Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Геннадий Коненко
Российская делегация во главе с зампредседателя правительства РФ В.Матвиенко находилась в Республике Молдова с рабочим визитом со 2 по 4 марта 2003 года. Этот визит явился подтверждением линии России на укрепление и расширение двусторонних отношений с Молдавией и своеобразной поддержкой молдавского руководства в преддверии выборов в местные органы власти и самоуправления.
Поскольку 7-8 февраля с.г. состоялась рабочая поездка в Москву президента РМ В.Воронина, в ходе которой на беседе с президентом РФ В.Путиным был подробно рассмотрен весь комплекс российско-молдавских политических и экономических отношений, на этот раз в Кишиневе обсуждались главным образом вопросы гуманитарного характера, т.е. непосредственно входившие в компетенцию В.Матвиенко.
Основное внимание на переговорах было уделено выполнению Программы сотрудничества между Россией и Молдавией в гуманитарной сфере на 2002-2003 г.г.
По окончании переговоров по этой проблематике были подписаны Межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании и межведомственное Соглашение о сотрудничестве в области подготовки и переподготовки медицинских кадров. Стороны договорились о том, что осенью 2003 года в Молдове пройдут Дни российской культуры. Было также решено в ближайшее время в соответствии с соглашением от 1996 года о взаимном учреждении культурно-информационных центров приступить к конкретной проработке вопроса об открытии в Кишиневе Центра российской науки и культуры.
Кроме того, стороны рассмотрели вопрос о создании в Республике Молдова российско-молдавского университета, а также открытии филиалов крупнейших российских вузов, в частности, МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского госуниверситета, где молдавские граждане могли бы получать образование по российским стандартам. Стороны подтвердили при этом прежнюю практику взаимного предоставления стипендий - Москва продолжит ежегодно выделять 150 стипендий для Молдавии, а Кишинев - 100 стипендий для русских граждан республики.
На переговорах было констатировано, что практически готово к подписанию Межправительственное соглашение о медицинском страховании граждан Молдовы, временно проживающих в РФ, и граждан России, временно проживающих в РМ. Стороны отметили важность этого документа в плане обеспечения социальной защиты и медицинского обслуживания молдавских граждан, работающих в России по найму.
По мнению делегаций, все более актуальным становится вопрос о заключении между Россией и Молдовой документа о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
Особое место на переговорах во время пребывания в Кишиневе В.Матвиенко было отведено обсуждению вопросов, связанных с положением наших соотечественников в Молдавии. В беседах с молдавскими официальными лицами российская делегация положительно оценила предпринимаемые руководством страны шаги по обеспечению прав и интересов российских граждан и этнических русских, проживающих в РМ, отметив при этом, что в этой области здесь заметно лучше обстоят дела, чем в других странах СНГ, в т.ч. и с функционированием русского языка. Было подчеркнуто, что установка на придание ему официального статуса стала одним из аргументов в пользу формирования курса на всестороннее активное развитие отношений России с Молдавией.
Одновременно В.Матвиенко отметила существование ряда моментов, которые в известной степени дискриминируют русскоязычное население. Во-первых, численность русскоязычных граждан в РМ составляет примерно 35% от всего населения страны, в то время русских школ насчитывается только 18% от общего количества всех школьных учебных заведений. Во-вторых, остается непропорционально низким представительство национальных меньшинств в органах государственной власти и управления, несмотря на закон от 2001 года о правах лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, и их организаций. В-третьих, нередки случаи, когда русскоязычным гражданам отказывают в выдаче медицинских, общеобразовательных, юридических и др. документов на родном языке. Ограничен выпуск русскоязычных программ по национальному телевидению и радио, в отличие от печатных СМИ, где русский язык представлен довольно широко.
В ответ нам было заявлено, что руководство страны и правящей партии коммунистов не отказывается от своих предвыборных обещаний. Так, например, у него есть твердое намерение при составлении новой Конституции, работа над которой начнется в скором времени, заложить в ее текст положение о предоставлении русскому языку статус официального на всей территории Республика Молдова.
В.Матвиенко провела отдельную встречу с представителями русской диаспоры Молдавии и Приднестровья, на которой состоялся широкий обмен мнениями по вопросам дальнейшего развития связей с соотечественниками и оказания помощи русским общинам. На встрече выступили председатель Координационного совета русских общин Молдавии, председатель парламентской комиссии по правам человека и нацменьшинствам М.Сидоров, председатель Конгресса русских общин Молдавии В.Клименко, представитель Союза русских общин Приднестровья С.Онуфриенко и др.
Зампредседателя правительства В.Матвиенко заявила собравшимся, что политика российского руководства направлена на то, чтобы русские в дальнем и ближнем зарубежье не чувствовали себя оторванными от родины. Она обещала, что правительство будет и дальше оказывать помощь соотечественникам и русским общинам в Молдавии.
Делегация России посетила также русскую школу в г.Оргееве, которая была отремонтирована на средства, выделенные мэром Москвы Ю.Лужковым.
Российская делегация встретилась с премьер-министром РМ В.Тарлевым и была принята президентом В.Ворониным. В Доме правительства стороны обменялись информацией о ходе выполнения договоренностей в социально-экономической области. Президент В.Воронин в беседе с В.Матвиенко отметил эффективность сотрудничества между Россией и Молдавией в области науки, здравоохранения, образования, культуры. Он приветствовал инициативу открытия в Кишиневе российско-молдавского университета и подтвердил свое намерение принять участие в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.
Глава российской делегации отметила значение Базового политического Договора о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ, после подписания которого в 2001 году отношения между двумя странами вышли на уровень стратегического партнерства. В.Матвиенко заявила о готовности российского правительства и впредь оказывать Республике Молдова поддержку как во внутриполитическом плане, так и на международной арене.
Как известно, Москва, одобряя политику нынешнего молдавского руководства, направленную на достижение этнического согласия и обеспечение прав национальных меньшинств в стране и активизацию сотрудничества с Россией и странами СНГ, пошла на оказание Кишиневу посильной экономической помощи и политического содействия.
В Молдавию начала поступать из России более дешевая электроэнергия. На днях, вскоре после поездки в РМ В.Матвиенко, была достигнута договоренность о снижении "Газпромом" цены на поставляемый в Молдову российский газ с 80 долл. США до 50 долл. за 1000 куб. м. Кишинев в ответ снизит стоимость транзита газа из России через молдавскую территорию на Балканы и далее в другие европейские страны.
Ведутся переговоры о привлечении российских инвесторов к строительству порта и нефтеналивного причала в г.Джурджулешты.
Москва обещала Кишиневу поддержать его просьбу о реструктуризации молдавского долга перед Парижским клубом.
В ходе переговоров обе стороны выразили удовлетворение состоянием многопланового российско-молдавского сотрудничества и заявили о стремлении использовать все возможности для его дальнейшего развития.
На этом фоне взаимной удовлетворенности и явной поддержки Москвой политики молдавского руководства Кишинев все больше и больше ужесточает свою позицию по проблеме приднестровского урегулирования. В отношении Тирасполя стали предприниматься меры политического, экономического и др. форм давления, чтобы заставить его согласиться на молдавский вариант решения проблемы, предусматривающий предоставление Приднестровью усеченных прав в будущем молдавском государстве, создаваемом на принципах ассиметричной федерации.
Причем, Молдавия предпочитает предварительно консультироваться по этим вопросам с США, ОБСЕ, Евросоюзом и др. европейскими структурами, а только затем с Россией, но одновременно надеясь более плотно привлечь ее к предпринимаемым акциям давления на Приднестровье.
К сожалению, такая тактика молдаван, также как и игнорирование ими уже достигнутых, прежде всего, при помощи России, результатов в деле приднестровского урегулирования и подписанных документов по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем, не вызывают у российской стороны адекватной, на наш взгляд, реакции. Россия, соблюдая достигнутую между посредниками в переговорном процессе договоренность о консолидированной позиции при обсуждении вопросов урегулирования с участниками конфликта - Молдавией и Приднестровьем, не высказала открыто свое мнение относительно новой инициативы президента В.Воронина по решению приднестровской проблемы и фактически вместе с США, ОБСЕ и др. выступила в ее поддержку.
И это, несмотря на то, что предложения Кишинева отбрасывают переговорный процесс назад, нивелируют и ослабляют роль России в деле урегулирования, нарушают сложившийся пятисторонний формат переговоров и т.д.
Возможно, визит в Молдавию заместителя правительства России В.Матвиенко не тот случай, когда можно и нужно было бы высказать конкретные соображения в связи с упомянутыми выше негативными, по нашему мнению, моментами в российско- молдавских политических отношениях. Однако представляется, что это следовало бы сделать уже в ближайшее время и на достаточно высоком уровне.
Это отвечало бы российским интересам и соответствовало бы положениям Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Молдавией, где говорится о стратегическом характере наших отношений и закрепляется роль России как сопосредника в переговорах и гаранта приднестровского урегулирования.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |