Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Страна. Ру,
7 марта 2003
Политическая реформа, предлагаемая народу президентом Украины Леонид Кучма, предполагает переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской системе формирования органов власти в стране. Прокомментировать причины и возможные последствия реформы корреспондент Страны.Ru попросил Михаила Погребинского, директора Киевского института конфликтологии.
- Михаил, с чем, по вашему мнению, связана инициатива Леонида Кучмы, и каковы возможные последствия реформы?
- По мнению Кучмы, президентско-парламентская система исчерпала свою историческую роль. И сейчас, когда Украина хочет войти в семью европейских народов, она должна иметь и сходную политическую систему. Это еще и решительный отказ от авторитарных традиций, унаследованных от советского времени. Для нас он также означает некий толчок к развитию партийной системы, институтов гражданского общества и т.д.
Сейчас в Украине налицо конфликт между двумя ветвями исполнительной власти - президентской и властью правительства. В итоге правительство никогда не оказывается политически ответственным, так как в его назначении решающую роль играет президент. Но он не принимает на себя всей ответственности за действия правительства - он занимается главным образом стратегическими вопросами.
Реформа позволяет отделить роль президента как арбитра политических сил от функций конкретной экономической официальной политики, которую берет на себя правительство, назначаемое парламентским большинством. Для того чтобы это реализовать, нужно перейти к другой избирательной системе, где роль партии более высокая. Тут и возникает идея создания двухпалатной системы высшего законодательного органа.
- В результате реформы будут расширяться полномочия премьер-министра и парламента. Кто, в таком случае, из ныне действующих политиков может в случае проведения реформы занять посты президента и премьера?
- У нас политическая борьба очень часто оборачивается войной на уничтожение - одна группа политической элиты получает весь объем прав для уничтожения своего политического противника. Конфигурация, которую предлагает президент, фактически создаст некий баланс. Президент не лишается реальных полномочий, не становится английской королевой, но он дистанцируется от процесса принятия экономических, социальных решений, которые берет полностью на себя правительство.
Тема преемника для нас не является уж очень актуальной, но тот факт, что эта реформа создает предпосылки для новой политической конфигурации, предполагающей появление сильного стимула для партийной жизни, обеспечивает ситуацию не войны на уничтожение, а уважения мнения оппозиции.
- Каковы перспективы в такой ситуации у Виктора Ющенко?
- Если в избирательном законе будет запрещено участие блоков в выборах нижней палаты парламента, и только партии смогут в них участвовать, а Ющенко вынужден будет создавать политическую партию под себя, - то для президентской кампании это проблема, поскольку партия, которую может создать Ющенко, автоматически снижает его потенциальную электоральную поддержку.
Все-таки роль премьер-министра, вокруг которого будет создаваться правительственная коалиция, будет гораздо больше, чем сегодня. И правительство, и премьер станут конституционно независимыми от президента. В этой ситуации очень соблазнительно получить общественную поддержку для партии. Это становится не менее важным, чем президентское кресло, а может быть, даже более: в смысле влияния на процессы перераспределения собственности и т.д.
- Насколько политические элиты Украины готовы сейчас к изменениям в Конституции?
- Только конъюнктурные соображения заставляют круг, близкий к Виктору Ющенко, быть категорическими противниками этой реформы, поскольку они считают, что у него самые лучшие шансы на президентство. Есть, правда, и в пропрезидентском лагере политические силы, которые считают, что у них есть шансы победить на президентских выборах. Но большинство политической элиты - за переход к парламентско-президентской республике. Это все левые: коммунисты и социалисты, а также значительная часть правых. Будут, конечно, и противники, но, учитывая низкий уровень доверия к действующему президенту, думаю, не будет особых проблем упокоить общественное мнение. Президент не устраняется полностью, он сохраняет контроль за силовыми министерствами, внешней политикой. В этом смысле он может оставаться гарантом стабильности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |