Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
3-9.03.2003. Белорусский рынок,№8
Мария Садовская
Законопроект, поданный в конце февраля на рассмотрение в Палату представителей конгресса США, предполагает выделение 40 млн. USD на развитие демократии в Беларуси в ближайшие два года.
Автор билля "Акт о демократии в Беларуси 2002" Кристофер Смит считает, что для того, чтобы народ Беларуси смог "отвоевать свою свободу", США должны установить ряд санкций в отношении белорусского правительства и оказать существенную поддержку белорусским демократическим силам.
В течение нескольких месяцев, утверждает г-н Смит, "мы были свидетелями целой череды негативных явлений": принятие закона о религиях, тюремные приговоры в отношении ведущих независимых журналистов, непрекращающиеся репрессии, а также "физические расправы над политическими оппонентами, независимыми СМИ и неправительственными организациями". Помимо этого, "появляется все больше фактов", свидетельствующих о том, что "Беларусь помогала Ираку, поставляя ему вооружения и подготавливая военные кадры в обход санкций ООН".
Согласно законопроекту, США в течение ближайших двух лет должны будут оказывать финансовую поддержку неправительственным организациям, независимым СМИ, вещающим в Беларуси, а также выделить средства на международные обмены и современные программы обучения для руководителей и активистов демократических сил. Кроме того, предлагается поддерживать проекты, направленные на проведение свободных и справедливых парламентских и президентских выборов в соответствии с международными стандартами.
В особый пункт документа вынесены санкции, которые предлагается ввести против белорусского правительства. Авторы билля предлагают запретить въезд на территорию США белорусским чиновникам, занимающим руководящие посты, а также их ближайшим родственникам и официальным представителям. Предлагается также прекратить "стратегический экспорт" в Беларусь компьютеров и программного обеспечения, которые могут быть использованы правительством Беларуси, военными, правоохранительными, пенитенциарными службами и службами безопасности.
Кроме того, предусматривается введение запрета на кредитование: "никакой кредит, гарантия кредита, страховка, финансирование или другого рода финансовая поддержка не может быть предоставлена никаким учреждением правительства США (включая экспортно-импортный банк, а также корпорацию по частным инвестициям за рубежом) правительству Беларусь, кроме случаев предоставления гуманитарной помощи, сельскохозяйственной продукции и медицинских препаратов".
Эти и ряд других санкций предлагается применять до той поры, пока белорусским правительством не будут выполнены поставленные конгрессом условия, - такие, как освобождение лиц, находящихся в заключении по политическим мотивам. Белорусская власть также должна будет предоставить конгрессу США полную информацию об исчезнувших политиках, прекратить все формы преследования независимых СМИ и оппозиции и провести свободные и справедливые парламентские и президентские выборы.
Среди пожеланий, высказанных в тексте документа, содержится и призыв к правительству Российской Федерации "использовать свое влияние для содействия демократическому развитию Беларуси".
Данный законопроект, считает его автор, в случае его принятия конгрессом и подписания американским президентом поможет положить конец явным "возмутительным и непрекращающимся нарушениям обязательств ОБСЕ со стороны режима Лукашенко", что станет катализатором интеграции Беларуси в демократическую Европу.
Следует отметить, что подобная инициатива появилась в США не впервые. Первоначально "Акт о демократии в Беларуси" вносился на рассмотрение в конгресс США еще осенью 2001 г. сенатором Джесси Хелмсом и предусматривал выделение помощи размером в 30 млн. USD в год. МИД Беларуси отреагировал тогда на предложения Хелмса так: "У представленного на рассмотрение конгресса США американским сенатором Дж. Хелмсом законопроекта нет политической перспективы, поскольку он одиозен и ведет к прекращению дипломатических отношений между двумя странами".
Однако рассмотрение предложения конгрессом затянулось настолько, что летом 2002 г. конгрессмен К. Смит внес новый проект.
Сейчас законопроект прошел согласование в комиссиях нижней палаты конгресса США. Но и сейчас весьма вероятно, что решение этого денежного вопроса будет отложено: США готовятся к военной операции в Ираке и вряд ли могут себе позволить тратить крупные суммы на развитие белорусской демократии.
Кроме того, даже если законопроект будет одобрен в США, весьма сомнительно, что предусмотренные им деньги можно будет легализовать в Беларуси.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |