Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Слово Кыргызстана,
6 марта 2003
А. Галуничев
Глобальная война против терроризма не обошла республики Центральной Азии. В каждой есть свои нюансы. Ведь даже на таких могущественных лидеров, как Ислам Каримов и Туркменбаши, совершались покушения. Об особенностях ситуации в регионе и республике, о работе по антитеррору сегодня рассказывает заместитель министра внутренних дел Кыргызстана генерал-майор милиции Болот НОГОЙБАЕВ.
Б.Н. - Действительно, тотальная война против терроризма, объявленная США и всеми цивилизованными странами после ужаса 11 сентября, придала новый смысл политике в Центральной Азии. Это происходит в нелегкое время, когда везде ощущаются трудности в экономике, социальной сфере, духовной жизни.
Центральная Азия считается одним из самых взрывоопасных регионов. Он находится на стыке Европы и Азии, христианства и мусульманства, многонационален по составу населения. Здесь в тесном клубке переплелись многие противоречия. Среди них могу назвать такие:
- конфессиональные: борьба за сферы влияния между мусульманским духовенством и другими течениями религии;\
- межэтнические конфликты между родственными тюркоязычными нациями: между кыргызами и узбеками в Ошской области, узбеками и турками-месхетинцами в Фергане;
- внутринациональные: борьба за власть между различными политическими и территориальными кланами, как, например, в Таджикистане;
- территориальные: пограничные проблемы между Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем.
К этой группе можно отнести периодические споры по водно-земельным ресурсам.
На фоне таких противоречий на Центральную Азию нацелены стратегические интересы ряда крупных стран:
- во-первых, России из-за военно-промышленного присутствия;
- потом США, европейских стран, Турции с пропагандой модели светского, ориентированного на Запад демократического мусульманского государства;
- в-третьих, Ирана, Афганистана, Пакистана и других с внедрением исламского фундаментализма, повышением роли ислама вообще в центральноазиатских республиках;
- и, наконец, Китая, которому небезразличны события около его границ.
Сложность положения Кыргызстана усугубляется негласным противоборством между Узбекистаном и Казахстаном за лидерство в регионе и постоянным экономическим давлением на соседей. Большое значение, разумеется, имеет благополучное разрешение собственных внутренних проблем.
До недавнего времени Кыргызстан имел статус относительно стабильной и спокойной республики, но после баткенских инцидентов он стал очередным очагом напряженности в регионе, потому что экстремизми терроризм не знают преград и границ, могут проявиться везде и всегда, затронув близлежащие и дальние страны.
В этом случае Кыргызстан стал жертвой нестабильности у соседей, где по-прежнему горит огонь политических противоречий, побуждающих браться за оружие для достижения собственных интересов. Целью является дестабилизация политической ситуации для свержения существующей власти. Многие эксперты расценивают действия террористов в качестве пробного шага по установлению контактов с местными экстремистами и проверки реакции официального Бишкека на способность противостоять им. В действиях боевиков отчетливо проглядывались признаки, характерные для исламских фундаменталистов с их идеей образования исламского государства на территории бывшего Кокандского ханства (Ошская область Кыргызстана, Худжанская область Таджикистана и Ферганская область Узбекистана).
Нужно подчеркнуть, что юг Кыргызстана является наиболее горячей точкой в республике в силу компактного проживания там значительного количества этнических узбеков, которые более религиозны по сравнению с коренным населением (кыргызы больше тяготеют к "народному исламу", менее религиозны) и, несомненно, подвержены влиянию событий, происходящих в Узбекистане, Таджикистане и Афганистане. Именно оттуда идет проникновение радикального ислама в республику, наблюдается массированный поток пропагандистской исламской литературы экстремистского толка.
Геополитическое положение Кыргызстана также представляет собой достаточно удобный транспортный "узел" для транзита наркотиков в Россию и Европу.
Одной из причин проявления терроризма в Центральноазиатском регионе также можно назвать ломку сложившихся отношений в области политики, экономики, права, образовательной и социальной сферах жизни государства и общества. Утрачены прежние, десятками лет вырабатывавшиеся механизмы их функционирования. Все это произошло на фоне расслоения общества, роста безработицы, социальной незащищенности граждан, обострения межнациональных отношений.
По мере наращивания своих сил и возможностей террористическая среда начинает дистанцироваться от своего начального идеологического центра и жить самостоятельно или полусамостоятельно. Но подлинная самостоятельность террористической среды появляется, когда за счет первоначальной финансовой поддержки сторонников и спонсоров создается система базирования и самофинансирования.
Главный способ самофинансирования - криминальная деятельность. Наличие высокоорганизованной и оснащенной военной силы обеспечивает террористической среде положение "вне конкуренции" в любой зоне организованной преступности. Тем более что уголовная среда не имеет ни такого "идейного" заряда, ни, как правило, штабов такого интеллектуального уровня.
В результате террористическая среда вытесняет, а чаще включает в свои структуры "обычную" организованную и неорганизованную преступность, наращивая этим свой потенциал и беря под свой контроль ключевые сферы криминального бизнеса. Сегодня главный источник финансирования терроризма - не взносы сторонников или помощь "террористических государств", хотя и то и другое имеет место, а контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т. д.
В террористическую среду люди приходят по-разному. Чаще всего их толкают туда материальная безвыходность и слухи о могуществе и удачливости. Перспективных кандидатов заманивают более тонкими методами - курсами по "суперэффективным" бизнес-технологиям, лекциями и семинарами по религиоведению. В таких "заведениях" идеи терроризма и экстремизма высказываются максимально замаскированно, основное содержание предельно насыщается оккультными и психологическими элементами. Одновременно упорно проводится мысль о необходимости духовного роста для достижения материальных успехов, и в момент, когда кандидат в силу своего низкого образовательного уровня, недостатка необходимых знаний совершенно запутывается и теряется, появляется профессиональный вербовщик с предложением простого и эффективного решения. Такой "оформившийся" террорист способен уже к серьезной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах своей страны.
Сегодня развертывание экономической деятельности терроризма возможно лишь при наличии структур для отмывания денег в контролируемых банках, фирмах, на производственных предприятиях. Террористическая среда и создает такой экономический сектор, именуемый ныне "серой экономикой". "Отмывание" чаще всего производится в кризисных зонах мира, где ослаблен государственный контроль. Для бесперебойной работы "серая экономика" нуждается в "крыше" из вовлеченных чиновников, то есть в налаживании коррупционно-лоббистских связей.
Таким образом, терроризм давно вышел за национальные рамки и приобрел международный характер. Он стал эффективным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой.
Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем: политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных и прочих. К нему сейчас особенно часто прибегают те, кто иным путем не может достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве, реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья.
Нельзя не отметить, что межгосударственные масштабы современного терроризма проявляются в том, что принятие решений о терактах и их подготовка могут осуществляться в одних странах, а совершаться в других. Как и в случае угона самолетов, события могут разворачиваться в разных странах, прежде чем они достигнут своего насильственного или мирного завершения. Доказательством чему послужили известные события 11 сентября 2001 года в США. Подобным образом оружие и взрывчатка могут пересечь многие национальные границы, прежде чем они прибудут к месту назначения. Распространение международного терроризма связано с ростом и совершенствованием коммуникаций самых разных видов, гораздо более тесным, практически неразрывным общением большинства стран и народов. Они, даже удаленные друг от друга на значительные расстояния, очутились как бы в одном доме, но известно, что соседи далеко не всегда живут в мире, они могут завидовать, ненавидеть, игнорировать.
Немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных и политических деятелей. Это одна из причин, заставляющая государство сотрудничать в борьбе с международным терроризмом. Ни одна страна, ни один государственный или общественный деятель не застрахованы от того, чтобы не стать мишенью для террористов.
К международным средствам, используемым в борьбе с терроризмом, относится ряд международных органов и организаций: ООН, Интерпол, международные организации экспертов. В известных пределах действует институт выдачи лиц, совершивших акт международного терроризма, широко дискутируется в органах ООН и других международных организациях, среди ученых и политиков вопрос о международном уголовном суде как средстве борьбы с международным терроризмом.
Остается добавить, что размещение в аэропорту "Манас" сил антитеррористической коалиции также подогревает нездоровые страсти в определенных кругах. И они готовы на всякие авантюры. Особенно с помощью уголовщины. Надо сказать, что ситуация известна органам и держится под контролем.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |