическую кампанию как важный этап формирования  политической базы призванной лечь в основу дальнейшей  стратегии как президента, так и его оппонентов.

Еще накануне выборов  Александр Лукашенко назвал  те общественные структуры, которые, по его мнению,  должны стать опорой президента в его  дальнейшей политической карьере. Это Белорусский республиканский союз молодежи, Федерация профсоюзов Белоруссии и местные советы. Поэтому, что вполне естественно,   администрация президента уделяла самое пристальное внимание прошедшей избирательной кампании.

Оппозиция, в свою очередь, рассчитывала в ходе выборов показать белорусскому обществу то, что она является реальной политической силой, и в случае успеха надеялась превратить местные советы, особенно в Минске и в областных центрах, в легальные опорные базы для борьбы с президентом. Предполагалось также, что, добившись успехов на выборах, оппозиция сможет продемонстрировать  западным спонсорам свою политическую сотоятельность  и соответственно добиться увеличения финансирования своей деятельности.

Что же мы имеем в итоге. По данным Центральной избирательной комиссии в выборах приняло участие 5 миллионов 202 тысячи человек или же 73,3 процента избирателей, что, конечно же, для местных выборов очень высокий показатель.

Причем,  досрочно, по официальным данным, проголосовало  20,7 процента граждан, имеющих право голоса.. Для сравнения:  на президентских выборах 2001 года в досрочном голосовании приняло участие примерно 14 процентов избирателей, т.е. соответствующий показатель возрос почти на 7 процентов. Сложно объяснить стойкое желание каждого пятого гражданина Белоруссии голосовать досрочно, но результат налицо. Хотя, очевидно, не обошлось и без пресловутого административного ресурса.

По понятным причинам наибольший интерес представляют итоги избирательной кампании в Минске, т.к. политика, как известно, в основном  делается в столицах, а не на периферии.  Так вот, в Минске (в выборах приняли участие 61 процент избирателей) в первом туре из 55 необходимых депутатов Минского городского совета сразу было избрано 52. Причем, более половины из них являются руководителями минских предприятий и работниками медицинских учреждений. Из политических партий депутатское место получил только один представитель пропрезидентской Белорусской социально-спортивной партии. От оппозиции во второй тур удалось пройти только одному кандидату от Объединенной гражданской партии.

 Подобная картина сложилась и в целом по республике. Всего в республике в местные советы различных уровней было избрано 23275  депутатов. При этом, всего от политических партий независимо от идеологической направленности в выборах приняло участие 693 кандидата. Из них депутатами стали 234 человека. Самые большие потери в предвыборной кампании понесла Либерально-демократическая партия: из 184 выдвиженцев депутатами стали только 5. Наиболее удачливой оказалась  пропрезидентская Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ): из 114 соискателей  депутатами стали 102. Конкурирующая с КПБ Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) получила в советах разных уровней 72 депутатских мандата. Третье место среди партий заняла Аграрная партия – 39 депутатов. БНФ довольствуется 7-ю депутатами, ОГП – 4-мя, а Белорусская социал-демократическая партия «Народная громада» - 2-мя. Белорусская патриотическая партия получила два депутатских места, Белорусская женская партия «Надзея» одно.

Причем,  в областных советах оказались представленными только левые партии (КПБ – 5 депутатов, ПКБ – 3 депутата, Аграрная партия – 8 депутатов), остальные же партии (кроме названной выше Белорусской социально-спортивной партии) получили представительства в советах более низкого уровня.

Какие же выводы следуют из результатов прошедшей избирательной кампании.

Во-первых, победу на выборах, причем с подавляющим преимуществом, одержала т.н. «партия власти», которая показала высокую степень консолидированности властной вертикали на всех уровнях. В ряде регионов интересы центральных и местных властей не всегда и во всем совпадали, но они были едины в общем неприятии «партийных чужаков».

Во-вторых, те политические партии, которые существуют в Белоруссии не имеют заметного веса в  обществе и соответственно не способны на практике сколько-либо серьезно влиять на политический процесс в республике.

Необходимо заметить, что подобное положение имеет место не столько из-за противодействия властей, сколько из-за неспособности  нынешних партийных лидеров организовывать «массы», представить внятную и отвечающую современным реалиям программу. Нынешние белорусские партии являются или прокоммунистическими, или же антироссийскими,  поэтому партийные  взгляды и насущные  интересы белорусских граждан  лежат в совершенно разных плоскостях. Общество просто не замечает политические партии, которые в большинстве своем представляют из себя не более чем амбициозные политические группы.

В современной Белоруссии единственной серьезной организованной политической силой выступает «партия власти» и поэтому ее успех в предстоящих крупных политических кампаниях, по всей видимости, предопределен.

И, наконец, в третьих. В силу сложившихся обстоятельств реальное партийное строительство станет возможным в Белоруссии только в ходе формирования единого белорусско-российского политического пространства путем распространения деятельности существующих российских партий на территорию республики. Конечно, белорусские власти будут препятствовать этому процессу, который, в то же время, неизбежен, и уже сейчас необходимо  готовиться к нему.

И самое главное. Итоги выборов позволяют высшей государственной власти Белоруссии  всерьез рассчитывать на успех в предстоящей кампании по изменению некоторых положений действующей белорусской конституции.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ