Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Молдова Ази,
10 марта 2003
Дм.Чубашенко
За последний месяц произошло три важных события, которые - после многих лет топтания на месте - обозначили некий новый поворот в развитии ситуации вокруг Приднестровья. Но этот поворот еще не означает, что приднестровское урегулирование стало ближе.
Сначала президент Молдовы Владимир Воронин выдвинул новый план урегулирования путем принятия через референдум новой Конституции, превращения Молдовы в федерацию с участием Приднестровья и досрочных выборов новых органов власти общего государства. Спустя некоторое время Европейский союз и США обнародовали совместное заявление о запрете на выдачу виз 17 лидерам Приднестровья. После того, как делегация высокопоставленных западных дипломатов вручила это заявление Игорю Смирнову, власти Приднестровья, которые долгое время блокировали вывоз российского вооружения из региона, отказались от своей жесткой позиции: тираспольский верховный совет рекомендовал Смирнову "принять конкретные меры для содействия скорейшему вывозу (и) или утилизации боеприпасов". Подобных событий никто не ожидал еще два месяца назад. Что они означают? Чтобы лучше это понять, нужно разделить два процесса - урегулирования 12-летнего молдо-приднестровского конфликта и вывода российских войск и вооружений из региона. В случае с выводом вооружений мы имеем дело с международной проблемой. Россия взяла на себя перед ОБСЕ обязательство вывезти свое оружие из Молдовы, и неспособность великой державы, постоянного члена Совета безопасности ООН выполнить свои обязательство из-за того, что некий гражданин РФ Игорь Смирнов не хочет выполнять указания президента РФ Владимира Путина, выглядела несерьезно. ОБСЕ продлило сроки вывода еще на год, но прикрываться и дальше ссылками на то, что где-то в Колбасне кто-то лег на рельсы, - это просто детский лепет. Ко всему, после 11 сентября и американцы, по вполне понятным причинам, помешались на нераспространении оружия, и настаивают на том, чтобы российское вооружение из Приднестровья не попало в сомнительные руки. Сам по себе вывоз оружия из Приднестровья в Россию не имеет никакого отношения к урегулированию конфликта. Россия просто платит по старым международным долгам. То, что в каких-то молдо-российских документах зафиксирован принцип синхронизации вывода войск с урегулированием конфликта, не означает и обратной синхронизации - урегулирования с выводом. Решение ЕС и США ввести визовые санкции против лидеров Приднестровья - это запоздалая реакция на соответствующую просьбу Молдовы, сделанную еще несколько месяцев назад. Примечательно, что Россия эти санкции не поддержала. Конечно, тому же Валерию Лицкаю, наверно, не очень приятно чувствовать себя невыездным на Запад: захочет человек поехать в те же США, чтобы изучить опыт их федеративного устройства, а иммиграционная служба покажет ему оттопыренный средний палец. Еще неприятней почувствуют себя приднестровские лидеры, если следующим шагом ЕС и США станет арест их банковских счетов и недвижимости на Западе. Но, в конце концов, они и это как-нибудь переживут. Ни вывоз российских вооружений, ни санкции Запада против тираспольских лидеров не означают, что шансы Воронина реализовать свой вариант урегулирования возрастают. Было бы наивно полагать, что если в Колбасне не останется ни одного ящика со снарядами, а Смирнов перестанет летать в Европу, то это что-то автоматически даст Кишиневу. Удовлетворив ОБСЕ, Россию, и в особенности, США, которые вывод российского вооружения интересует не меньше, если не больше, чем реинтеграция Молдовы, - Смирнов может теперь сосредоточиться на переговорах с Кишиневом. Ничто не мешает тираспольскому лидеру занять еще более жесткую позицию при разработке Конституции общего федеративного государства: ведь и сами посредники говорят, что в конечном счете контуры этого государства будут такими, какими их нарисуют договаривающиеся стороны - Молдова и Приднестровье. Задача разработки Конституции, которая устроила бы и Кишинев, и Тирасполь, может оказаться посложнее, чем вывод целой армии.
На вопрос о том, почему Смирнов должен решать приднестровский вопрос на условиях Воронина, никто не может дать вразумительного ответа. Говорят, что так, мол, будет лучше для самого Смирнова. Но почему ему будет лучше, никто разъяснить не может. Самому Смирнову не кажется, что ему будет лучше, если он пойдет "под Воронина". Новый план Воронина, как и любой другой план, надо рассматривать с точки зрения его реалистичности. В Кишиневе могут сочинять какие угодно "планы", но если сохраняются прежние параметры урегулирования, пятисторонний формат переговоров, то все будет зависеть от ответной реакции с левого берега. Пока очевидно, что существующий формат переговоров позволит и России, и Украине "заложить" такие "камни" в фундамент будущего общего государства, которые отнюдь не во всем будут соответствовать "архитектурным идеям", вынашиваемым сегодня в отношении левого берега Ворониным. До сих пор Тирасполь постоянно обыгрывал Кишинев. За спиной Тирасполя стоят самые разные российские и украинские политики, эксперты. Кишинев же постоянно демонстрировал непоследовательность, шарахался из стороны в сторону. Некоторые эксперты сравнивают переговорный процесс с ипподромом и говорят, что у лошадки, которая называется "Игорь Смирнов", больше шансов прийти к финишу первой. Если раньше или позже будет подписан некий итоговый документ по урегулированию, то он будет в большей степени устраивать Тирасполь, нежели Кишинев. Сейчас Смирнов требует для себя максимально возможного, фактически, - признания ПМР. Можно предположить, что, если Воронин со Смирновым договорятся в принципе (читай: их вынудят договориться), то референдум станет лишь банальной имитацией демократической процедуры, на корректность проведения которой не будут особо обращать внимание ни страны-гаранты, ни ОБСЕ. ЦИК "правильно" посчитает голоса, да и Конституционный суд тоже примет "единственно верное" решение. В ближайшие же месяцы будет вестись подковерная борьба между Ворониным и Смирновым как лидерами двух - политических, экономических, да и фамильных - кланов, одинаковых по ухваткам. Посмотрим, сумеет ли Смирнов одержать вверх и на этот раз. Но как бы то ни было, очевидно, что в будущей федеративной "коммуналке" - общем государстве Республика Молдова - двум таким "Семьям" никак не ужиться.
О том, как будут развиваться молдо-приднестровские отношения в ближайшее время, можно будет судить по двум событиям. На 18-19 марта назначен очередной раунд консультаций в пятистороннем формате. Если на нем не будет подготовлен текст совместного соглашения между Молдовой и Приднестровьем об урегулировании конфликта через принятие новой Конституции, то это будет означать, что предложенный Ворониным график урегулирования будет сорван.
Второе событие, казалось бы, не имеет отношения к политике. Но лишь на первый взгляд. На прошлой неделе федерация футбола Молдовы сообщила, что президент Воронин может поехать в Тирасполь, чтобы посмотреть отборочный матч чемпионата Европы между сборными Молдовы и Голландии на стадионе "Шерифа". Если Воронин действительно поедет в Тирасполь, официальная кишиневская пропаганда, конечно же, представит это как еще один шаг к примирению берегов. Но на самом деле, как бы ни старался Кишинев делать хорошую мину при плохой игре, это будет еще один щелчок по носу, который "Республика Шериф" даст Республике Молдова.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |