Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Вечерний Минск,
14 марта 2003
15 марта 1994 года была принята Конституция Беларуси.
Что сей знаменательный день означает для нашей страны, для каждого из нас? Об
этом сегодня размышляет председатель Конституционного суда Григорий
Василевич.
— Эта Конституция, на мой взгляд, подвела определенный
итог развитию Беларуси как независимой страны. Мы все помним, каким бурным было
начало 90-х годов — процессы распада СССР привели к тому, что Основной Закон,
принятый в 1978 году, потребовал пересмотра. В итоге четырехлетняя работа
увенчалась успехом: в 94-м новый документ определил важнейшие принципы
взаимоотношений государства и личности. Очень важным моментом стало то, что в
нем были закреплены как государственная, так и частная формы собственности, что
является основой свободного развития человека, а также идея политического
плюрализма, предполагающего многообразие взглядов, суждений, политических
организаций, предусмотрены совершенно иные принципы функционирования
государственной власти. В частности, введен принцип разделения властей. Замечу,
что он не исключает, а даже обуславливает взаимодействие разных ветвей власти.
Для того и был введен пост главы государства — Президента, выступающего в роли
своеобразного координатора их деятельности.
И все-таки самое важное в конституционном процессе то,
как институты государственной власти работают для граждан страны. С этой точки
зрения мы показали свою в хорошем смысле выживаемость, состоялись как
государство. Прошедшие двенадцать лет суверенитета и девять лет действия новой
Конституции свидетельствуют о том, что потенциал у нашего народа огромный. С
одной стороны, мы стремимся к построению суверенного государства, с другой — наш
Основной Закон не исключает союзов с другими государствами, то есть учитывает
мировую тенденцию к интеграционным процессам, развивающимся в противовес
глобализации.
Конституция — тот стандарт, которому должны следовать и
граждане, и государство. Надо иметь в виду, что она в большей мере, по словам
американского президента Томаса Джефферсона, является ограничителем власти
правительства. При этом, говоря о правах и свободах, нельзя забывать о том, что
у граждан есть и обязанности. Не выполняя своих обязанностей перед государством
и обществом, гражданин тем самым ограничивает права и свободы других.
Надо также учесть, что нормы Конституции будут
оставаться формальными до той поры, пока в сознании должностных лиц не
произойдут соответствующие изменения. В первую очередь они должны твердо
уяснить: согласно статье 137 Конституция — это акт, обладающий высшей
юридической силой, поэтому ее нормы в силу верховенства имеют непосредственное
действие. В случае пробелов в законодательстве или противоречия Конституции того
или иного подконституционного акта следует применять нормы Основного Закона.
Этому непреложному правилу должны следовать все государственные органы, а
Конституционный суд отвечает за обеспечение верховенства Конституции.
Стоит особо подчеркнуть: в результате ноябрьского
референдума 1996 года была принята новая редакция Основного Закона. Дело в том,
что в мировой практике очень часто после утверждения Конституции парламентами ее
текст выносится на всенародное обсуждение. Это логичный шаг — все-таки такой
важный документ должен быть принят всенародным волеизъявлением, после которого
уже никто не может претендовать на роль редактора его воли. К тому же через два
года после утверждения первоначального текста у нас уже был накоплен
определенный опыт применения Конституции 1994 года, поэтому стремление уточнить
ее отдельные положения вполне понятно.
Хочу обратить внимание на то, что разделы и нормы новой
редакции, посвященные правам и свободам граждан, получили более благоприятное
развитие, а перечень обязанностей не претерпел существенных изменений. Что же
касается органов власти, то произошло определенное перераспределение полномочий.
При этом конституционный принцип разделения властей остался базовым.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |