Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ольвия-Пресс,
6 марта 2003
Игорь Петров
Американский дипломат Вильям Хилл, как только вновь был назначен на должность главы Миссии ОБСЕ в Кишиневе, недвусмысленно дал понять, что нынешний мировой гегемон не намерен больше терпеть неурегулированности молдо-приднестровских отношений. «Здесь или будет разумная федерация или мы сломаем того, кто будет против. Теперь осталось выяснить, кто противник». Такова позиция Соединенных Штатов, негласного участника урегулирования. Этот, озвученный Хиллом, принцип и определяет сегодня ход переговорного процесса, является его движущей силой. Никто не желает становиться объектом для приложения силы. В то же время Соединенные Штаты не пояснили, что они подразумевают под «разумной федерацией». Как известно, в США все субъекты федерации равноправны. Предупреждения Хилла о том, что Запад будет активно давить на противников «разумной федерации», начинает обретать более определенные формы. Но чуда не произошло, западные демократии остаются верны принципу двойных стандартов. 27 февраля, когда в тираспольском представительстве ОБСЕ открылся очередной раунд пятисторонних консультаций, ЕС и США объявили о введении против руководителей Приднестровья визовых ограничений. Это первый шаг, говорящий о возможности введения против Приднестровья санкций со стороны «оплота демократии». Могло ли быть иначе?
После прошлогоднего саммита НАТО в Праге коммунистический лидер Молдовы демонстрирует абсолютную лояльность «новому мировому порядку». Удостоившись приглашения в Вашингтон, молдавский президент не счел для себя зазорным поддержать агрессивные устремления США в Заливе. А что? Грузия тоже выслуживается перед дядей Сэмом, еще жив ГУУАМ. Режим, созданный в Кишиневе в начале 90-х гг., изначально носил прорумынский, прозападный и антироссийский характер. Приход к власти ПКРМ под пророссийскими лозунгами не изменил сути режима, но показал истинные чаяния народа Молдовы, который ориентируется, прежде всего, на Россию. Какие бы политические силы не стояли сегодня в Кишиневе у власти, при сохранении той формы молдавской государственности, которую создали румынофилы, Кишинев никогда не будет пророссийским, как Тирасполь. Это хорошо осознают и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Не случайно и Воронин и его соратники пытаются интернационализировать проблему, изменить формат переговорного процесса путем привлечения Евросоюза и других европейских структур, например, Венецианской комиссии Совета Европы, одновременно проводя политику ограничения и постепенного выдавливания России как основного гаранта мирного урегулирования. Неудивительно, что в переговорном процессе США будут поддерживать именно Кишинев, а санкции под любым соусом применяться к Приднестровью.
Кто является противником федерализации, хорошо известно и посредникам, и мировому сообществу - Молдова не раз демонстрировала полное нежелание договариваться с Тирасполем, тем более, когда речь шла о федерации. Деструктивную позицию Кишинева, неизменную на протяжении многих лет, невозможно не заметить. Не является исключением и февральская инициатива президента РМ, которая стала возможной после многомесячных усилий посредников и непосредственного давления Москвы. Тем не менее, проект соглашения, предложенный Кишиневом, не отвечает федеративным принципам.
Как ультиматум звучат слова молдавского президента о том, что «искренность позиции Приднестровья может быть подтверждена только путем подписания документа, предложенного Кишиневом». Но этот документ только условно можно назвать федеративным, очевидно, что на безоговорочное подписание такого соглашения приднестровское руководство не пойдет, значит, можно будет представить Тирасполь в качестве противника «разумной федерации». Пока приднестровской дипломатии успешно удавалось обходить «подводные камни» молдавских инициатив. Но такое развитие событий, по-видимому, не укладывается в удобную для Кишинева схему.
Известно, что приднестровский вопрос для США является, прежде всего, вопросом ликвидации российских вооружений. Но Тирасполь по-прежнему убежден, что только российское военное присутствие в регионе может гарантировать мир, тем более, что на повестку дня вынесен вопрос строительства общего государства с Молдовой на федеративных началах, в таком деле твердые гарантии необходимы. В этих условиях добровольное согласие на уход главного гаранта мира и стабильности в регионе, по крайней мере, неразумно. Тем более, что Россия и в 1993, и в 2003 гг. связывала свой уход из региона с процессом урегулирования молдо-приднестровских отношений.
Американский дипломат глава Миссии ОБСЕ Вильям Хилл, комментируя применение санкций против Приднестровья, прямо заявил, что «Запад не может проявлять бесконечную терпимость по отношению к Приднестровью». Большего говорить и не надо. Здесь абсолютно понятно, что В. Хилл в первую очередь предупреждает Приднестровье о не препятствовании вывозу техники и боеприпасов бывшей 14-ой российской армии. И если это препятствие сохранится, то для Запада «виноватым» всегда будет Приднестровье, независимо от прогресса и компромиссов в переговорах. Применение санкций обусловлено именно традиционной пророссийской ориентацией Тирасполя и мало связано с принципами и инициативами в процессе урегулирования. Молдавские коммунистические власти вопреки своим предвыборным пророссийским лозунгам не упускают случая подтвердить свою солидарность с Западом в вопросе ликвидации российского присутствия. Принципиальность Тирасполя дает в руки официального Кишинева дополнительный козырь, которым он и воспользовался.
Есть основания полагать, что введение санкций против руководства Приднестровья может стать началом более серьезного давления на Тирасполь, нельзя исключать и силовой вариант, о возможности которого недвусмысленно намекают политики Молдовы на протяжении многих лет. Но 5 марта 2003 г., через неделю после объявления США и Евросоюзом санкций против Приднестровья, Верховный Совет ПМР принял сенсационное постановление: «рекомендовать Президенту Приднестровской Молдавской Республики обеспечить вывоз с территории Приднестровской Молдавской Республики и (или) утилизацию военного и иного имущества» ОГРВ и даже «принять конкретные меры для содействия скорейшему вывозу из Приднестровской Молдавской республики и (или) утилизации боеприпасов». Продемонстрировав, таким образом, стремление идти навстречу требованиям ОБСЕ в вопросе ликвидации российских вооружений, Тирасполь снимает с повестки дня обеспокоенность Соединенных Штатов и Евросоюза российским военным присутствием в регионе и тем самым лишает Кишинев главного рычага давления на Приднестровье.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |