Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Вечерний Минск,
14 марта 2003

Стандарт для граждан и государства

 15 марта 1994 года была принята Конституция Беларуси. Что сей знаменательный день означает для нашей страны, для каждого из нас? Об этом сегодня размышляет председатель Конституционного суда Григорий Василевич.

— Эта Конституция, на мой взгляд, подвела определенный итог развитию Беларуси как независимой страны. Мы все помним, каким бурным было начало 90-х годов — процессы распада СССР привели к тому, что Основной Закон, принятый в 1978 году, потребовал пересмотра. В итоге четырехлетняя работа увенчалась успехом: в 94-м новый документ определил важнейшие принципы взаимоотношений государства и личности. Очень важным моментом стало то, что в нем были закреплены как государственная, так и частная формы собственности, что является основой свободного развития человека, а также идея политического плюрализма, предполагающего многообразие взглядов, суждений, политических организаций, предусмотрены совершенно иные принципы функционирования государственной власти. В частности, введен принцип разделения властей. Замечу, что он не исключает, а даже обуславливает взаимодействие разных ветвей власти. Для того и был введен пост главы государства — Президента, выступающего в роли своеобразного координатора их деятельности.

И все-таки самое важное в конституционном процессе то, как институты государственной власти работают для граждан страны. С этой точки зрения мы показали свою в хорошем смысле выживаемость, состоялись как государство. Прошедшие двенадцать лет суверенитета и девять лет действия новой Конституции свидетельствуют о том, что потенциал у нашего народа огромный. С одной стороны, мы стремимся к построению суверенного государства, с другой — наш Основной Закон не исключает союзов с другими государствами, то есть учитывает мировую тенденцию к интеграционным процессам, развивающимся в противовес глобализации.

Конституция — тот стандарт, которому должны следовать и граждане, и государство. Надо иметь в виду, что она в большей мере, по словам американского президента Томаса Джефферсона, является ограничителем власти правительства. При этом, говоря о правах и свободах, нельзя забывать о том, что у граждан есть и обязанности. Не выполняя своих обязанностей перед государством и обществом, гражданин тем самым ограничивает права и свободы других.

Надо также учесть, что нормы Конституции будут оставаться формальными до той поры, пока в сознании должностных лиц не произойдут соответствующие изменения. В первую очередь они должны твердо уяснить: согласно статье 137 Конституция — это акт, обладающий высшей юридической силой, поэтому ее нормы в силу верховенства имеют непосредственное действие. В случае пробелов в законодательстве или противоречия Конституции того или иного подконституционного акта следует применять нормы Основного Закона. Этому непреложному правилу должны следовать все государственные органы, а Конституционный суд отвечает за обеспечение верховенства Конституции.

Стоит особо подчеркнуть: в результате ноябрьского референдума 1996 года была принята новая редакция Основного Закона. Дело в том, что в мировой практике очень часто после утверждения Конституции парламентами ее текст выносится на всенародное обсуждение. Это логичный шаг — все-таки такой важный документ должен быть принят всенародным волеизъявлением, после которого уже никто не может претендовать на роль редактора его воли. К тому же через два года после утверждения первоначального текста у нас уже был накоплен определенный опыт применения Конституции 1994 года, поэтому стремление уточнить ее отдельные положения вполне понятно.

Хочу обратить внимание на то, что разделы и нормы новой редакции, посвященные правам и свободам граждан, получили более благоприятное развитие, а перечень обязанностей не претерпел существенных изменений. Что же касается органов власти, то произошло определенное перераспределение полномочий. При этом конституционный принцип разделения властей остался базовым.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ