Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Кирилл Фролов
Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ о вынесении на всенародное обсуждение проекта Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» и сегодня передает его в парламент. По этому поводу 5 марта вечером Л. Кучма выступил с телевизионным обращением к украинскому народу.
Приводим полный текст выступления.
“В прошлогоднем обращении в День независимости - как вы помните - я акцентировал ваше внимание на необходимости политической реформы. А именно: на переходе к принципиально новой для Украины политической системе - парламентско-президентской.
С момента моего обращения прошло более полугода.
Но это время нельзя считать потерянным. Идея политической реформы начала активно обсуждаться в обществе. Завязалась широкая дискуссия. Чем дальше, тем больше граждан ставят конкретные вопросы о смысле и сроках реформы.
За это время во всех без исключения политических кругах проявился весь спектр отношения к ней - от полного восприятия - до абсолютного отрицания.
Была создана комиссия для проработки проекта реформы. Однако многие из тех, кто пел осанну новой системе, более того - рекламировали себя как скрытого ее автора - саботировали ее работу. Имею в виду специально приглашенных представителей оппозиции. Не дала согласованных результатов и работа комиссии, созданной Верховной Радой.
Можно долго рассуждать, почему так произошло. Но вывод - будет короток. Большинство оппозиционеров, хотя и являются сторонниками реформы, но понимают ее - в значительной степени - примитивно. Как сугубо арифметическое перераспределение полномочий. Что-то вроде: забрать - и разделить.
Хотя, наиболее реалистические политики все более осознают необходимость конструктивных шагов в проведении реформы. И сегодня открываются реальные возможности для сотрудничества власти с оппозицией. Но - пока пришло это понимание - время для общей работы было потеряно.
В то же время - рисковать будущим политической реформы, будущим страны я - как Президент - не хочу и не буду.
Именно поэтому я решил вывести обсуждение реформы из круга противостояния полярных политических сил. Если политики не смогут договориться - арбитром должен стать весь народ.
Люди должны обсудить основные положения реформы и самостоятельно высказать свое мнение, а Верховная Рада - утвердить.
Я обращаюсь к вам с просьбой – принять участие в обсуждении проекта политической реформы. Выношу ее на суд государственных структур, но самое главнее - на суд общественности. На ваш суд, уважаемые сограждане.
Следовательно, почему следует переходить от президентско-парламентской к парламентско-президентской модели?
Кратко: президентско-парламентская система сыграла очень важную историческую роль - особенно в первые годы государственности, обеспечивая стабильность и общества, и государства. Но сегодня абсолютно ясно, что в действующей Конституции, по существу, был заложен механизм противостояния законодательной и исполнительной власти.
Сейчас ситуация в экономике - стабильная, начался постепенный экономический рост.
Последним аргументом в пользу реформы стали результаты прошедших выборов и подписания политического соглашения между парламентским большинством и ее правительством, создания самого коалиционного правительства. Имеем уже и практический опыт сотрудничества правительства с фракциями большинства.
Теперь следует идти далее. Закрепить этот опыт в изменениях к Конституции.
Какая реформа предлагается?
Должны прийти к политической системе, которая отвечает наиболее распространенной в демократических странах Европы парламентско-президентской модели. Избиратели выбирают в парламент депутатов от той или иной партии. Партии, которые получили наибольшую поддержку, создают фракции в парламенте. Эти фракции формируют большинство. Большинство - формирует правительство.
Большинство и правительство является стержнем, сердцевиной власти - за счет предоставления им дополнительных полномочий.
О каких полномочиях речь идет? Предусматривается изменить порядок назначения премьер-министра и формирования состава правительства.
Так, премьер-министра должен назначать парламент, президент - вносит кандидатуру на эту должность, согласованную парламентским большинством.
Парламент также утверждает состав правительства, а правительство - руководителей центральных органов исполнительной власти. Таким образом, каждому будет понятно, кто и за что в государстве отвечает. Вы - за то, чтобы избрать достойных. Те, кого вы избрали - за то, чтобы собраться в большинство, большинством сформировать правительство - и далее поддерживать его законами. Правительство - за ежедневное управление экономикой и социальной сферой. Если министры из той или иной партии показали свою неспособность улучшить ситуацию, - на следующих выборах вы - я убежден - не будете за них голосовать.
За что отвечает президент? Он остается гарантом конституционных прав и свобод граждан, независимости и территориальной целостности государства, Верховным Главнокомандующим и представителем государства на международной арене.
Для выполнения этих функций за ним и закрепляется назначение только министров обороны; внутренних дел; иностранных дел; по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы; четырех других руководителей центральных ведомств; глав государственных администраций - за предоставлением премьер-министра. Это должно успокоить тех, кто побаивается избыточного ослабления института президентства.
Такое компромиссное предложение дает возможность закрепить в Конституции единство большинства и ее правительства - ради общей ответственности перед вами.
Но в то же время - в Основном Законе должны быть предусмотрены гарантии стабильного функционирования такой конструкции власти. Чтобы и сейчас, и в будущем те, кого вы избрали, не просто желали, но и были обязаны создать большинство и сформировать правительство. Это будет основой стабильности в Украине.
Именно поэтому президент должен получить право досрочно распускать парламент. Особенно подчеркну для тех, кто постоянно упрекает меня в стремлении узурпировать власть: это право нужно не конкретному Леониду Кучме как человеку, а всем, кто и после меня будет выполнять функции президента.
Это свое право президент может применить в трех четко определенных случаях. Первый: если депутаты не состоятельны в течение определенного Конституцией времени сформировать большинство. Второй: если большинство не состоятельно сформировать правительство. Третий: если парламент не может принять государственный бюджет на следующий год. И это - исчерпывающий перечень.
Важным элементом реформы станет новая структура парламента. А именно - распределение парламента на две палаты. Одна - формируется от партий и блоков, которые победили на выборах по пропорциональной системе. Другая - на основании равного представительства всех регионов - областей и городов центрального подчинения. Заданием палаты регионов будет обеспечение надежного представительства территорий Украины.
Общая численность Верховной Рады уменьшается. Напомню, что и введение двухпалатного парламента, и уменьшение депутатского корпуса - отвечают волеизъявлению граждан во время Всеукраинского референдума 2000 года.
Назову еще несколько предложенных изменений.
Следует разделить во времени выборы в Верховную Раду, органы местного самоуправления и выборы Президента. Но чтобы не превращать Украину в государство с непрерывной избирательной кампанией, все эти выборы должны происходить на протяжении одного года - на один срок - пять лет.
И еще одно. Результаты Всеукраинского референдума должны иметь прямое действие и не нуждаются в утверждении любым органом власти. Ведь воля народа - наивысший закон. Это мировая практика.
Уважаемые соотечественники!
Завтра я передаю в Верховную Раду проект Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины». Я также подписал Указ о вынесении его на всенародное обсуждение. Этот законопроект будет предан огласке в средствах массовой информации и выдан отдельной брошюрой.
И каждый гражданин сможет участвовать в обсуждении проекта политической реформы, высказать свои мысли. Для этого будет много возможностей: публичные дискуссии, выступления в прессе, обращения к специальной рабочей группе по вопросам реформы, во властные структуры.
Все предложения и замечания будут тщательно изучены и обобщены государственными структурами - с привлечением к этому делу научных и общественных организаций, средств массовой информации - и будут поданы в Верховную Раду.
Еще раз прошу всех, кому не безразлично будущее Украины, кто заинтересован в сохранении демократического направления развития нашего государства, - активно участвовать в обсуждении этого чрезвычайно важного вопроса”.
Компромиссы и полумерыКирилл Фролов
Леонид Кучма вынес проект конституционной реформы на референдум. И другого выхода у него не было. Проект был бы заблокирован в Верховной Раде. Тем, кто двигает к власти Виктора Ющенко, нужна «сверхпрезидентская республика», для того, чтобы Ющенко обладал достаточным количеством полномочий, чтобы волюнтаристским путем решить проблему геополитической ориентации, раздавить остатки пророссийских сил, оторвать Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата и т.д.
Президент Украины обратил внимание на то, что руководство ВР во главе с В. Литвиным фактически выступило на стороне Ющенко.
Да, законопроект, внесенный Л. Кучмой, способен дать ему определенные гарантии при любом развитии внутриполитической ситуации. Создание двухпалатного парламента с палатой регионов - это маленький шажок в сторону федерализации. Шажок скромный и недостаточный. Никакой выборности губернаторов не предусмотрено. А это принципиальный вопрос, без него демократия на Украине невозможна.
Остается надеяться, что этот вопрос, как и вопрос русского языка, будут поставлены во время всенародного обсуждения законопроекта.
И очень важна позиция России. И, здесь, к сожалению, все выглядит довольно печально. Почему-то интернет- сайт «Страна. ру», входящий в медиа – холдинг государственной телерадиокампании «Россия», первым опубликовал комментарий проживающего в Москве украинского националиста Андрея Окары, который подвергнул нападкам даже эти полумеры, полушаги в сторону демократизации и федерализации Украины.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |