Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Соотечественники - иностранцы в России

Александра Докучаева

Какие бы мероприятия, касающиеся зарубежных российских соотечественников, не проводили в течение последнего года, самым острым вопросом на них был новый закон о гражданстве Российской Федерации. Так было и на заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России 18 марта 2003 года, о котором сообщаем выше. Консультативный совет рассмотрел опыт Москвы по работе с соотечественниками и рекомендовал другим субъектам России расширять свою деятельность по оказанию поддержки русским людям, оказавшимся в странах СНГ и Прибалтики. Прямо вопросов гражданства повестка дня не касалась, но в выступлениях послов РФ в странах СНГ,  председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Б.Пастухова, директора Московского Дома соотечественника К.Затулина – проблемы с оформлением российского гражданства нашими соотечественниками обоснованно названы наиболее болезненными в настоящее время.

Еще в мае пошлого года на Парламентских слушаниях «О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите» говорилось о сотнях обращений соотечественников с протестами против новых жестких правил приобретения российского гражданства, которые вводились новым законом. Соотечественники остались не услышанными. В нарушение существующего с 1 июня 2000 года Федерального закона «О политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в новом законе о гражданстве   проигнорировано само понятие «соотечественник» и, соответственно, никаких особых правил в приобретении гражданства для этой категории не предусмотрено.  Хотя действовавший до 1 июля 2002 года закон о гражданстве также не давал возможностей для обретения российского гражданства всем нашим соотечественникам в упрощенном (регистрационном) порядке, как это записано в законе о соотечественниках, но все-таки Россия принимала в свое новое гражданство тех, кто остался за ее границами в декабре 1991 года. Для них была возможность получить гражданство РФ в порядке регистрации в странах проживания по супругу, живым родителям, имеющим гражданство РФ, а также обратившись к Президенту РФ.

Сейчас все бывшие граждане СССР (за очень небольшим исключением), кто не успел или не сумел подать заявления о желании оформить гражданство Российской Федерации до 1 июля 2002 года, приравнены к эфиопам, китайцам и другим, далеким и чужим для России народам.

Зарубежные соотечественники лишены возможности принять гражданство в странах проживания. Только те, кто имеет особые заслуги перед РФ (закон не уточняет, кто именно – относятся ли к таковым участники Великой Отечественной войны, чернобыльцы, служившие в горячих точках - неизвестно) или имеет  нетрудоспособных родителей, граждан РФ, или проживают в бывших союзных республиках и не получили гражданства (это «неграждане» Латвии и Эстонии) имеют шанс обратиться за гражданством в посольства Российской Федерации. Соотечественники из других стран,  где принят «нулевой» вариант предоставления гражданства –  не попадают под это правило. Даже того, кто все еще живет со старым советским паспортом, то есть не оформил гражданство страны проживания – Россия считает отрезанным ломтем, и разговор с ним, как с аборигеном из Новой Зеландии.

Закон очень жестко относится к иностранным претендентам на российское гражданство. Оно бы и не плохо. Ведь за последние 10 лет наша страна, правда. стала проходным двором. Но при чем тут наши соотечественники, в которых, по заверению самого Президента России – Родина очень нуждается?

Но сейчас при приезде в Россию на постоянное место жительства (ПМЖ) соотечественники оказываются иностранцами и должны в соответствии с законом о правовом положении иностранных граждан прожить в РФ не менее 7 лет (а родившиеся на территории РФ! – не менее 2-х лет!), чтобы получить право подать заявление о приеме в гражданство РФ.

Для легального нахождения в РФ соотечественники должны  в течение трех месяцев решить вопрос с приобретением жилья и легальной работы - источника существования. Без этого не получить разрешение на временное пребывание, а затем, (через год) – разрешение на постоянное проживание - вид на жительство. Если разрешения на временное проживание нет, то находиться в РФ можно не более 3-х месяцев.

Только после пяти лет проживания по виду на жительство можно подать заявление на гражданство РФ. Срок сокращен - до 3 лет для бывших граждан РФ, - до 1 года  для родившихся в РСФСР; для состоящих в браке с гражданином РФ  не менее 3 лет;  для стариков, имеющих трудоспособных детей, граждан РФ; для особо нужных  в РФ лиц; при предоставлении статуса беженца или политического убежища.

Люди попадают в «замкнутый круг»: с негражданами – не оформляют  трудовых отношений, а без легальной работы нельзя даже начать процесс приобретения гражданства – получить разрешение на временное проживание, а затем – вид на жительство. Кроме того возникают труднопреодолимые проблемы с жильем, без наличия которого (регистрации) также не найти легальной работы.

Нет никаких послаблений и для тех, кто приехал из стран СНГ и Прибалтики, уже  находится на территории РФ несколько лет, но не оформили гражданство. Они попадают под общее правило, то есть должны оформлять разрешение на временное проживание, затем вид на жительство в соответствии с установленными сроками с сегодняшнего числа. Хотя, это  «сегодняшнее число» – это еще не наступило. В настоящее время (законы вступили в силу 1.07.2002, и 1.11.2002!!) ни временных разрешений, ни видов на жительство не выдается - не готова нормативная база. Так что эта категория людей (а это десятки, если не сотни – тысяч) – сейчас стали нелегалами, даже если  имеют жилье, работу, а многие -  и в выборах участвовали по старым, советским паспортам.

Эти вопиющие прорехи в законе подвигнули депутатов к новому витку законотворчества. В течение полугода со дня вступления в силу закона о гражданстве депутатами Госдумы внесено уже пять предложений о внесении изменений и дополнений в этот закон: от депутата А.И.Гурова и сенатора Н.Я.Медведева (21.09.2002), отдепутатов В.В.Похмелкина и С.Н.Юшенкова (27.09.2002), от группы депутатов (Б.Б.Надеждин, В.И.Алкснис, А.Г.Чехоев, А.И.Лукьянов, С.А.Попов, Г.Б.Мирзоев, Б.Н.Пастухов, В.Е.Коптев-Дворников – 8.10.2002), от группы депутатов (Е.П.Ищенко, С.И.Зигидуллин, Н.В.Коломецев, А.А.Оргалайнен, Н.В.Арефьев – 19.02.2003), от депутата Г.И.Тихонова (21.02.2003). Ни одно из этих предложений пока не включено в план законодательной работы Госдумы. Первые три – в конце февраля с.г. рассмотрены на профильном комитете – Комитете по государственному законодательству и рекомендованы к отклонению. Главная причина отклонений в том, что поправки позволяют слишком широкому кругу лиц претендовать на упрощенную процедуру приобретения российского гражданства.  Корректно выделить российских соотечественников из постсоветских стран не удается.

Выход из тупиковой ситуации видят в  принятии нового закона  - о репатриации. В этом законе должна быть введена новая категория лиц – репатрианты. Для них, и только для них должны быть прописаны облегченные правила восстановления юридической связи с Родиной – Российской Федерацией – приобретения ее гражданства. Конечно, принятие этого закона должно сопровождаться с одновременными изменениями закона о гражданстве, в котором необходимо прописать процедуру получения гражданства репатриантами.

Проект закона о репатриации давно разработали в Совете по переселенческим организациям при Председателе Государственной Думы. Сейчас. говорят, подготовлен проект этого закона в недрах Федеральной миграционной службы.  Скорей бы дошел этот закон до Госдумы и прошел бы до подписи Президента!

Но пока приходится жить в новых условиях вступивших в силу, но не работающих законов. В феврале текущего года в Государственной Думе состоялось совместное заседание Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками и Комитета Совета Федерации по делам СНГ. Рассматривался вопрос «О некоторых итогах реализации федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», о чем писали в бюллетене №. 69.

В заседании  кроме депутатов двух комитетов (Госдумы и Совета Федерации)  участвовали представители МВД, ответственные за паспортно-визовую и миграционную службу, руководство МИДа, отвечающее за работу с соотечественниками, в том числе, и Департамента консульской службы (ДКС) МИДа, начальник Управления Президента РФ по вопросам гражданства, представители столичных ведомств, соотечественники из-за рубежа, правозащитники, другие заинтересованные общественные организации.

Ведомства отчитались, что сделали все для того, чтобы законы начали работать. Ими изданы необходимые приказы, написаны инструкции. Тем не менее, законы по сей день не действуют в полном объеме. Еще не хватает 6 подзаконных актов из 17, для того чтобы люди смогли воспользоваться этими законами. Задерживает Минтруд, Министерство по налогам и сборам, еще какие-то ведомства, на заседании не присутствовавшие. А пока людей футболят от одного чиновничьего стола к другому, не давая возможности легализовать свое положение в России, отказывая в приеме документов на гражданство.

Вопрос: почему законы введены в действие без подготовленной нормативной базы? – повис в воздухе. Ответа не было. Возможно, из соображений политкорректности  депутаты не стали обострять. А ведь подобное положение, когда государство выпускает неработающие законы, свидетельствует о полной профнепригодности государственного аппарата. 

Куда же смотрит Президент?


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ