Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

GazetaSNG,
20 марта 2003

СНГ и иракский кризис

Александр Орлов

Проблема передела мира, связанная с объявлением войны Америкой Саддаму Хусейну, сегодня гораздо активнее обсуждается мировым сообществом нежели сам факт самого нападения. Естественно, что весь цивилизованный мир прикидывает, во что ими выльется война в Персидском заливе и какие последствия она будет иметь для их стран. Вот и на сегодняшнем заседании комитета секретарей Советов безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ), открывшемся в Москве, ситуация вокруг Ирака стала центральным вопросом. Как сообщает РИА "Новости", секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло, открывая шестое заседание Комитета секретарей Советов безопасности (КССБ) государств-участников ДКБ, призвал государства ДКБ оперативно выработать совместную позицию в связи с иракским кризисом. Он также заявил о необходимости высказать свою точку зрения по поводу этих тревожных событий, оперативно выработать совместную позицию и предпринять совместные действия в той непростой ситуации. Впрочем, что касается позиций некоторых стран Содружества по отношению к последним событиям, то они определились еще до начала бомбардировок Багдада. Известный российский аналитик Константин Затулин, высказал мнение, что Узбекистан заинтересован в том, чтобы США пришли в Центральную Азию. Тот факт, что Узбекистан, занял совершенно четкую позицию в поддержку США, по словам Затулина, неслучаен, поскольку эта республика на протяжении последних лет "демонстрирует достаточно одностороннюю позицию, отказываясь участвовать в серьезных интеграционных образованиях на постсоветском пространстве". Другие государства центральноазиатского региона, сказал Затулин, "оказались между двух огней, поскольку это страны слабые, недостаточно устойчивые". "Я имею ввиду, прежде всего, Таджикистан и Киргизию, которые на сегодняшний день уже разместили на своей территории американских военнослужащих", - пояснил политолог. При этом он подчеркнул, что эти государства "заинтересованы в определенном балансе своих взаимоотношений с Россией, потому что продолжают от нее зависеть". Позицию Вашингтона в вопросе военного урегулирования иракского вопроса поддержал не только Узбекистан, но и Грузия. Президент Эдуард Шеварднадзе на днях выразил мнение о том, что "без использования оружия иракская проблема не будет решена". Мало того, он выразил готовность сотрудничать с США в любой форме, если в этом возникнет необходимость. К "проамериканскому" мнению Тбилиси присоединился и официальный Баку. Правда, это не помешало властям Азербайджана принимать беженцев из Ирака. Уже 110 иракских граждан прошли регистрацию в представительстве Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в Азербайджане. В настоящее время в представительстве проводится собеседование с ними и обсуждается вопрос предоставления им международного статуса беженца. Между тем в посольстве Ирака в Азербайджане сообщили, что никто из прибывших в Баку иракских мигрантов в диппредставительство не обращался. Несмотря на разноречивое отношение к войне в Персидском заливе все страны Содружества принимают различные меры по охране посольств и стратегически важных объектов. Так, правоохранительные органы Киргизии ввели усиленный режим охраны всех иностранных дипломатических представительств, расположенных на территории республики, а также аэропортов и железнодорожных станций. К работе по обеспечению безопасности посольств и дипломатических миссий в республике подключены помимо сотрудников милиции, представители иных силовых ведомств. Личному составу охраны выдано автоматическое оружие, часть рядового и сержантского состава заменена опытными офицерами. Некоторое время назад руководство военной базы сил антитеррористической коалиции, размещенной в аэропорту столицы Киргизии "Манас" обратилось к руководству республики с просьбой о предоставлении возможности ввести дополнительные посты для усиления охраны территории прилегающей к авиабазе. Однако власти Киргизии не дали соответствующего разрешения, так как, по сути это означало бы контроль за всем пассажиропотоком центрального аэропорта республики. Аналогичные меры безопасности предпринимаются в Казахстане. Президент Назарбаев поручил силовым структурам усилить охрану ряда дипломатических представительств, стратегически важных объектов республики. В частности, Министерству транспорта дано указание по ограничению полетов воздушных судов в зоне возможных боевых действий. Назарбаев также поручил правительству, учитывая особое значение экспорта энергоресурсов, принять меры по формированию механизмов защиты экономики государства в случае серьезных колебаний конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Помимо этого, внешнеполитическое ведомство МИД Казахстана призвало своих граждан временно, до стабилизации обстановки, воздержаться от деловых и туристических поездок в Турцию, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны региона. В соответствующем заявлении МИД республики говорится, что гражданам Казахстана, находящимся в странах, граничащих с Ираком, необходимо в срочном порядке обратиться в посольство или консульские учреждения Казахстана, а в случае их отсутствия в стране пребывания - в посольства и консульства государств-членов СНГ, для того, чтобы встать на временный консульский учет. В Минске 36 посольств, 13 консульств, а также представительства Красного креста, ООН, других международных организаций поступили под опеку Управления по охране дипломатических представительств и консульств объединения "Охрана" МВД Белоруссии. В то же время, по просьбе американского посла, предприняты дополнительные меры по охране американского посольства. Руководство других стран Содружества и дальнего зарубежья принимает аналогичные превентивные меры. Можно предположить, что представителям правоохранительных органов предстоит проделать немалую работу, ведь война в Ираке только началась, а ее последствия, как отмечают эксперты, непредсказуемы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ