Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/

Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова на заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России

 

Уважаемые члены Консультативного совета,

Уважаемые гости,

Рад приветствовать вас на очередном заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям.

Тема разговора сегодня - о работе субъектов Российской Федерации по обеспечению интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии. Очевидно, что особенно подробно нам следует обсудить большой позитивный опыт, который наработан руководством Москвы. Наша столица и ее правительство во главе с Юрием Михайловичем Лужковым проводят в этом плане очень серьезную работу с широким географическим охватом Есть позитивный опыт и у других регионов. Все это, убежден, заслуживает самого тщательного изучения и распространения.

Защита интересов сограждан и соотечественников является важнейшей задачей российской дипломатии. Это четко зафиксировано в Концепции внешней политики России. Разносторонняя поддержка соотечественников за рубежом - прямая обязанность и моральный долг всех, кто так или иначе участвует в формировании системы внешних связей России.

Прошедшее в январе этого года под председательством Президента В.В.Путина заседание Государственного совета Российской Федерации продемонстрировало тот огромный потенциал, которым располагают здесь российские регионы. На этом заседании Президент поставил перед нами две основные задачи. Первая: расширить участие регионов в выработке и реализации международной стратегии российского государства. Вторая: придать постоянный и системный характер международной деятельности субъектов Федерации, важнейшей сферой которой должна быть зашита прав граждан и соотечественников.

На заседании Государственного совета отмечалось, что субъекты Российской Федерации уже активно подключаются к этой работе и берут на себя ее значительную часть. Иначе, наверное, и быть не могло. Регионам приходится сегодня практически каждодневно заниматься проблемами соотечественников, миграционными вопросами, культурно-гуманитарными связями с сопредельными территориями.

В работе с нашими соотечественниками тон, несомненно, задаст Москва, Но и другие регионы активно включаются сегодня в этот процесс. Конечно, у каждого свои особенности географического положения, у всех разные финансовые и организационные ресурсы. Одни субъекты Российской Федерации сосредоточивают свое внимание на социально-экономических аспектах поддержки соотечественников, другие - на вопросах сохранения их культурной самобытности, третьи - на проблемах приема и адаптации мигрантов. Все это понятно и объяснимо. Но при этом мы видим, что в работе регионов с соотечественниками наблюдается общая важная тенденция - переход от одноразовых акций к системной и планомерной деятельности.

Помимо Москвы, позитивным примером успешной организации работы с соотечественниками может служить опыт Московской, Омской, Псковской областей, которые на протяжении нескольких лет предоставляют свои оздоровительные лагеря для отдыха детей соотечественников из стран СНГ и Балтии. Санкт-Петербург, Омск, Воронеж, Ростов-на-Дону нашли, как и Москва, возможность выделить учебную базу и хороших педагогов-методистов для организации курсов повышения квалификации, которые посещают наши соотечественники - преподаватели образовательных учреждений с русским языком обучения. Это очень полезно. Мы приветствовали и поддержали бы инициативы других субъектов Федерации в этом направлении. Очень много могут тут подсказать и сделать представительства российских регионов, действующие в государствах СНГ и Балтии.

Вообще, как показывает практика, регионам по силам оказывать организационно-финансовую, информационную поддержку соотечественникам. Кстати, и сами они способны получать прямые выгоды, устанавливая тесное сотрудничество с предпринимателями-соотечественниками. Примеры успешной работы в этом направлении есть, надеемся услышать о них сегодня.

Все возрастающий интерес к работе с субъектами Российской Федерации проявляют общественные объединения соотечественников за рубежом. Думаю, просто необходимо координировать разного рода начинания в образовательной, культурной и иных сферах с организациями соотечественников.

Отмечу и деятельность переселенческих организаций. Работе с ними надо бы уделять особое внимание. Приток мигрантов, как правило, плохо влияет на экономическую и общественную стабильность в регионе, хотя при умном подходе он мог бы помогать местной экономике. Поэтому необходимы особые грамотные меры по разрешению проблем обустройства мигрантов, а также проведение активной разъяснительной работы среди местного населения. К сожалению, пока не во всех регионах дело обстоит должным образом, Необходимо взаимодействие всех заинтересованных структур - как федеральных, так и региональных - для комплексного решения этих непростых вопросов.

Прежде всего речь идет о представительствах миграционной службы МВД России в странах Содружества. Им остро необходима системная информация о потребностях субъектов Федерации в трудовых ресурсах конкретного профиля. По нашему мнению, необходимо подумать о создании единой базы данных о возможностях регионов по приему переселенцев.

Конечно, активизация работы регионов с соотечественниками требует соответствующего кадрового наполнения. Замечу, что Дипломатическая академия МИД России уже ввела цикл лекций по проблематике соотечественников в свои учебные программы переподготовки представителей региональных властей Мы готовы и дальше оказывать субъектам Федерации соответствующую поддержку.

Безусловно, деятельность регионов по обеспечению интересов российских соотечественников должна гармонично встраиваться в общий контекст политики России в отношении стран СНГ и Балтии, учитывать характер двусторонних связей с этими государствами и степень их готовности считаться с интересами России.

Да и вообще эффективность нашей работы зависит от согласованных шагов всех ветвей и уровней власти. Необходимо, в частности, обеспечить тесную координацию деятельности субъектов Российской Федерации с нашими загранучреждениями, что позволит оперативно и с меньшими затратами решать многие вопросы по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Хочу заметить, что за последние годы был принят ряд документов, конкретизирующих пели, нормы и механизмы взаимодействия с российской диаспорой, включая ее правовую защиту. Наиболее значимые из них Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и одобренная Президентом Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе. Вопросы защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом неизменно находятся в центре внимания руководства страны. На их последовательное решение направлены усилия Президента России, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания.

Менее года назад на МИД России была возложена функция координации работы по защите прав соотечественников. За этот период Министерство усилило организационное, нормативно-правовое, финансовое обеспечение этой сферы своей деятельности. Стала более активной работа росзагранучреждений на этом направлении. Идет также совершенствование механизма межведомственного взаимодействия в реализации государственной политики в отношении соотечественников.

В чем состоит суть этой политики? Прежде всего в оказании государственной помощи соотечественникам в соответствии с существующими нормами обеспечения прав человека, В том числе прав свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать связи с Россией, получать информацию из Российской Федерации, создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности и т.п.

В своей политике Россия твердо исходит из того, что любое государство, претендующее на приверженность принципам демократии и прав человека, обязано не допускать дискриминации по языковому и этническому признакам, а также ограничения гражданских, социально-экономических и других прав так называемых "нетитульных" наций.

Сегодня мы можем сказать, что в работе с соотечественниками наметились определенные позитивные тенденции, В текущем году в федеральном бюджете выделено 210 млн. рублей на финансирование мероприятий по поддержке соотечественников. Школам и другим образовательным учреждениям за рубежом, ведущим обучение на русском языке, через наши посольства в странах СНГ и Балтии в 2002 году поставлено около миллиона учебников и книг учебно-методического, справочного и художественного содержания, видеокассет и мультимедийных программных продуктов по русскому языку и литературе. Я уже упоминал сегодня, что при содействии России ведется профессиональная переподготовка преподавателей русской словесности.

В прошлом году для наших соотечественников в странах СНГ и Балтии, желающих получить высшее образование в России, было выделено 925 государственных стипендий, в текущем году предполагается почти двукратное - до 1755 - увеличение этих квот.

За этот период мы увидели также, какие широкие возможности для расширения работы с соотечественниками заключены в крупных культурных акциях, таких как "годы России", декады российской культуры в зарубежных странах. В текущем году тематика соотечественников должна достойно прозвучать в рамках таких проектов, как Год России в Украине, Год Казахстана в России.

Надо отметить один из ключевых факторов, непосредственно влияющих на положение соотечественников, защиту их прав и интересов. Это - развитие многостороннего сотрудничества в гуманитарной сфере, осуществляемого в рамках СНГ. В последнее время проведена серьезная работа по подготовке ряда международных договоров, удалось добиться заключения соглашений, направленных на дальнейшее совершенствование правовой базы Содружества в самых различных областях гуманитарного сотрудничества. Назову прежде всего Межгосударственную программу реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств-участников СНГ, Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах- участниках СНГ, Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей. Целям развития гуманитарного сотрудничества призвана служить Программа основных мероприятий сотрудничества государств-участников СНГ в области культуры до 2005 года.

Нам необходимо продолжать настойчивую работу с партнерами из стран Содружества по приведению их национальных законодательств в соответствие с международными стандартами по обеспечению прав национальных меньшинств. В частности - добиваться укрепления позиций русского языка как средства межнационального общения, формирования общего образовательного, научного, культурного и информационного пространства.

Особое внимание следует уделить формированию договорно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государств СНГ в области соблюдения основных прав и свобод человека, в том числе национальных меньшинств. Органом, координирующим усилия на этом направлении, могла бы стать Комиссия СНГ по правам человека, предусмотренная Уставом СНГ. Однако из-за позиции ряда государств этот важный орган до сих пор не учрежден. Мы будем и впредь активно продвигать идею создания такой Комиссии.

Самого серьезного рассмотрения требует предложение Президента Казахстана о создании в рамках Союза Независимых Государств Фонда распространения и поддержки русского языка в СНГ, При этом основные положения разработанного российской стороной проекта Конвенции о статусе русского языка в СНГ могли бы войти составной частью в проект положения о Фонде.

Уважаемые коллеги!

Революционные потрясения и войны XX века разбросали многих россиян по всему миру. В ходе событий последних десятилетий за пределами Родины оказались миллионы наших соотечественников. К ним относятся и те, кто благодаря демократическим преобразованиям последних лет получили возможность подолгу жить и работать за рубежом, совершенно необязательно становясь при этом эмигрантами.

Выходцы из России активно участвуют в формировании современного облика нашей страны. Они составляют неотъемлемую часть той особой социальной общности, которую все чаше называют "русским миром", вкладывая в это понятие не столько этнический или географический, сколько широкий культурологический смысл.

Наша прямая задача - сохранить и приумножить колоссальный человеческий и духовный потенциал этого «русского мира» во всем его богатстве и многообразии.

Несмотря на значительную активизацию нашей работы по защите интересов соотечественников, следует признать, что мы находимся лишь в начале пути. Нам предстоит серьезно поработать над тем, чтобы рекомендации Консультативного совета, которые будут здесь приняты, скорее воплотились в соответствующие решения, а главное - в действия, что позволит обеспечить нашим соотечественникам за рубежом достойную жизнь и возможность полнокровного общения с исторической Родиной.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ