Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
АПИ,
11 марта 2003
Музаффар Олимов. Научно-исследовательский Центр "ШАРК"
Таджикистан оказал и оказывает всестороннюю поддержку антитеррористической кампании и мерам, направленным на урегулирование ситуации в Афганистане. Президент Э. Рахмонов неоднократно подчеркивал, что все предпринимаемые международным сообществом шаги по борьбе с терроризмом и реконструкции в Афганистане отвечают национальным интересам Таджикистана.
В ноябре 2001 г. в ходе визита в РТ министра обороны США Дональда Рамсфельда были обсуждены совместные действия по поддержке антитеррористической кампании. Таджикистан предоставил антитеррористической коалиции возможность пользоваться воздушным пространством, аэропортами и т.д. С ноября 2001 г. в Душанбе (аэропорт Айни) базируется контингент военнослужащих НАТО, обеспечивающих поддержку антитеррористической операции в Афганистане. В мае 2002 г. Таджикистан присоединился к программе НАТО "Партнерство во имя мира". 27 августа 2002 г. Таджикистан подписал Соглашение о предоставлении военному контингенту США в Таджикистане иммунитета в отношении Международного уголовного трибунала ООН. В ноябре 2002 г. делегация РТ во главе с президентом Э. Рахмоновым впервые приняла участие в работе саммита НАТО и Совета Североатлантического партнерства. Выступая 22 ноября на саммите, президент Э. Рахмонов сказал: Таджикистан рассматривает свое участие в деятельности Совета Североатлантического партнерства и Программы НАТО "Партнерство во имя мира" как одно из важных направлений своей внешней политики. В своей речи президент обозначил основные направления, по которым РТ готово сотрудничать с НАТО: обучение кадров в вооруженных силах, помощь в преодолении стихийных бедствий, создание современных информационных технологий. Главное - это помощь в создании дееспособных вооруженных сил. Вместе с тем глава государства подчеркнул, что РТ менять свой внешнеполитический курс не намерена.
9-10 декабря 2002 г. состоялся официальный визит президента РТ Э. Рахмонова в США. Во время пребывания в Вашингтоне президент Э. Рахмонов встретился практически со всеми ключевыми фигурами администрации президента Дж.Буша. В совместном Заявлении президентов Рахмонова и Буша по итогам визита говорится об укреплении и дальнейшем развитии долгосрочного стратегического партнерства между РТ и США. Факт углубления двусторонних отношений подтверждается назначением первого посла РТ в США и строительством нового здания американского посольства США в Душанбе. В ходе переговоров президент Э. Рахмонов от лица Таджикистана заявил о своем намерении более активно сотрудничать со странами Запада. США заявили о своей готовности оказывать РТ поддержку в подъеме национальной экономики, развитии демократических институтов и укреплении безопасности. США занимают первое место среди стран, оказывающих безвозмездную помощь Таджикистану. Согласно официальным данным США оказали Таджикистану в 2002 г. помощь на сумму 108 миллионов долларов.
Интересы РТ по отношению к США:
- поддержка РТ в международных финансовых институтах, особенно в МВФ и Всемирном Банке;
- помощь США по реализации экономических проектов в РТ, которая заметно повысила бы интерес к РТ со стороны других стран;
-поддержка США в вопросе вступления в ВТО и поощрения регионального экономического сотрудничества в ЦА;
- продвижение в вопросе о необходимости распространения мандата международных миротворческих сил в ИГА;
- безусловная реализация обязательств, взятых на Токийской конференции доноров по экономическому возрождению ИГА, усиление борьбы с наркопотоком. Президент Э. Рахмонов предложил создать широкую антинаркотическую коалицию и начать широкомасштабную акцию по уничтожению инфраструктуры производства и распространения наркотиков.
Глава РТ подтвердил, что РТ готов быть надежным и стабильным партнером США на долгосрочную перспективу.
Интересы США по отношению к РТ:
- поддержка антитеррористической борьбы, включая войну в Ираке;
- продвижение демократических и экономических реформ в РТ. Интерес также и в том, что реформирование в РТ должно стать примером для ИГА;
-углубление сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом;
-необходимость наращивать способность Таджикистана самостоятельно противодействовать угрозам безопасности, в том числе наркобизнесу и трафику людей.
Новые вызовы и опасности
После первых успехов антитеррористической коалиции, в Таджикистане, как и в соседних странах ЦА, все чаще стали задумываться над новыми вызовами, с которыми столкнулась Центральная Азия в связи с изменениями в регионе. После 11 сентября перечень проблем, стоящих перед странами ЦА, увеличился. Несмотря на то, что страны ЦА получают определенную внешнюю помощь от стран антитеррористической коалиции, уменьшаются внешние инвестиции. События последнего года показали, что для Кыргызстана и Таджикистана реальностью становится уменьшение региональной кооперации, что значительно препятствует экономическому росту.
Все страны ЦА вынуждены увеличить военные расходы, что ложится тяжелым бременем на национальные бюджеты. Необходима также техническая помощь в укреплении вооруженных сил, обучении офицеров и военных специалистов. В этой сфере активно идут контакты силовых ведомств стран ЦА и стран антитеррористической коалиции. Так, например, пограничникам Таджикистана техническую и материальную помощь предоставляет пограничная служба США, а Министерству обороны РТ - Министерство обороны Франции.
Новые вызовы и опасности вызвали активизацию сотрудничества стран региона между собой и другими странами в области безопасности и борьбы с терроризмом.
Успехи в активизации сотрудничества по борьбе с терроризмом, укреплении национальных армий и силовых структур не смогли заглушить скептические голоса, которые призывают глубоко проанализировать ситуацию, в которой страны ЦА оказались после 11 сентября. Все чаще высказывается мнение, что борьба с терроризмом после разгрома талибов теряет свою актуальность, и что на первый план в ЦА выходит новая проблема: сложная геополитическая игра, в которой участвуют США, Россия, Китай, Иран и Турция, и в которой страны ЦА чувствуют себя заложниками.
Совершенно новый для региона фактор силового американского присутствия, изменил все позиции и отношения, сложившиеся в ЦА за последние 200 лет. Стремительно меняющаяся ситуация в регионе после 11 сентября заставляет руководство стран ЦА конструировать внешнеполитические отношения буквально "на ходу".
Особую важность представляет изменение внутрирегионального расклада сил, которое, прежде всего, отражается на таджикско-узбекских отношениях. Как известно, Таджикистан связан с Россией Договором о стратегическом партнерстве. В Таджикистане находятся российские войска - 201-я мотострелковая дивизия и погрангруппа Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ПГ ФПС РФ). В 1999 г. между РТ и РФ был подписан Договор о российской военной базе в РТ. После подписания в марте 2002 г. между Узбекистаном и США Договора о стратегическом партнерстве и увеличении срока присутствия американских войск до 25 лет на территории РУ, в регионе возник новый геополитический расклад, при котором политическая стабильность, перспективы экономического развития стали почти полностью зависеть от политики России и США в регионе и от динамики взаимоотношений между этими двумя странами. В настоящее время, когда отношения США и России носят стабильный характер, угроза дестабилизации региона не слишком велика. Однако, в случае негативного развития российско-американских отношений, нахождение военных баз России и США на территории государств ЦА может стать серьезной угрозой для безопасности региона в целом.
Усиление региональной интеграции и сотрудничества в области безопасности ЦА стало положительной тенденцией года после терактов в США. Однако многие серьезные проблемы не нашли своего решения или даже ухудшились. Среди них слабость интеграционных процессов, нарастание изоляционизма стран региона, напряженность на границах, наркотрафик, деятельность террористических организаций исламской ориентации.
Изоляционизм стран ЦА
Год, прошедший после 11 сентября, показал, что в регионе нарастает изоляционизм стран ЦА. Это можно наглядно видеть на примере границ.
Делимитация и демаркация границ, которые после развала СССР и возникновения независимых государств в ЦА разделили неделимые в течение веков регионы, прервали исторически сложившиеся экономические, культурные, политические, человеческие связи. Введение визовых режимов, унижения, поборы и конфискации при пересечении границ вызывают крайне негативную реакцию у населения. Особенно возросло это недовольство после закрытия границ и изоляционистских мер, предпринятых правительствами стран ЦА после 11 сентября. Страх перед потоками беженцев, неконтролируемой миграцией и возвращением в Узбекистан боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) после разгрома талибов, заставил Узбекистан ужесточить пограничный, таможенный и миграционный режимы, что сильно ударило по интересам населения, особенно в приграничных районах. Ряд тяжелых инцидентов на границах в Ферганской долине: гибель людей на минах, установленных узбекскими властями на нелимитированных участках границы с Таджикистаном и Кыргызстаном (в настоящее время на минах подорвались около 80 граждан Таджикистана, среди которых дети, старики, женщины и пограничники), вызвали волну общественного возмущения. Это заставило руководителей стран ЦА активизировать переговоры по решению пограничных споров, оптимизации пограничных, таможенных, визовых, миграционных режимов.
Визит президента Таджикистана Э.Рахманова в Ташкент в январе 2002 г. был призван решить хотя бы часть этих вопросов. В феврале в Ташкенте было подписано соглашение между РУ и РТ "О пунктах пропуска через государственную границу". Периодически проводятся встречи представителей пограничных ведомств всех трех стран. Однако, несмотря на принимаемые меры, уровень напряженности на границах не уменьшается, а возрастает. 6 октября в Душанбе состоялось подписание соглашения о государственной границе между РТ и РУ, в соответствии с которым делимитировано 110 км границы из 1283 км. Тем не менее, правительство Узбекистана отказалось разминировать таджикско-узбекскую границу.
Закрытие границ и изоляционизм привели к невиданному росту коррупции из-за контрабандной торговли. Большая часть товарооборота находится в тени, основной поток трудовой и торговой миграции стал нелегальным. Ферганская долина, в которой сходятся границы трех государств ЦА, превратилась в зону действия теневого капитала, который стимулирует распространение коррупции. Произошло быстрое сращивание чиновничества всех частей долины с полукриминальными и криминальными структурами.
В настоящее время изоляционистские меры, предпринимаемые всеми странами, несогласованность законодательств и противоречия в практиках препятствуют движению капиталов, труда и товаров, разрушают традиционные трансграничные локальные рынки, подрывают общий рынок труда, затрудняют развитие частного предпринимательства в рамках всего региона и тем самым увеличивают бедность и нестабильность в регионе.
Динамика исламского фактора.
Военное присутствие США в ЦА, антитеррористическая кампания и особенно ситуация вокруг Ирака сделали проблему исламского фактора в регионе очень острой.
Изменение ситуации в регионе после 11 сентября оказало глубокое влияние на деятельность радикальных исламских организаций и исламского движения в целом. Растерянность, замешательство, стыд, которые охватили мусульман Центральной Азии в связи с терактами 11 сентября, вызвали резкое снижение активности практически всех исламских движений и организаций ЦА. Наступила "исламская пауза". В свою очередь все правительства стран ЦА воспользовались антитеррористической кампанией, чтобы укрепить свои режимы, уменьшить влияние оппозиции, свернуть свободу слова. Однако по отношению к исламским движениям государственная политика в странах ЦА изменилась мало. В целом правительства Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана стали значительно меньше бояться исламских экстремистов, чем ранее.
Однако складывается впечатление, что "исламская пауза" кончилась, и проблема исламских экстремистских движений вновь становится актуальной в Центральной Азии.
Возрастанию остроты этой проблемы способствуют несколько факторов:
- Возможность войны в Ираке неизбежно ставит на повестку дня ситуацию противостояния Запада, иначе говоря, США и исламского мира.
Антиамериканизм особенно в контексте палестинской проблемы сейчас стал основным идеологическим базисом исламской солидарности, мирового исламского политического движения в целом.
- Лидеры государств ЦА под предлогом борьбы с радикальным исламским движением усиливают давление на оппозиционные их режимам политические силы. Все это ведет к тому, что будут расти оппозиционные экстремистские движения. Надо иметь в виду, что социальные движения в Средней Азии всегда выступали и будут выступать под зеленым знаменем. Поскольку все центральноазиатские режимы поддерживают США, то оппозиционные социальные движения приобретут антиамериканский антизападный характер. Если США нужен военный союз с ЦА государствами, то в его интересах относительная либерализация режимов в ЦА, улучшение социально- экономической обстановки и недопущение возникновения массовых оппозиционных движений.
Может ли возникнуть единая антизападная коалиция в ЦА? Если она возникнет, то на почве исламского интегризма. Национальные исламские движения и партии, наподобие ПИВТ, ИДУ, ограничены рамками своих государства и этносов, они во многом связаны с националистической идеологией, поэтому они не могут стать базой для трансграничного антиамериканского движения. Гораздо опаснее с этой точки зрения выглядит "Хизби тахрир".
Таким образом, в свете сложившейся к настоящему дню ситуации важной задачей является предотвращение возникновения в ЦА центра антиамериканской и антизападной идеологии.
Дополнительной трудностью в решении этой задачи является возможность консервации или определенного сворачивания внимания и помощи Афганистану в условиях конца "исламской паузы" и высоком и даже повышающемся уровне нестабильности в этой соседней с ЦА стране. Это чревато увеличением угроз безопасности странам региона, в том числе возможностью формирования новых экстремистских группировок, базирующихся в Афганистане. Думаю, главное тут - отделить ислам от экстремизма. Определенную роль в этом может сыграть опыт светско-исламского компромиссного процесса в РТ.
Отношение общества РТ к присутствию в регионе американских вооруженных сил
Результаты опроса, проведенного Центром "Шарк" в конце декабря 2002 г. показали, что отношение граждан Таджикистана к США в целом отличается позитивным настроем. Так, 24 % считают, что США оказывает очень положительное влияние на РТ, 52 % считают, что оно скорее положительное.
При этом результаты опросов показывают, что большинство населения
Таджикистана в принципе не против участия Таджикистана в антитеррористической кампании, однако, рядовые граждане недовольны прямым присутствием военной силы НАТО на территории страны 37% взрослого населения Таджикистана выступают против присутствия военнослужащих НАТО в РТ, 30% готовы мириться с этим, но с очень большими оговорками. 23% совершенно не одобряют то, что вооруженным силам США и их союзникам разрешено использовать территорию Таджикистана для передвижения, 30 % скорее не одобряют этого. 70 % опрошенных - против использования США территории Таджикистана в случае войны с Ираком. 84 % высказались против использования подразделений таджикской армии для участия в боевых действиях против Ирака.
Неодобрительно население относится 3211 перспективе участия вооруженных сил Таджикистана в материально-техническом обеспечении антитеррористической кампании. Более двух третей граждан Таджикистана выступают против перспективы участия подразделений вооруженных Таджикистана в антитеррористической кампании.
Любопытно, что более половины опрошенных считают, что использование военной силы против террористов и их лагерей, в случае их обнаружения на территории стран ЦА, не желательно.
Следует отметить высокий уровень доверия граждан Таджикистана руководству своей страны в принятии верного решения в плане определения политики по поводу участия в антитеррористической кампании, в том числе и вероятной войне с Ираком. Такое доверие высказали 87% респондентов. В два раза меньше респондентов высказали доверие американскому руководству - 46% граждан Таджикистана доверяют руководству США в принятии верного решения в вопросе международного терроризма.
Выводы
В заключение следует отметить, что страны Центральной Азии, в том числе и Таджикистан, испытывают сложное воздействие новой ситуации, сложившейся после 11 сентября. С одной стороны, усиливаются авторитарные тенденции, так как мировая борьба с терроризмом дает правительствам возможность и оправдание для подавления оппозиции, ограничения прав и свобод граждан. С другой стороны, государства ЦА избежали углубления конфронтации между секуляристскими правительствами и исламом, что было бы гибельным для стран региона. А Таджикистан продолжает свой опыт по мирному сосуществованию исламистов и секуляристов в секуляристском государстве.
Наряду с уменьшением опасностей, связанных с терроризмом, увеличились экономические проблемы (недостаток инвестиций, обострение конкуренции за помощь, увеличение расходов на оборону и безопасность).
Однако самым серьезным из новых вызовов, с которыми столкнулась Центральная Азия, является изменение геополитического расклада сил и позиций, что может в будущем дестабилизировать ситуацию в регионе. В этих условиях еще более ощутимой стала необходимость региональной интеграции, необходимость в консолидированном и согласованном ответе стран ЦА на новые и старые вызовы и опасности. Однако продолжающийся постсоветский раздел региона, замедление глобализации, ощутимое и в Центральной Азии, нерешенные внутренние социальные и политические проблемы не дают оснований для оптимизма в отношении продвижения центральноазиатской интеграции и нахождении консолидированного ответа на вызовы современности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |